Публицистическое начало в прозе С. Довлатова, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Публицистическое начало в прозе С. Довлатова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
– С.17.31Бахтин М.М. Проблема текста. Заметки 1959 – 1961 гг.// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. – С.423.32Стексова Т.И. Тенденция к диалогизации монологического текста на страницах современной прессы//Русский язык в СМИ http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/participants/psearch.php?pid=176422915содержится некое подразумевание собеседника, что, в свою очередь,«способствует усилению восприятия информации аудиторией»33.В эпистолярии Довлатов реализует суггестивную публицистическуюстратегию, включающую в себя несколько этапов: первый состоит впривлечении «внимания к ситуации, требующей общественной реакции»34,второй – в том, что автор в той или иной форме дает собственную оценкупроисходящего.
И, наконец, на третьем этапе происходит сближениепублициста с адресатом информации «благодаря поиску доступного ипонятного обоим языка»35.При изучении эпистолярия Довлатова обнаруживается авторскоеследование определенной коммуникативной схеме. Во всяком случае, вписьмах присутствует и попытка привлечь внимание читателя к проблеме,которую Довлатов считает значимой, его оценка этой проблемы, и попытканайти с читателем общий язык за счет обоюдного интереса к проблеме. Дажев письмах, обращенных к друзьям, Довлатов остается литературнымдеятелем, с одной стороны, считающим возможным давать наставлениясвоим коллегам, а с другой – как бы находящимся с ними наравне. «Никогдаи никому, особенно – интеллигентным людям, не говори, что Бродскомудалеко до Евтушенко, иначе тебя будут принимать за харьковчанина или, влучшем случае, подумают, что ты перегрелся»36, - советует ДовлатовН.Сагаловскому.
Примечательно, что в одной фразе Довлатов ставитпроблему, дает ей оценку и налаживает контакт с потенциальным читателемс помощью прямого обращения к нему.Если анализировать тип довлатовского читателя на материалесобственнопублицистическойчастиэпистолярия(отбросивличнуюпереписку), получается, что идеальная аудитория Довлатова как бы не33Кудинова Л.В. Проблема функционирования и восприятия публицистического текста аудиторией вусловиях глобализации//Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Проблемы массовой коммуникации».
– Воронеж, 2007. - С.49.34Кудинова Л.В. Автор – текст – аудитория: проблемы диалога в публицистике: дисс. …канд. филол. н. Воронеж, 2009. – С.142.35Там же.36Довлатов С.Д. Письма к Науму Сагаловскому//Малоизвестный Довлатов. – СПб., 1996. – С.337.16способна ему оппонировать. Писатель формулирует свою мысль в письмахтаким образом, как будто он уже заручился поддержкой адресата. Инымисловами, в значительной части писем Довлатова незримо присутствуетдиалог – либо уже состоявшийся (Довлатов уже знает точку зрениячитателя), либо происходящий в данное время.Определенный«публицистическийтемперамент»имеюти«литературные отклики» Довлатова – произведения на литературные темы(рассказы, критические статьи, тексты публичных выступлений, лекции),которые можно объединить термином «филологическая проза».
Даваяоценку писателю, книге или какому-либо литературному явлению, Довлатоввыступает отнюдь не в роли критика – он, как и в художественной прозе, и впублицистике, активный исследователь жизни, не просто рассказывающий оней,аубеждающий,доказывающий,провоцирующийчитателянаопределенную реакцию.Значительная часть произведений Довлатова такого рода дает читателювозможность войти в мир, населенный литераторами: писатель приводитдиалоги своих «собратьев» по перу, анализирует те или иные литературныеявления, смотря на них не со стороны, и т.д.
Невзирая на это, есть основанияговорить о публицистическом начале и в «филологической прозе» Довлатова.Во-первых, многие произведения писателя, принадлежащие к этой жанровотематической группе, носят характер отклика на события, явления, факты,органически вписываясь в контекст публицистики.
Так, рассказ «Мыначинали в эпоху застоя» - не что иное, как отклик на распространение всовременной автору прессе ряда сомнительных клише: «казарменныйсоциализм»,«эпохазастоя»,«административно-команднаясистема».Довлатов выступает против подобных предрассудков, подчеркивая, что«культурнаяжизньстраныширеимногозначнеелюбого,самоговыразительного стереотипа»37.37Довлатов С.Д. Мы начинали в эпоху застоя//Довлатов С.Д. Собр.
