Отзыв ведущей организации (сост. Коваленко А. Г.) (Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации (сост. Коваленко А. Г.)" внутри архива находится в следующих папках: Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского, документы. PDF-файл из архива "Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ ведущей организации — Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российского университета дружбы народов на диссертационную работу Золотько Ольги Вячеславовны «Образ „золотого века" в творчестве Ф.М. Достоевского», представленную на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 — «русская литература» Выполненная работа находится в ряду современных исследований, посвященных изучению образной структуры произведений Ф.М.
Достоевского. Предметом диссертации послужил образ «золотого века» из античного мифа о счастливом периоде в истории человеческого рода. В художественных и публицистических произведениях Ф.М. Достоевского диссертант обнаруживает различные вариации данной мифологемы. Актуальность диссертации определяется неизменным интересом к поэтике Ф.М, Достоевского в отечественном литературоведении и отсутствием обобщающего исследования, посвященной заявленной теме. В анализе образа «золотого века» автор продемонстрировала владение различными методами литературоведческого исследования: сопоставила образ «золотого века» в произведениях европейской литературы и его отражение в творчестве Ф.М. Достоевского, изучила эволюцию образа «золотого века» в черновиках и окончательных редакциях произведений писателя, указала его место в образной и идейной структуре текстов Ф.М, Достоевского, обнаружила связь данного образа с характерами героев, видящих сон о «золотом веке», определила сюжетные, психологические особенности сновидения о «золотом веке», сделала ряд наблюдений над стилистической и жанровой разработкой образа «золотого века» Ф.М.Достоевским.
Многоаспектный подход к анализу образа «золотого века» позволил диссертанту выйти к новым обобщениям о творческом процессе писателя. Все это определяет научную новизну и значимость исследования. Структура и содержание диссертационной работы находятся в логическом единстве и соответствуют поставленной цели и задачам исследования. Во Введении обосновывается отбор материала для исследования, рассматриваются работы отечественных и зарубежных исследователей, затрагивавших данную тему. В обзоре литературы диссертант констатирует возможность различных подходов к интерпретации образа «золотого века», в собственном исследовании производит обобщение методологических находок, выработанных предшественниками.
В первой главе диссертант рассматривает образ «золотого века» в произведениях других авторов, на которые ссылается Ф.М. Достоевский, а также намечает компоненты образа «золотого века» в текстах Ф.М. Достоевского," данный раздел играет роль историко-культурного комментария, необходимого для дальнейшего анализа, Обособленное место в этом комментарии занимает раздел о «рае на земле» и «золотом веке», так как в нем автор проводит лексический анализ текстов самого Ф.М, Достоевского. Однако доводы диссертанта в пользу такого изложения материала в принципе не вызывают возражений: «различие понятий основано на происхождении из разных источников, поэтому их разграничение целесообразно поместить в данной главе» (с.
45). В целом, в первой главе автору удалось представить образ «золотого века» в творчестве Достоевского как результат синтеза различных источников, в числе которых античная легенда, Ветхий Завет, картина «Асис и Галатеи» Клода Лоррена, творчество Сервантеса, Шиллера, произведения социалистов-утопистов. Вторая глава посвящена анализу образа «золотого века» в произведениях Ф,М Достоевского. Включение черновых вариантов произведений в круг рассматриваемых текстов позволяет О.В. Золотько проследить эволюцию данного образа в творчестве Ф,М.
Достоевского. Автор делает оригинальное наблюдение, вычленяя некоторые черты характера, которые объединяют героев, видящих сон о «золотом веке» (оторванность от почвы, неспособность к любви к ближнему, склонность к мечтательству и др.), эта общность, по мнению О.В. Золотько, связана с образом «золотого века»: «В самом сне о „золотом веке"' заложены некоторые существенные черты личности человека, которому мог бы присниться такой сон» (с.
130 — 131), Общим для Ставрогина, Версилова и Смешного человека оказывается и комплекс идей, которые они ассоциируют с образом «золотого нека» (идея бессмертия, идея существования Бога, «всечеловеческая» любовь и др.). Заслуживает упоминания убедительный анализ психологической обусловленности сновидения о «золотом веке», выявление архетипической природы. Достаточное внимание диссертант художественным деталям, составляющим образ «золотого века», в особенности, образу солнца в сновидениях Ставрогина, Версилова, Смешного человека; интересен также анализ «костюма „золотого века" », который появляется в публицистической заметке Ф.М. Достоевского «Золотой век в кармане», и анализ образа цветов как атрибута «земного рая» в статье «Что на водах помогает: воды или хороший тон?».
В Заключении автор делает итоговые выводы, суммирующие результаты исследования, Несмотря на высокий научный уровень работы, необходимо сделать следующие замечания; 1. В работе над методологической базой диссертанту следовало бы обратить большее внимание на специфику мифологического образа и принципы его анализа.
Недостаточно четкое его понимание автор обнаруживает в следующем утверждении по поводу незаконченной статьи Ф.М. Достоевского «Социализм и христианство»: «по этому наброску мы понимаем, что представление о „золотом веке" в какой-то мере разделял сам писатель, и для него миф о „золотом веке" имел реальную историческую основу, был поэтическим преданием о периоде „непосредственного" существования „в массе"» (с. 196). Данный тезис нуждается в уточнении: насколько правомерно из высказывания писателя о реальном периоде истории человечества следует вывод о вере Ф.М. Достоевского в миф о «золотом веке»? 2.
В первой главе диссертации автор разграничивает понятия «золотой век» и «рай на земле» в лексиконе Ф.М. Достоевского, указывая на сходство и различие их значений в определенных контекстах. Данное разграничение представляется необходимым для обоснования выбора исследуемых в работе текстов: психологический переворот, о котором говорит старец Зосима, «принесет осуществление „земного рая", предвестие прихода Христа и наступления Царства Христова (и в этом значении для Достоевского невозможно употребление словосочетания „золотой век", так как в „золотом веке" не было Христа)» (с, 54).
Однако далее в анализе заметки «Что на водах помогает: воды или хороший тон?» автор словно игнорирует этот дифференциальный признак и утверждает, что «Достоевский находит в образе „золотого века" иносказательную форму для своих размышлений о несовершенной природе человека и о стремлении к идеалу Христа, Через цитаты (прямые и скрытые) образ „золотого века" связан и с евангельским образом Царства Небесного, и с утопиями социалистов» (с. 212), Этот вывод нуждается в дополнительном обосновании.
3. В некоторых фрагментах диссертационной работы (особенно в разделе о рассказе «Сон смешного человека») заметна увлеченность автором подробным анализом произведений, их сюжетной, образной структурой„ особенностями поэтики; при этом толкование текстов Ф.М. Достоевского диссертантом иногда как бы заслоняет анализ собственно анализа «золотого века». Этот недочет мог быть устранен более четким аргументированием необходимости данных рассуждений в том или ином случае.
Сделанные замечания носят частный и рекомендательный характер и не влияют на общую положительную оценку проделанной диссертантом работы. Диссертация представляет собой ценный вклад в изучение творчества Ф.М. Достоевского. Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов в вузовском и школьном преподавании русской литературы Х1Х века, в разработке общих и специальных курсов по истории литературы. В диссертации проанализирован большой объем материала, выработан оригинальный подход его интерпретации. Положения, выносимые на защиту, убедительны и подкреплены проведенным исследованием, поставленные задачи успешно решены.