Поэзия С.М. Городецкого (1906-1918)
Описание файла
PDF-файл из архива "Поэзия С.М. Городецкого (1906-1918)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиЩЕРБАКОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНАПоэзия С.М. Городецкого (1906-1918)Специальность 10.01.01. – русская литератураАвторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2013Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX векафилологического факультета Московского государственного университетаимени М.В. ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорМихайлова Мария ВикторовнаОфициальные оппоненты:Есаулов Иван Андреевичдоктор филологических наук, профессор,Литературный институт имениА.М. Горького,профессор кафедры русской классическойлитературыМельникова Надежда Николаевнакандидат филологических наук,Российский государственныйгуманитарный университет,редактор 1 категории Отдела электронныхизданийВедущая организацияБашкирский государственныйуниверситетЗащита состоится «12» декабря 2013 г.
в 16 часов на заседаниидиссертационного совета на Д 501.001.32 при Московском государственномуниверситете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинскиегоры, 1-й учебный корпус, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ имени М.В.Ломоносова.Автореферат разослан « » _________ 2013 г.Учёный секретарь диссертационного совета,доктор филологических наук, профессорМ.М. ГолубковОбщая характеристика работыИзучение литературного процесса требует воссоздания полнотыкартины.
Однако есть имена, звучащие только в определённой ситуации. Кним можно отнести имя Сергея Городецкого, которое упоминают в основномв связи с манифестами акмеизма. Таким образом, в современномлитературоведении влиятельный поэт начала XX века, интересный не толькокак творческая индивидуальность, но и как «показатель» художественныхориентиров(символизм,акмеизм,реалистическоепостижениедействительности), попал в число «обойдённых вниманием».Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967) – яркий деятельСеребряного века, более 60 лет своей жизни посвятивший литературе.
Онпробовал себя во многих областях: писал статьи, прозу, стихи, переводил сразных языков, рисовал, но впервые заявил о себе именно как поэт. Однакотворчество этого незаурядного и достаточно самобытного автора, ученикаглавныхпредставителейпоэтическихпоэзиидискуссий,литературоведении.Внерубежаполучилоданныймоментвеков,XIX-XXдолжногоучастникаосвещенияпрактическинетвработ,анализирующих его произведения в совокупности на определённомисторическомэтапе.Исключениясоставляютотдельныестатьиипредисловия, а также включение его имени в общие работы, посвященныесимволизму, акмеизму и т.д. Наиболее подробно исследован «армянский»период творчества поэта – ему посвящены книга Ю.С.
Дароняна «СергейГородецкийиАрмения»и(1985)глававнебольшомобзореМ.Д. Амирханяна «Русская поэзия и Ван» (2002). Помимо этого, былизащищены кандидатские диссертации И.А. Островской «ПоэтическоетворчествоС.Городецкого(проблематикаиэволюция)»(1988)иЛ.В. Павловой «Парадигмы 1907 года: «Ярь» С. Городецкого и «Эрос»Вяч. Иванова» (1994). В первой работе основное внимание уделено образуавтора и разработке мифа в творчестве поэта, при этом в центре вниманиянаходятся только второе издание дебютного сборника Городецкого «Ярь»3(1910) и стихи советского периода. Отдельного упоминания заслуживаетвысказываниеисследовательницыотом,что«говоритьонекоемакмеистическом этапе становления лирики Городецкого не имеет смысла»1.Сэтимутверждениемпредставитьсебе,трудночтобысогласиться,ведущийтеоретикпосколькуакмеизманевозможноабсолютнопроигнорировал бы свои теоретические разработки.
Соответственно, именноэтому аспекту исследования в нашей работе уделяется особое внимание. Ктому же, в исследовании Островской довольно много места отведенохарактеристике политической обстановки, что предопределило большуюстепень субъективизма и было определено временем написания работы.Диссертация Л.В. Павловой отличается обстоятельным разбором первогоиздания дебютного сборника поэта и его связей с книгой Вяч.
Иванова«Эрос». Однако исследовательница остановилась только на начальном этапетворческой деятельности Городецкого. Последующее развитие поэта нестало предметом ее рассмотрения, в то время как в предлагаемой работеименно на этом сделан акцент.В настоящее время наиболее доступны следующие издания поэта:Городецкий С.М. «Стихотворения и поэмы» (Л., 1974) и «Избранныепроизведения в двух томах» (М., 1987). Однако в этих книгах представленыдалеко не все произведения автора. Отсутствие многих стихотворений непозволяет полноценно оценить поэтическую эволюцию Городецкого.
