Диссертация (Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке". PDF-файл из архива "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
– Изд-во: Питер,2011. – C. 20–37.81Лабунская, В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальнаяпсихология и общество – 2010. – №1. – C. 32.3577Французская исследовательница Сабин Мельшиор-Бонне в своейкниге «История зеркала» рассматривает различные аспекты этого предмета иего символическое значение.82 Автор пишет, что из того, что мы видим,меньше всего нам знакомо собственное лицо. Современные психологивысказывают мнение о том, что изображение себя в сознании человеканеустойчиво, несмотря на информацию, которая есть у него (фотографии,видеофильмы). «Созерцать свое изображение – это значит натыкаться насвои границы и пределы, это означает видеть, как время вершит своюразрушительную работу, это значит постигать причиняющие боль очевидныевещи, порождающие страх, от которых человек старается защитить себя, аименно осознавать свою биологическую реальность и свою конечность,смертность; всякое зеркало есть зеркало тщеславия».83В.А.
Подорога в уже упомянутой книге «Феноменология тела»высказывает предположение о том, что наше убеждение в реальности нашеготелесного присутствия в мире («чувство я») опирается лишь на зеркальноеотображение.«Мой взгляд на меня самого как Другого в зеркальномотображении должен совпасть с моим воображаемым телесным обликом,внутренним чувством телесного "я" и его переживанием как моего. <…> Иполнота моего присутствия в мире зависит от насыщенности этого мирамоими зеркальными Двойниками, чьи знаки присутствия могу расшифроватьтолько я».84Наряду с постоянным желанием смотреться в зеркало, так называемым«нарциссизмом», существует и страх зеркала.
Священник Павел Флоренскийв своих «Воспоминаниях прошлых лет» рассказывает об этих страхах.В особенности он страшился ночных зеркал: ему казалось, что зеркальныйдвойник повторяет его, но в какой-то момент «вдруг усмехнется, сделаетМельшиор-Бонне, С. История зеркала / пер. с фр. Ю.М. Розенберг. – М.: Новое литературноеобозрение, 2006. – 474 с.83Там же. С. 377.84Подорога, В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. – М.: АдМаргинем, 1996.
– С. 170.3682гримасу и станет самостоятельным, сбросив личину подражательности».85Русский полководец Александр Суворов не переносил даже вид зеркальнойповерхности, и все зеркала были завешены.Следуетотметить,чтосуществуетопределеннаясвязьмеждуфеноменами «зеркала» и «селфи» А именно, оба служат для самопрезентациив виртуальном пространстве. Селфи (англ. selfie от self сам себя) – одно изактуальных слов последнего времени, оно означает фотографию самого себя,своего рода автопортрет, сделанный на смартфоне или планшете. Это слововпервые появилось в Австралии на одном из интернет-форумов в 2002 г.Слово selfie было выбрано Словом Года в 2013 г.
в английском языке. Врусском языке оно получило известность в начале 2010-х гг., но пока незафиксировано ни в одном из словарей. Актуальность этого словаподтверждается его продуктивностью. В качестве синонимов монопода, илипалкидляселфи,(англ. Narcisstick)используютсяиливолшебнаясловосочетанияпалочкаНарциссапалкаНарцисса(англ. WandofNarcissus).86Понятие самопрезентации рассматривается в энциклопедическомсловаре «Психология общения». Авторы дают его определение и подробноеописание с указанием на новейшие исследования в этой области.«Самопрезентация (англ.self-presentation) – акт самовыражения в процессеобщения, направленный на создание определенного впечатления о себе».87ЗначительныйвкладвизучениемеханизмовсамопрезентациивнесИ. Гофман, о работах которого говорилось выше.
Автор создал концепциюсоциальной драматургии, в которой рассмотрел данный процесс черезФлоренский, П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых лет. – М.: ООО «Издательство АСТ»,2004. – С.238.86Григорьева, О.Н. Внешние и внутренние заимствования в языке современных СМИ // Учимсяговорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ. – М.: Фак. журн. МГУимени М. В. Ломоносова; Некоммерческ. партн-во фак. журн, 2016. – С.
67.87Шкуратова, И.П. Самопрезентация // Психология общения. Энциклопедический словарь / подобщ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С.227.3785исполнение человеком социальных ролей.88 Американский профессор психологии и нейрологии Марк Лири описал «тактику красования, целью которойявляетсядемонстрацияанглийскомсвоегопривлекательноговнешнеговида.Вязыке она получила название «адонизация» по именимифологического героя Адониса, который был влюблен в самого себя».89В отечественной психологии визуальная самоподача образа Яисследовалась Е.А. Петровой с позиции психосемиотического подхода.90Реализация образа Я происходит с участием трех семиотических систем.
