Публицистическое начало в прозе С. Довлатова
Описание файла
PDF-файл из архива "Публицистическое начало в прозе С. Довлатова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиЛасточкина Екатерина ВасильевнаПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПРОЗЕ С. ДОВЛАТОВАСпециальность 10.01.01. — Русская литератураАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква – 2013Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX векафилологического факультета Московского государственного университетаимени М.В.
ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорКарпов Анатолий СергеевичОфициальные оппоненты:Селеменева Марина Валерьевнадоктор филологических наук, доцентМосковский городской университетуправления Правительства Москвы,профессор кафедры социальной политикиШуников Владимир Леонтьевичкандидат филологических наукРоссийский государственныйгуманитарный университет,доцент кафедры теоретической иисторической поэтикиВедущая организация:Московский городской педагогическийуниверситетЗащита состоится «19» сентября 2013 г.
в 16 часов на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.32 при Московском государственномуниверситете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, ГСП-1,Ленинские горы, 1-й учебный корпус, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московскогогосударственного университета им. М.В. ЛомоносоваАвтореферат разослан «»2013 г.Ученый секретарь диссертационного совета,Доктор филологических наук,профессорГолубков Михаил МихайловичОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫПереплетение, «сплав» художественного и публицистического началобнаруживается в произведениях целого ряда отечественных писателейвторой половины XX века.
В научных работах по данной теме многократнофигурируеттерминологическоесловосочетание«художественно-публицистическая ветвь русского реализма»1, вершины которой - творчествоА.И. Солженицына, В.Г. Распутина и В.П. Астафьева. Связь в творчествеэтих авторов изящной художественности и некой коммуникативнойжесткости,конкретности,присущейпублицистике,являетсяглубокоорганичной, поскольку в этом заключается «сама природа их таланта»2.О взаимодействии художественного и публицистического начал можноговорить и применительно к прозаическому наследию С.Д.
Довлатова,творчество которого довольно глубоко изучено современной наукой.ПредметомисследованиявдиссертационныхработахоДовлатовестановились специфика юмора3, особенности повествования4, жанровыеобразования5икоммуникативныестратегии6впрозеписателя,интертекстуальность7.
Исследователи сходятся во мнении, что стильДовлатова сугубо индивидуален, исключителен, и характеризуют творческуюманеру писателя как эссеистичную, намеренно дискретную, либеральную сэтической точки зрения и т.д.Между тем, с нашей точки зрения, одну из важнейших особенностейтворческойманерыДовлатова,являющейсяпредметомнашегоисследования, можно обозначить как проявление публицистического начала1См.: Гончаров П.А. Творчество В.П.
Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов. – М., 2003.Малаховская М.В. Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева (1980 – 1990-егоды): автореф. дисс. …канд. филол. н. – М., 2010. – С.5.3См.: Вознесенская О.А. Проза Сергея Довлатова. Проблемы поэтики: дисс. …канд. филол. н. – М., 2000;Федотова Ю.В. Проза Сергея Довлатова: экзистенциальное сознание, поэтика абсурда: дисс.
…канд. филол.н. – Череповец, 2006.4См.: Баринова Е.Е. Метатект в постмодернистском литературном нарративе (А. Битов, С.Довлатов, Е.Попов, Н. Байтов): дисс. …канд. филол. н. – Тверь, 2008;5См.:Власова Ю.Е. Жанровое своеобразие прозы С.Довлатова: дисс.
…канд. филол. н. – М., 2001.6См:Погосян Н.В. Коммуникативные стратегии в прозе С. Довлатова («Ремесло», «Наши», «Чемодан»):дисс. …канд. филол.н. – М., 2012.7См.:Вейсман И.З. Ленинградский текст Сергея Довлатова: дисс. …канд. филол. н. – Саратов, 2005.21в творчестве писателя. Публицистическая доминанта находит выражение какв собственно художественной прозе Довлатова, так и в его журналистскихпубликациях, и, наконец, в так называемой «филологической прозе».Последние два пласта мы объединяем термином «метапублицистика».Формы проявления публицистического начала в творчестве Довлатовасоставляют объект данного исследования.Учитывая специфические свойства, имманентные публицистическомутексту (публицистичность в тексте реализуется прежде всего благодаряактивной авторской позиции, повышенной эмоциональности, суггестивности,острой актуальности фактуры текста), цель нашего исследования можнообозначитькакизучениеприсущихтворческойманереДовлатоваособенностей проявления в тексте публицистической доминанты.Все сказанное обусловливает постановку и решение следующих задач:1.