соч. в 4 т. – СПб., 2006. – Т.4. – С. 315.17Рассказ лишен яркой публицистической эмоциональности (здесь нетриторических вопросов, восклицаний, эксплицитных призывов), однакоавторское слово все же выполняет свою суггестивную роль благодаряконцентрации идеологем, сосредоточенных в начале текста. Краткообозначен предмет «разговора» и собственная позиция автора. Далее этитезисы лишь подкрепляются фактами. Причем в центре повествованияоказываются не столько сами факты, а отношение автора к ним. Такимобразом, в рассказе ощутим имманентный для Довлатова публицистическийэгоцентризм: его «Я» играет роль организующего начала в тексте.Позицияавтораактивновыраженаив«филологических»произведениях Довлатова, посвященных тому или иному деятелю искусства.Львиная доля таких произведений, разумеется, о писателях.
Но есть иисключения - в частности, рассказ «Верхом на улитке», посвященныйМихаилу Шемякину и написанный в публицистической манере – с иронией,энергично, хлестко. Публицистический тон повествованию Довлатов задает спервых же фраз: «Лично я воспринимаю успех Михаила Шемякина на Западекак персональное оскорбление.
Его успех оглушителен до зависти, мести иполного твоего неверия в себя»38. Обращает на себя внимание тот факт, чтосразу же, помимо обозначения темы рассказа, вводится образ автора. Опятьтаки личностное, субъективное начало здесь является доминирующим приотчетливо выраженной благосклонности автора к персонажу и ироническомотношении к самому себе: «Молодой, знаменитый, богатый, талантливый,умный, красивый и честный…Можно такое пережить без конвульсий? Недумаю…»39Совсем в иной – более сдержанной, серьезной - манере написан рассказ«Вжанредетектива»,представляющийсобойоткликнакнигуМ.Поповского «Дело академика Вавилова». В этом рассказе Довлатоваособенно явно проявляется «нефилологический» статус автора: он оценивает3839Довлатов С.Д.
Верхом на улитке//Довлатов С.Д. Собр. соч. в 4 т. – СПб., 2006. – Т.4. – С.334.Там же.18тот или иной литературный труд с точки зрения его пользы, значимости длякультуры, общественности. Применительно к «Делу академика Вавилова»писатель говорит и об исторической значимости книги, которая, с точкизрения Довлатова, является детективом «в самом высоком и точном значенииэтого слова»40, поскольку Поповский фактически расследовал преступление«самородка Лысенко и его мракобесов-коллег, которые при поддержкевластей и самого Сталина загубили великого ученого и затормозили надолгие годы развитие нашей науки»41.Мысль о том, что в русской литературе «можно обнаружитьодновременно черты бесспорного величия и несомненного убожества»42,звучащий в рассказе «В жанре детектива», Довлатов развивает в лекции«Блеск и нищета русской литературы», прочитанной в университетеСеверной Каролины 19 марта 1980 г.
и являющейся квинтэссенциейтворческой программы Довлатова. Лекция Довлатова – не что иное, какразвернутая эстетическая программа писателя, в которой говорится о егокумирах, о видении основных задач искусства, о соотношении литературы ифилософии и, что самое главное, - о причинах упадка русской литературы.Свой взгляд на проблему Довлатов выражает со свойственной емупублицистической прямотой. Тезисы, обозначаемые Довлатовым в лекции,воспринимаются как данность. Так, по мнению писателя, «русскаялитература, в отличие от европейской и американской литературы, сзападной точки зрения литературой не является»43 (речь идет о заменефилософии и религии литературой как о долговременной тенденции вотечественной истории), а гиганты русской прозы – Толстой, Достоевский,Тургенев, Гоголь – стали жертвами «неудержимых попыток выразить себя вобщественно-политических и духовно-религиозных сферах деятельности»44.40Довлатов С.Д.
Верхом на улитке//Довлатов С.Д. Собр. соч. в 4 т. – СПб., 2006. – Т.4. - С.372.Там же.42Довлатов С.Д. Блеск и нищета русской литературы// Довлатов С.Д. Речь без повода…Или колонкиредактора. – СПб., 2006. – С.228.43Там же.44Там же С.232.4119Истинное призвание литератора – заниматься художественным творчеством,«исполненным достоинства и покоя»45, как это делали Пушкин и Чехов.О своих литературных предпочтениях Довлатов говорит и на лекции«Литература в эмиграции: третья волна», которая проходила в мае 1981 г.в Лос-Анджелесе. В частности, писатель признается в своей любви камериканской прозе за ее «демократизм и отсутствие сословных барьеров»,за «великую силу недосказанности», а также «за внятные и достижимыенравственныеориентиры»46.Особеннообращаетнасебявниманиепоследний пункт: максимальная доступность основной мысли произведения,его идейная «прозрачность» - это то, к чему Довлатов стремился всегда ичасто этого добивался.Заключение содержит основные выводы, обобщающие проведенный вдиссертации анализ.Основные положения диссертационного исследования нашлиотражение в следующих публикациях автора:1.