Диссертация (Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке". PDF-файл из архива "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
В. Платон // Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]. URL:http://www.portal-slovo.ru/history/35517.php?ELEMENT_ID=35517&SHOWALL_1=120Платон. Пир / пер. С. Апта // Платон. Соч. в трех томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1970.21Шестаков, В.П. Очерки по истории эстетики От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1979.
– С.47.1519красоте сказал: “Это дар божий”; Сократ: “Недолговечное царство”; Платон:“Природное преимущество”; Феофраст: “Молчаливый обман”; Феокрит:“Пагуба под слоновой костью”; Карнеад: “Владычество без охраны”. Навопрос, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, он сказал: “Ктоспрашивает такое, тот слеп”».22 Аристотель утверждает, что «один и тот жечеловек может быть и прекрасным, и безобразным одновременно, но лишь вразных смыслах.
Для человека, который считает, что красота присуща лишьмолодости, старый человек никогда не покажется прекрасным. Но другойчеловек может понимать красоту по-другому, и для него и некоторыестарики могут быть прекрасными».23Древнегреческий философ,последователь Платона и АристотеляТеофраст, или Феофраст (370-285 гг. до н.э.), в дошедшей до нашего временикниге «Характеры» дает описание 30 отрицательных человеческих типов. ВXVII в. это сочинение было переведено на французский язык Ж. Лабрюйероми оказало влияние на творчество писателей-моралистов нового времени.
Онпишет, что по внешним, физическим признакам можно заключать о нравах,характере человека. «Теофраст, давая характер в этическом смысле,срисовывая своих реальных современников, формально зависит от стоячейфизиогномической маски, ставшей маской психической».24 Вот несколькотаких масок: «Гнусность. Нетрудно определить гнусность, ибо этосовершаемая напоказ и позорная шутливость, а гнусный – это тот, кто,встречаясь со свободорожденными женщинами, поднимает платье ипоказывает срам. Неопрятность. И в грубом белье, набросив совсем тощийплащ, весь в пятнах, он выходит на рынок. Тщеславие.
И часто стрижется,имеет всегда белые зубы, сменяет еще годные к употреблению гиматии22Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред. тома и авт.вступ. ст. А.Ф. Лосев; перевод М. Л. Гаспарова. 2-е изд. – М.: Мысль, 1986. – С. 193.23Чанышев, А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 373.24Фрейденберг, О.М. «Характеры» Теофраста // Ученые записки ЛГУ. № 63. Серия филол. наук.1941, вып. 7. – С. 129-141.16(плащи) и натирается мазью. Скаредность. И носит обувь с починеннойподметкой и говорит, что она ничем не отличается от железа».25В древних восточных философских системах Китая, Индии и Япониидуша и тело не противопоставлялись.
В Древней Индии родилась йога –особая система взаимного воспитания тела и души. Как пишет А.Г. Фаустова,«в Китае отношение к собственному телу было связано с уважением кродителям, поскольку оно дано индивиду от предков, то должно бытьпочитаемо.Втрадицияхбуддизмапреподноситсяидеявосприятия«драгоценного человеческого тела».26 Великий тибетский учитель Цонкапаутверждал: «Человеческое тело в гармонии с самим собой более драгоценно,чем редчайшая жемчужина.
Заботьтесь о своем теле, оно ваше толькосейчас».27Как мы видим, именно в древности были заложены основы философиитела, определены критерии оценки физической привлекательности.1.2.2. Представление о внешности в средневековой теологииЕсливантичностисовершенствованиителеснойвниманиеоболочкибылочеловека,сосредоточенотонасредневековаяфилософия говорит о большей значимости культурного и духовногоразвития, чем телесного.
На философию Средних веков большое влияниеоказало распространение христианства, что отразилось и на отношении кчеловеческому телу и внешней привлекательности. Средневековые теологиутверждали, что человек есть воплощение Божественного замысла и всякаяего деятельность направлена на прославление Бога.28 И.И. Замощанский встатье «Возникновение индивидуальности и феномен плоти» говорит, чтоТеофраст. Характеры. – М.: Ладомир, 1994. – 128 с.Фаустова, А.Г. Историческая динамика представлений о человеческом теле, внешности ифизической привлекательности // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире:здоровье, адаптация, развитие».Вып. 1, 2013. – С.39.
[Электронный ресурс]. URL:www.humjournal.ru.27Там же.28Тимошенко, М.А. Человеческое тело как культурная форма: автореф. дис. … канд. филос. наук.– Нижний Новгород, 2009. – 25 с.172526для средневекового человека «сама по себе телесность не являетсяотрицательной характеристикой человека, ведь тело – это храм души».29Согласно Священному писанию, телесная оболочка – «храм души». Однако впредставлении ортодоксальной церкви человеческое тело является «оковамидуши». Освободиться духа можно, лишив тело жизненной силы. Неслучайново времена Средневековья в монастырях существует система запретов,используются аскеза и самобичевание. С другой стороны, тело понимаетсякак некая граница, внутри которой находится сакральное пространство.