Этогабитус [лат. habitus внешность, наружность] – физический облик,особенности лица и тела; костюм – одежда, обувь, аксессуары, прическа икинесика – мимика, походка, жесты. Для каждой из этих систем Е.А. Петроваразработала каталоги визуальных знаков и их значений и исследовала ихиспользование в коммуникации разных социальных групп.91В настоящее время развивается научное направление имиджелогии,цельюкоторогоявляетсяизучениезакономерностейсозданияифункционирования персональных, групповых и предметных имиджей.Имидж [англ. image < лат. imago – образ, подобие] – определенный образизвестнойличностииливещи,создаваемыйсредствамимассовойинформации, литературой или самим индивидом.92 Этот термин ввеламериканский экономист Стэнли Болдуин в 1960 г. Еще в средние векаитальянский мыслитель Никколо Макиавелли говорил о необходимостиимиджа для политика.
Каждый государственный деятель должен иметьсоответствующую маску, или личину.93Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ, и вступ. статья А.Д.Ковалева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», Кучково поле, 2000.89Шкуратова, И.П. Самопрезентация // Психология общения.
Энциклопедический словарь / подобщ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 228.90Петрова, Е.А. Знаки общения. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 254 с.91Шкуратова, И.П. Самопрезентация // Психология общения. Энциклопедический словарь / подобщ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 228.92Комлев, Н.Г. Словарь новых иностранных слов. – М.: Издательство московского универсиета,1995. – 141 с.93Панасюк, А.Ю. Имидж // Энциклопедический словарь.– М.: РИПОЛ классик, 2007. – 768 с.8838Имидж – это средство, при помощи которого человек отражает своиличные особенности, и в результате представления этих особенностей онполучает оценку в глазах других.Индустрия имиджа появилась с рождения общества потребления.Французский философ Мишель Фуко, когда объясняет действие имиджа начеловека, упоминает, что имидж скрывает правду.
По его мнению, когдачеловек продвигается в процессе развития цивилизации по пути культурногосуществования, истина, которую он получил с помощью жизненного опыта,уже не является его истиной. Из-за форм общественного сознания человекиспытывает не свою истину, а культурную истину, которая создалась вобществе. Жизнь иллюзиями воспринимается как реальная жизнь. Именно поэтой причине имидж, составляемый культурными кодами, на самом делемакияж, отлично сделанный нам. Этот макияж скрывает истину и показываетто, чего нет, но как будто существует.94Создаваясвойимидж,человеквкладываетвнегостарые,традиционные, и новые, одному ему известные смыслы. «Новые значения иактивизация новых культурных смыслов, известных в предшествующейкультуре, создаются как владельцами имиджей, так и теми, кто начинает ихвоспринимать и трактовать по-новому <…>.
А в восприятии другого вещивсегда появляются в преображенном или превращенном виде».95Р. Барт в книге «Система моды» приводит интересную иллюстрациюсуществования имиджа в культурном пространстве: «Толщина, тучностьценятся во многих культурах (во всех первобытных), потому что онисигналят о том, что еды хватает, данная особь имеет все физическиевозможности, чтобы прокормить себя.
“Богатое тело” – глубоко укорененная,вырвавшаяся из глубин исторического сознания или подсознания метафора.“Худое тело” – плохое, бедное, голодное. <…> Когда еды много, то ценностьФуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина и Н.С.Автономовой. – СПб.: А-cad, 1994. – С.18.95Черемушникова, И.К. Имидж в культурном пространстве: между «миром кодов» и «миромсмыслов» // Вестник Волгоградского гос. университета.
Сер. 7, Философия. – 2011. – № 1 (13). – С.35.3994ее падает, ее уже не копят на себе в виде складок, а копят в сберкассе. Так,парадоксальным образом в сытое время именно худоба становитсяпризнаком богатства».96В настоящее время по всему миру вкладываются значительныефинансовые средства в продвижение «образцов для подражания». Одним изспособовтакогопродвиженияявляютсяизображения«эталонной»внешности. Например, в женских журналах (Vogue, Marie Claire, Glamourт.д.) тело, особенно женское тело, занимает большое место.