Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Отзыв официального оппонента (авт. Азаров Ю. А.)

Отзыв официального оппонента (авт. Азаров Ю. А.) (Образ героя-интеллигента в русской литературе 1920–1930-х гг. - литературная метрополия и диаспора (Диалог с опытом китайской литературы 1950 – 1960-х гг.))

PDF-файл Отзыв официального оппонента (авт. Азаров Ю. А.) (Образ героя-интеллигента в русской литературе 1920–1930-х гг. - литературная метрополия и диаспора (Диалог с опытом китайской литературы 1950 – 1960-х гг.)) Филология (31611): Диссертация - Аспирантура и докторантураОтзыв официального оппонента (авт. Азаров Ю. А.) (Образ героя-интеллигента в русской литературе 1920–1930-х гг. - литературная метрополия и диаспора (2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Азаров Ю. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Образ героя-интеллигента в русской литературе 1920–1930-х гг. - литературная метрополия и диаспора (Диалог с опытом китайской литературы 1950 – 1960-х гг.), Документы. PDF-файл из архива "Образ героя-интеллигента в русской литературе 1920–1930-х гг. - литературная метрополия и диаспора (Диалог с опытом китайской литературы 1950 – 1960-х гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ОТЗЫВ официального оппонента о диссертации Тан Мэн Вэя «ОБРАЗ ГЕРОЯ-ИНТЕЛЛИГИ1ТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920-1930-х гг.: ЛИТЕРАТУРНАЯ МЕТРОПОЛИЯ И ДИАСПОРА. (ДИАЛОГ С ОПЫТОМ КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1950 — 1960-х гг.)», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специ- альности 10.01.01 — русская литература Представленная работа, несомненно, имеет новаторский характер, в ней анализируется богатый и„главное, показательный для выявления искомых закономерностей материал.

Аргументированной и оригинальной можно признать формулировку темы диссертации, посвященной воплощению образа героя-интеллигента не только в русской (и прежде всего в ней), но и китайской литературе. Все познается в сравнении. Китайский материал не только удачно дополняет анализ особенностей русской литературы ХХ века, что, можно повторить, составляет главную задачу исследования, но и в ряде случаев подтверждает выявленные закономерности ее развития.

Обе литературы рассматриваются на материале двух потоков, в случае китайской — материкового и островного (тайваньского). Правомерна ли подобная постановка проблемы? Да, безусловно. Некая схожесть исторических путей России и Китая обусловила появление аналогичных явлений в литерагуре обеих стран, на что Тан Мэн Вэй и обратил внимание. В результате исторических перемен появились произведения, в центре которых стоял образ героя- интеллигента, стремящегося обрести свое место в новой действительности.

Как весьма продуктивную следует оценить идею сопоставления двух литератур в их знаковых, можно сказать, для истории ХХ века проявлениях — феноменах метрополии и эмиграции. Объектом исследования стали такие яркие представители русской литературы, как М.А. Булгаков и Г.И. Газданов, судьбы которых после Октябрьской революции сложились по-разному: один из них оставался в Советской России, другой обрел свою судьбу в эмиграции.

В работе анализируется цикл рассказов «Записки юного врача» и «Вечер у Клэр», которые диссертанту представляются наиболее показательными с точки зрения подтверждения выявленных закономерностей. Тан Мэн Вэй предположил, что сходные темы могли появиться после разделения китайской литературы в результате образования КНР и перемещения руководства Гоминьдана на Тайвань. Забегая вперед, отметим, что это предположение ему удалось наглядно подтвердить в процессе проведенного анализа.

В китайской литературе его заинтересовали две фигуры, жизненные пути кото- рых после 1949 года разошлись, а сама национальная литература разделилась на два потока. В этом разделении автор закономерно увидел немало схожих черт с расколом русской литературы после Октябрьской революции и, в частности, в широком распространении ностальгических мотивов и так называемой «литературы воспоминаний».

Это писатель из КНР Ван Мэн ~рассказ «Новичок в орготделе») и тайванец Бай Сяньюн 1'сборник рассказов «Тайбэйцы»). Подробно анализируется влияние, которое оказала на материковую литературу «культурная революция», в ходе которой направленная против «буржуазной интеллигенции» кампания продолжалась до 1976 года, то есть до смерти Мао Цзэдуна.

Ван Мэн, в рассказе «Новичок в орготделе», объективно показавший процесс формирования коммунистической бюрократии, был исключен из партии и направлен на «трудовое перевоспитание». После реабилитации он смог вернуться в Пекин и в 1986 году стал министром культуры КНР. Анализируя рассказ Ван Мэна, диссертант справедливо отмечает «явную авторскую склонность к опыту русской, или точнее, советской литературы» 1с. 157).

И далее: «Как и юный врач у Булгакова, в рассказе Ван Мэна герой проявляет себя в прямом столкновении с незнакомыми ему ранее темными сторонами реальной действительности, с осгрыми проблемами народной жизни» ~с. 157, Важно и другое. Необходимо признать актуальность защищаемого труда, поскольку в последнее время все более возрастает интерес литературоведов к проблеме самоидентификации личности художника и писателя, самым разным аспектам этого процесса, Исследование в целом посвящено изучению в рамках заявленной темы особенностей художественного и сюжетного своеобразия названных произведений и выявлению характерных художественных тенденций в утверждении образа героя-интеллигента на разных путях русской литературы: в Советской России и в зарубежье. Кроме того„поставлена задача выявления черт типологического сходства в судьбах разделенных русской и китайской литератур ХХ века.