Вэпоху Средневековья признается право существования уродства: прекрасенвесь мир, если его сотворил Бог. Средневековый христианский богословАвгустин Аврелий (354-430) пишет, что дисгармонии и ошибки вфизическом мире отражают общий порядок.30Римский философ-неоплатоник, христианский теолог Боэций (480-524)внешняя красота «преходяща и более быстротечна, чем весеннее цветение.<…> если бы можно было увидеть, что находится внутри человека, <…>Следовательно, то, что человеку кажется прекрасным, вытекает не из егоприроды, но является следствием слабости взирающих на него глаз.
Теперьпоймите, сколь тщетно желать блага красоты лица и тела. Ведь то, чемупоражается человек, может быть уничтожено жаром горячки за три дня».31Итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1225-1274)признавал объективное существование прекрасного и определял его как то,что своим видом доставляет удовольствие. «Не потому нечто являетсяпрекрасным, что мы это любим, но потому любим, что нечто являетсяпрекраснымидобрым»(InDivin.Nomin.367b).32Замощанский, И.И. Возникновение индивидуальности и феномен плоти // Известия Уральскогогосударственного университета.
Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2007. –№ 50. – С. 208-213.30История уродства / под ред. У. Эко / пер. с итал. под ред. А.А. Сабашниковой. – М.: Слово, 2007.– 456 с.31Боэций. Утешение философией / пер. В.И.Уколовой и М.Н.Цейтлина. – М.: Наука, 1990. – С.190290[Электронныйресурс].URL:http://www.mpda.ru/data/2011/02/10/1234413180/Uteshenie_filosofiei.pdf32История эстетической мысли в 6-ти томах / М.Ф. Овсянников и др. – М.: Искусство, 1985, Т. 1. –С. 299-302.1829Для красоты необходимы три условия: 1) цельность или совершенство, 2)должная пропорция или созвучие, 3) ясность.
Эстетическое удовольствиесвязано с познанием. Поэтому к эстетическому восприятию, прежде всего,относятся зрительные и слуховые ощущения, которые связаны с разумом, азначит,способныквосприятиюпрекрасного.33ВСредневековьеформируется традиция изображения женщины как некрасивой и дажебезобразной. Умберто Эко пишет о том, что «Средние века оставилимножество изображений старухи – символа физического и моральногоразложения, контрастирующего с каноническим прославлением молодостикак символа чистоты и красоты».34Таким образом, для эпохи Средневековья характерно отношение кчеловеческой телесности как к чему-то второстепенному: тело естьвместилище души.
На телесную оболочку обращают меньше внимания, чемна ее содержимое.1.2.3. Формирование науки о душе и теле в эпоху ВозрожденияФилософскоенаправлениеXV-XVIIвв.характеризуетсякакантропоцентрическое. Появляется интерес к человеческому телу как объектуанатомии.
Значительный вклад в развитие анатомической науки внесЛеонардо да Винчи. Проводя вскрытия, он сделал тысячи рисунковвнутреннего строения мышц и органов. «Художниками, скульпторами,писателями и мыслителями внешность и физическая привлекательность быливоплощением самой жизни со всеми ее удовольствиями. Ренессанс поставилв центр всего – человека, причем в большинстве случаев – обнаженного,откровенного, вызывающего».35Там же.История уродства / под ред. У.
Эко / пер. с итал. под ред. А.А. Сабашниковой. – М.: Слово, 2007.– С. 159.35Фаустова, А.Г. Историческая динамика представлений о человеческом теле, внешности ифизической привлекательности // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире:здоровье, адаптация, развитие».Вып. 1, 2013. – С.43. [Электронный ресурс]. URL:www.humjournal.ru193334Начало самостоятельной науки о душе и теле положили трудывыдающегося французского философа, естествоиспытателя, математика РенеДекарта (1596-1650), основоположника так называемого «картезианскогоотношения к телу» (Картезий – латинизированное имя этого мыслителя), вособенности его поздний трактат «Страсти души» (1649).36 «С этого моментачеловеческое тело предстает в умах философов и ученых как механизм,который функционирует по определенным законам и схемам, а любоезаболеваниевоспринимаетсякакполомкаиподлежитустранению.Отношения души и телесной оболочки в данном контексте можнорассмотреть в двух направлениях: с одной стороны, духовное и материальноеначала существуют в человеке параллельно (отсюда и дуализм этой эпохи), сдругой стороны – душа подчиняет себе тело, выступает его движущейсилой».37Как отмечают современные философы В.П.
Зинченко и В.А. Подорога,от картезианской эпохи современный человек унаследовал отношение к телуи внешности как предмету потребления: он стремится изменить свое тело,усовершенствовать его.38Тело «принадлежит» ему, как любая другаясобственность. Этот поворот в отношении к телу отразился в языке, чтобудет показано в нашем исследовании.Великий голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677)определяет душу как идею тела.