Этотпробел отчасти восполняют публикации В. Енишерлова, написавшего рядисследований, посвященных поэзии Городецкого, а также напечатавшегостихотворения из архива поэта, что очень помогло созданию данной работы.Объектом исследования является поэтическое творчество Городецкогов период с 1906 по 1918 гг. Материалом стали книги стихов, созданные вобозначенный период: «Ярь» (1910 г.), включившая в себя стихотворениясборников «Ярь» (1906) и «Перун» (1907); «Дикая воля» (1907); «Русь»1Островская И.А. Поэтическое творчество С. Городецкого (проблематика и эволюция): Дисс. … канд.филол.
наук. Ташкент, 1988. С. 9.4(1909); «Ива» (1912); «Цветущий посох» (1914); «Canti d’Italia» (готовилась кизданию в 1914 г., но так и не была опубликована); «Четырнадцатый год»(1915); «Ангел Армении» (1918); две книги стихов для детей «Ия» (1908) и«Ау» (1913); отдельные стихотворения, появлявшиеся в печати того времени,но не вошедшие в указанные сборники, а также архивные материалы.
Крометого привлекались и литературно-критические, и публицистические статьиавтора, его прозаические произведения, поскольку во многих случаях онипомогают более глубокому анализу поэтического творчества Городецкого.Научная новизна работы заключается в том, что в настоящий моментнет исследований, посвящённых поэзии Городецкого, рассматриваемой подугломзренияформированиясимволистскогомироощущенияпоэта,соединения в его творчестве принципов символизма и акмеизма, а затемвыхода из круга модернистских исканий.
Кроме того, в данной работепредставлена первая попытка анализа дореволюционного творчества поэтасквозь призму создания поэтической книги как особого жанровогообразования, в том числе ставится проблема возможности формирования«книги для детей».АктуальностьнастоятельнойдиссертационногонеобходимостьюисследованияизученияпоэтическогообъясняетсятворчестваГородецкого как одного из ведущих деятелей литературного Серебряноговека, оказавшего влияние на литературный процесс указанного периода вцелом, формирование акмеизма и неомифологического мышления вчастности.Методологическойбазойисследованияпослужилиисторико-литературный, биографический, герменевтический подходы. РазработкиЛ.Я.
Гинзбург,М.Н.Дарвина,О.В. Никандровой,Н.Д.Тамарченко,И.В. Фоменко дали основание для понимания теоретических аспектовисследуемых проблем. Работы о символизме А.П. Григорьева, Л.А.Колобаевой, В.Н. Топорова, А. Ханзен-Лёве, Л.В. Ярошенко, об акмеизме –Л.Г.Кихней,О.А. Клинга,О.А. Лекманова,5Р.Д.Тименчика,трудыпредставителей мифологической школы в фольклористике А.Н.
Афанасьева,Ф.И. Буслаева, О.Ф. Миллера, А.А. Потебни, исследования о поэзии длядетей А.П. Бабушкиной, В. Жибуль, Т.В. Ковалёвой, Л.В. Овчинниковойпомогли определению места произведений С. Городецкого в панорамелитературы Серебряного века. С опорой на книгу В.Н. Топорова«НеомифологизмврусскойлитературеначалаXXвека.РоманА.А. Кондратьева ”На берегах Ярыни”» разработана проблема отраженияязыческого сознания в поэзии и прозе обозначенного времени. Взгляд налитературу о первой мировой войне, представленный О. Цехновицерем иА.И. Ивановым, помог воссозданию противоречивой картины идейнохудожественных исканий соответствующего времени. Книга Ю.С.
Дароняна«Сергей Городецкий и Армения» позволила обнаружить связи поэта сармянскимилитераторами.Сравнительно-историческийметоддалвозможность раскрыть индивидуальность поэта и дать характеристику еготворчества в типологическом плане. Структурно-семантический подходнацелил на анализ книги стихов как единого целого.Целью данной работы является попытка охарактеризовать эволюциюГородецкого как поэта в предреволюционные годы, проанализировать егопоэтический путь с учётом изменений его творческих принципов, выявитьэтапы движения от символизма к акмеизму, осветить деятельность послеликвидации «Цеха поэтов», а также раскрыть своеобразие его поэзии длядетей.Соответственно, предполагается решение ряда задач:1.
Проследить изменения в поэтическом творчестве Городецкого с1906 по 1918 гг.2. Определить основные темы и мотивы его поэзии, спецификупоэтических образов, роль фольклорных источников.3. Показать особенности практической реализации символистскихпринципов в раннем творчестве Городецкого.64. Раскрыть значение публицистических и литературно-критическихвыступлений поэта и его художественной практики для становленияи развития акмеизма.5.