Хотелось бы особо отмегить, что диссертация является первой — и в этом смысле уникальной — научной работой, в которой анализируются общие черты и вместе с тем особенности разделенных по политическим причинам русской и китайской литератур. Что касается опыта изучения внутренней целостности обеих литератур и соотношения их двух потоков, то диссертант использует «формулу», в свое время предложенную А.И. Чагиным — «одна литература и два литературных процесса». Исследование Тан Мэн Вэя отличается новизной, он привлекает богатый и — самое главное — не изучавшийся с избранной точки зрения материал: диссертант впервые прослеживает трансформацию образа героя-интеллигента в разных исторических условиях.

Кроме того, он рисует общую картину двух ветвей китайской литературы 1950-60-х годов и одновременно находит черты типологической близости в их развитии, С диссертантом нельзя не согласиться, когда он утверждает (с. 12), что разработанные в процессе исследования модели и принципы сопоставительного анализа могут быть применены для анализа типологически сходных явлений в искусственно разделенных литературах. При изучении диссертации возникли вопросы, которые хотелось бы задать ее автору. На с. 172 цитируются слова Д.С. Мережковского «Мы не в изгнании, мы в послании».

Так ли это7 Необходимо заметить, что разные авторы приписывают их не только Д.С. Мережковскому, но и 3, Гиппиус, а также Н. Берберовой. Известный знаток первоисточников Ренэ Гера в статье «Несостоявшийся диалог. Русская эмигрантская культура и французская интеллигенция.1920 — 1970» (Новый журнал. 2009. № 257) полагает, что они принадлежат 3.

Гиппиус. Вероятно, основой для крылатого выражения могла послужить и цитата из «Лирической поэмы» Н. Берберовой (Современные записки. 1927. Кн. ХХХ. С. 230): «Я говорю: я не въ изгнаньи, / Я не ищу земныхь путей. / Я не въ изгнаньи — я въ посланьн, / Легко мне жить среди людей». Еще несколько вопросов. «Можно сказать, — утверждает диссертант в заключении, — что главный залог и главное условие громкого успеха у обоих молодых авторов лежит именно в их нелегком пути в эмиграцию и в самом изгнании» (с. 178).

Речь идет о Бай Сяньюне и Г, Газданове. Но так ли это7 Мог ли нх талант раскрыться только благодаря эмиграции? Впрочем„однозначный ответ на этот вопрос вряд ли возможен. Что имеет в виду диссертант, когда утверждает: «В 1994 году Бай Сяньюн вышел на пенсию, но его влияние на литературу и искусство продолжается и по сей день» (с.

161)? Означает ли это, что на пенсии он перестал писать, но сохранил свое влияние? Правомерно ли утверждение, что Бай Сяньюн <сжил и творил преимущественно на своей территории, окруженный своей языковой средой, хоть и в изгнании»7 (с. 178) Известно, что в 1963 году он переехал в США. Получается, что и Бай Сяньюн, подобно Газданову, «жил и писал в окружении чужой национальной культуры» (с. 178).

Кстати, в США его заинтересовала. тема жизни китайцев в Америке, и лишь в 1983 году в романе «Нецзы» («Грешники») писатель вернулся к тайбэйской тематике. Не совсем понятны причины включения в раздел библиографии (№ 125) «Работы по китайской литературе 1950 — 1960-х и.» книги А.В. Бахраха «По памяти, по записям: Литературные портреты» ~Париж: ?.а Ргеззе?.1Ьге, 1980). Впрочем, высказанные замечания не имеют принципиального характера. Понятно, что они не снижают очевидной научной ценности проведенного диссертантом исследования.

В заключение необходимо отметить, что автореферат и опубликованные работы адекватно отражают содержание диссертации. Вынесенный на защиту труд представляет собой научно-квалификационную работу, отличающуюся новизной, актуальностью и имеющую теоретическую и практическую значимость. В ней содержится решение научной задачи„которая имеет существенное значение для современной филологической науки. Диссертация полностью соответствует критериям 9 и 10 пунктов «Положения о порядке присуждения ученых степеней» ВАК РФ, а ее автор Тан Мзн Вэй заслуживает присвоения ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 — русская литература, Ведущий научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы им.

А.М. Горького РАН доктор филологических н Сведения об авторе отзыва Азаров Юрий Алексеевич Электр. почта: тапипойГа~та11,ги Тел. 1915)3891610 Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Институт мировой литературы нм. А.М. Горького РАН Адрес: 121069, г. Москва, ул. Поварская 25а Телефон: (495) 690-50-30 Факс 1495) 609-95-16 Бша11: ЫоЫпз11.ги Список работ по теме диссертации ЮА. Азаров. Гайто Газданов и журнал "Современные записки" // Гайто Газданов в контексте русской и западноевропейских литератур.

М.: ИМЛИ РАН, 2008. Ю.А. Азаров. «Русские записки»: «столица» и «провинция» // Литература русского зарубежья, 1920-1940. Выпуск У. М.: ИМЛИ РАН, 2013. Ю,А. Азаров, Парижский журнал «Новый Град: утопия и реальность // Литературное зарубежье.

Лица. Книги, Проблемы. Выпуск Ч11-Ч111. ИМЛИ РАН, М.: 2015, Ю,А. Азаров. Булгаков лля всех // Литература в школе, 2012. № 1. Ю.А. Азаров. Проблема изучения литературных центров первой русской эмиграции на современном этапе // Вга11«1ача: 81оча1с Асадеш1с Ргезз — 1)з1а«з«егоре) 111ега10гу ЯАУ, 2012. Ю.А. Азаров .

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее