Диссертация (Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке". PDF-файл из архива "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Латинскийкорень vit (vita, жизнь) все чаще заменяется на vitr (in vitro, в пробирке, вискусственной среде) или на virt (virtual, виртуальный, воображаемый,симулируемый)».50Отдельный интерес представляют исследования российского философаВ.А. Подороги, в которых «тело выступает как мысленный, множественныйобраз, как ряд сменяемых телесных состояний – порогов».51 В своемисследовании «Феноменология тела» (1995) В.А. Подорога представляетобраз тела человека в четырех ипостасях: 1. Тело-объект; 2. Тело – «моетело»;3.Тело-аффект;4.Теломыслимое,единое(операциитрансцендентального плана). «Состояние тела я определил бы по степениприсущей ему жизненности (или интенсивности), т.е. по способностиотражать и “пропускать” через себя различные виды внешних и внутреннихЭпштейн, М.Н. Философия тела. Тело свободы / М.Н.
Эпштейн, Г.Л. Тульчинский. – СПб.:Алетейя, 2006.51Яременко, С.Н. Внешность человека в культуре: дис. ... канд. филол. наук. – Ростов н/Д: Ростов.ун-т., 1997. – С. 8.2550энергий <…>. Единый образ тела в своем трансцендентальном отпечатке(или схематизации) есть совокупность порогов, указывающих на границыотдельных состояний тела».52В научно-философских диалогах«О человеческой душе и плоти»В.А.
Подорога пишет: «Если мы обратимся к концу XIX – началу ХХ века изатем к ХХ веку целиком, то встретим еще один латентный феномен – телоискалеченное».53 С конца XIX века начинается время разрушений и войн.Жертвы конца XIX века и далее несравнимы ни с чем.
Это сотни миллионовпогибших, уничтоженных людей.Еще одна существенная мысль, которую высказывает Подорога,касается влияния на телесный опыт человека новых технологий. «Возникаюттакие технологии, которые никоим образом не соответствуют телесномуопыту человека. <…> Здесь мы сталкиваемся с той нейтральной идеологиейвиртуалистики, виртуального мира, которая абсолютно обесценена, онаабсолютнонереагируетначеловеческое.<…>Мынеможемкомпенсировать виртуальный мир, а виртуальный мир может спокойнопоглощать участки и зоны реального мира, не давая ему никакоговосстановления».541.3.
Внешность в социальной психологии и культурологииВнешний облик находится в центре интереса современной психологии.Исследованияфеноменавнешностипроводятсяосновномвтрехнаправлениях: изучение восприятие внешности другими людьми, психологияфизических недостатков и рассмотрение телесного образа с точки зренияотношения к собственной внешности.
В контексте нашего исследованияПодорога, В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. – М.: АдМаргинем, 1996. – С. 18.53Зинченко, В.П. О человеческой душе и плоти / В.П. Зинченко, В.А. Подорога // Знание.Понимание. Умение. – 2005. – №1. – С. 34-4354Там же.2652наиболее важным является третье направление, однако следует вкратцеосветить и два других, так как они также затрагивают данную проблему.1.3.1.
Внешнийобликчеловекакакосновасоциально-психологической интерпретации личностиИзучение психологии внешности восходит к древним временам. Вкниге известных английских психологов Николы Рамси и Дианы Харкортотмечается, что Аристотель является создателем одной из самых раннихработ по изучению лица человека. Он обращал внимание на связь м еждувнешностью и психическими особенностями. Так, «люди с низким лбомотличаются непостоянством, в то время как обладателям округлого иливыпуклого лба свойственна вспыльчивость... Широко раскрытые глазауказывают на дерзость, а моргающие – на нерешительность.
Большие иоттопыренные уши свидетельствуют о склонности к несущественнымразговорам и болтовне».55В XVIII веке к этим вопросам обращался швейцарский писатель,богослов и поэт И.К. Лафатер, который считал, что «нос является указателемвкуса,восприимчивостиичувств;губы–мягкостихарактераираздражительности, любви и ненависти; подбородок – чувственности; шея –гибкости и искренности».56В исследовании современного американского психолога Карен Дионтакже рассматривается связь между внешностью человека и его характером:«Дион и её коллеги вернулись к временам, когда характер человекаопределяли по его лицу, использовав фразу «что красиво, то хорошо» дляобъяснения результатов своих исследований, согласно которым людиРамси, Н.
Вопросы внешности: история исследований / Н. Рамси, Д. Харкорт. – Изд-во: Питер,2011. – С. 7.56Там же.5527наделяют более приятными индивидуальными чертами и личностнымикачествами тех, кто кажется им внешне привлекательными».57Немецкий философ, социолог и антрополог Дитмар Кампер (19362001) в своих работах также затрагивает проблемы тела. Он рассматриваетсвязь между телом и болью, утверждает, что концепт боли связан с образамии воображением и что существуют модели восприятия и переживания какспособов преодоления боли.