изучениеосновныхсоциокультурныхфакторовразвитиятворческой индивидуальности Довлатова, а именно – склонностиписателяк«публицистической»интерпретациидействительности; 2. характеристика своеобразия работы Довлатова в газете, особенноярко проявившегося в пору сотрудничества в газете «Новыйамериканец»; 3. определение особенностей радиопублицистики Довлатова; 4. выделение ярко выраженной публицистической доминанты какодной из ключевых черт поэтики художественной прозыДовлатова,рассмотрениеосновныхпроявленийпублицистического начала в художественной прозе писателя; 5. выявление в эпистолярии и «филологической прозе» Довлатовапублицистической составляющей. Материалом исследования стали художественные (книга рассказов«Чемодан», повести «Зона», «Заповедник», «Компромисс», «Ремесло»,“семейный альбом” «Наши») и публицистические произведения Довлатова2(очерки, входящие в состав «Колонок редактора», цикл радиоматериалов«Простые люди», радиоочерки «Тайна переписки», «Сергей Есенин»),эпистолярное наследие писателя и «филологическая проза» (текстывыступлений, лекций, рассказов на литературные темы).Методология данного диссертационного исследования основываетсяна комплексном подходе, включающем использование биографического,историко-литературного, сравнительно-типологического, стилистического исравнительно-типологического методов анализа.Теоретико-методологической базой работы являются исследованияотечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам теориипублицистики (работы В.Г.
Березиной, Н.Б. Ипполитовой, Л.Г. Кайды, Е.П.Прохорова, М.И. Стюфляевой, А.А. Тертычного, М.С. Черепахова и др.),особенностям языка публицистического текста (работы Н.И.Клушиной, Г.Я.Солганика и др.), специфике эпистолярного творчества (работы С.И.Гиндина, И.А. Лешутиной, Ф.А. Ноделя и др.) и «филологической прозы»(работы К.А. Кокшеневой, О.Ф. Ладохиной, В.И.
Новикова и др.), проблемампоэтики Довлатова (работы И.Н. Сухих, А.Ю. Арьева, А.А. Гениса, И.З.Сермана, В.Д. Алейникова, В.П. Высевкова, Г.А. Доброзраковой, О.А.Вознесенской, Н.В. Погосяна и др.).Положения, выносимые на защиту:I.Значительное влияние на формирование «публицистического»мироощущения Довлатова оказали социокультурные условия, аименно–дух«шестидесятничества»,популярностьидеииндивидуализма и автономности существования личности (и, какследствие, популярность творчества американских писателейЭ.Хемингуэя, У.Фолкнера и Ш. Андерсона), склонность кэтическому либерализму, острый интерес к социальным иполитическим коллизиям.II.С.Довлатов – создатель индивидуального публицистическогостиля, отразившегося на формате газеты «Новый американец».3Главная заслуга Довлатова-редактора и наиболее яркого автора –налаживание «обратной связи с читателем», одним из «каналов»которой стали «Колонки редактора» - серия принадлежащихписателюочерков.интерактивность,Важнейшаяособенностьпроявившаясяв«Колонок»-тематической«диверсификации» материалов, входящих в данную рубрику, тонинтимного повествования, описание авторских перцептивныхпереживаний. III.Ориентация на аудиторию – наиболее значимая особенностьрадиопублицистики Довлатова.
О стремлении к коммуникации сослушателем-реципиентомговориткомпозиционнаяистилистическая адаптация текстов радиопередач писателя, ихлаконичность и простота с точки зрения речевого оформления. IV.Наличие публицистической доминанты – одна из основныхособенностей собственно художественной прозы Довлатова,играющая текстообразующую роль в целом ряде произведенийписателя.1. Главным публицистическим модусом в повести «Зона» являются«Письмакиздателю».Ихконцептуальныеособенности,имманентные публицистике - наличие утверждаемых авторомидеологем, яркая коннотация как проявление суггестивногоначала, использование «готовой» интерпретации как механизмаубеждения. 2. В книге рассказов «Чемодан» главную публицистическуюнагрузку несет детализация. Художественная деталь в сборнике –эксплицитноеотражениеавторскойпозиции,носительпублицистической коннотации.3.
Публицистическое начало в книге «Наши» обнаруживает себяпрежде всего благодаря приему интимизации повествования,который является одним из публицистических средств и служит4минимизации коммуникативного расстояния между автором ичитателем.V.Проявление публицистической доминанты обнаруживается в«метапублицистике» Довлатова, объединяющей эпистолярноетворчествописателяиего«филологическуюпрозу».В«метапублицистике» Довлатова реализуется коммуникативнопрагматическая ось «Я - ТЫ» (ее характеристики - диалогизация,политематичность, полифункциональность текста, отражениеособенностей речевого этикета, синтез элементов различныхфункциональных стилей), более всего свойственная собственнопублицистическому тексту. VI.«Невидимое морализаторство» - универсалия творческой манерыДовлатова, суть которой состоит в соединении обыденногоразговора с поучительными сентенциями, некой дидактическойдоминантой, что, с одной стороны, не ущемляет достоинствачитателя, а с другой – позволяет автору воздействовать на него. Практическаязначимостьработыопределяетсявозможностьюиспользования ее содержания в специальных исследованиях, а также влекционных курсах по истории русской литературы второй половины ХХ в.,спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам развития литературы«третьей волны» эмиграции, в частности, творчества С.Довлатова.Апробация работы проходила на VII Международной научнопрактической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки:современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2012), IIМеждународнойнаучно-практическойконференции«Тенденциииперспективы развития современного научного знания» (Москва, 2012), VМеждународной научно-практической конференции«Язык и культура»(Новосибирск, 2013).Основные положения диссертации нашли отражение в 8 публикациях,4 из которых вышли в журналах, рецензируемых ВАК РФ.5Структура диссертации определяется указанными целью, задачами иметодологическими установками настоящего исследования.