Важной представляется мысль Кампера о связивоображения, тела и мышления телом. «Диагностируя нынешнюю духовнуюситуацию, Кампер отмечает исчезновение тела в образе и понятии, а вместе сним и способность воображения уплощается и доходит даже до полнойатрофии. Человек сводится к мозгу и генетическому коду, к тексту, которыйчитается, однозначно понимается и воспроизводится и, кроме того,виртуально представляется. Тело, способное воспринимать, наслаждаться истрадать, становится неким пережитком старины».58Изучению внешности человека посвящены работы современныхроссийских психологов. В.М. Богуславский в своём исследовании «Человекв зеркале русской культуры, литературы, языка» пишет, что «во внешностинаходят выражение физические, психофизические, психоэмоциональные,психологические и другие особенности личности.
Будучи способом извлечьинформацию о внутреннем мира человека, оценки внешности предстают каккомплексвзаимосвязейвнутренного,психоэмоциональногопсихофизическое».59связанноесассоциативных,Всловаревосприятием«категоризация».черезчеловека,выражениемфизическоеобщения»человекомнекоегосвнешнее,«Психологиячеловека«Воспринимаясоотносимыхопределяетсябазисноеоипонятиекотороммыпредварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внешним признакамРамси, Н. Вопросы внешности: история исследований / Н.
Рамси, Д. Харкорт. – Изд-во: Питер,2011. – С. 9.58Степанов, М.Л. Тело, образ, текст, знак, сила воображения...: философия тела Дитмара КампераХОРА. 2008. – № 4. – С. 107.59Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы, языка. – М.: Космополис,1994.
– С. 22.2857его облика, выражению лица, одежде, манере движения его категоризуем, т.е.относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе,социальному статусу и т.п., и исходя из знания этого типажа (не тольколично приобретенного, но и полученного из книг и газет, просмотрахудожественных и документальных фильмов, рассказов близких людей идальних), мы проецируем на него (приписываем ему) некие личностныехарактеристики и поведенческие ожидания».601.3.2.
Роль внешности человека в процессе общенияИсследования феномена отношения к внешности проводятся в областисоциальной и клинической психологии. В рамках первой ученые изучаютвлияние внешнего облика человека на его восприятие другими людьми. Вотечественной науке этот подход представлены в работах Е.В. Белугиной(«Исследование внешнего Я личности в контексте психологии общения»,1999; «Внешний облик как культурно-исторический феномен», 2008), А.А.Бодалева («Личность и общение», 1995), В.А. Лабунской («Экспрессиячеловека: общение и межличностное познание», 1999; «Внешний облик вструктуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненногопути», 2009), В.Н.
Панферова («Восприятие и интерпретация внешности людей»,1974; Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей», 1982),С.Н. Рубинштейна («Человек и мир», 1973) С.Н. Яременко («Внешностьчеловека в культуре», 1997)и др., в зарубежной психологии – в работах И.Гофмана («Представление себя другим в повседневной жизни», 1959). Д.Ланглуа, Н.
Рамси и Д. Харкорт («Психология внешности», 2011), А.Фейнголда и др.В социальной психологии рассмотрение внешнего человека в качествеобъектавосприятиявпроцессеобщениякасается,преждевсего,Вилюнас, В.К. Категоризация // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ.ред. А.А. Бодалева.
– М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 100.6029межличностного уровня. С.Н. Яременко в своем научном труде «Внешностьчеловека в культуре» пишет о том, что «отношение к человеку как к личностистроится, как правило, на основе внешнего впечатления. Поэтому здесь такоебольшое значение придается анализу способов интерпретации личности повнешности и особенно по экспрессивньм данным, выражаемым человеком вего телодвижениях, в мимике, жестах, походке.
Язык тела стал предметомизучения для многих психологов и особенно для западных».61В упомянутой выше книге Н. Рамси и Д. Харкорт «Психологиявнешности» говорится о том, что в каждом человеке живет потребностьнравиться другим людям. «Мы уверены, что обладание привлекательной длядругих внешностью служит нашим интересам, так как позволяет получитьлучший доступ к желаемым социальным источникам, таким как дружба,любовь и долговременные отношения».62Внешность в обществе является своего рода социальным сигналом,который предполагает одобрение окружающих. Человек, таким образом,превращает свой внешний облик в культурный символ. С.Н. Яременкопишет, что «процесс творения внешнего лика человека, обреченного жить вкультуре, так же вечен, как и творение его внутреннего лика. Знание опроисходящих трансформациях внешнего образа человека и его культурнойсимволике дает представление о ценностных ориентирах общества,способствует решению практической потребности человека в пониманиисебя и других».63Образ человека в обществе исследуется американским социологомИрвингом Гофманом (1922-1982) в книге «Представление себя другим вповседневной жизни».
Автор вводит термин личный передний план иЯременко, С.Н. Внешность человека в культуре: дис. ... канд. филол. наук. – Ростов н/Д: Ростов.ун-т., 1997. – С. 9-10.62Рамси, Н. Вопросы внешности: история исследований / Н. Рамси, Д. Харкорт. – Изд-во: Питер,2011. – С. 3.63Яременко, С.Н. Внешность человека в культуре: дис.