Диссертация (Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке". PDF-файл из архива "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Как пишет Г.Т. Тавадов всвоей книге «Этнология»: «В этнической практике нередко по внешнимотличительным особенностям физического типа людей, т.е. по расовым(антропологическим) признакам судят или пытаются судить о том, к какомуэтносу принадлежит конкретный человек или целая группа людей».9 Внаучной трактовке этой проблемы обращает на себя внимание следующее. Висследованияхэтнографовотмечается,чтонародымиравсвоембольшинстве имеют однородный расовый состав. Но в работах антропологовБольшой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: Норинт, 1998.В современной российской науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду сболее традиционным названием дисциплины этнография.8Садохин, А.П.
Этнология / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая – М.: Издательский центр«Академия»; Высшая школа, 2000; Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. – М.: Проект,2002.9Тавадов, Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2002. – С. 60.1167часто подчеркивается, что отдельные этнические общности по физическомутипу неоднородны.Представлениеовнешностикакфактореэтническойсамоидентификации основано на связи элементов внешности с мнением о«национальном характере». Стереотипы восприятия внешности человека вмежэтнических отношениях и в связи с этническим самосознанием рассматриваетМ.В.
Плясовских в учебном курсе «Идеал красоты в этническихтрадициях».10Степень достоверности этнических представлений о внешности(правдивостьстереотипов)рассматриваетсявисследованияхА.А.Кожанова11 и Н.И. Халдеевой.12 Следует отметить, что из-за существующихразличий в сознании народа формируются такие понятия, как «чужой» и«другой», и как следствие – так называемый «этнолукизм»,13 илидискриминацию человека другой национальности по его внешнему виду.Этой проблеме посвящена статья В.А.
Лабунской.14 Как пишет автор, такоесоциокультурноедавлениевобществеобеспокоенностивнешнимобликому«порождаетособыйпредставителейвидразличныхэтнокультурных групп, отличающихся типом внешнего облика».15 Вконтексте нашего исследования большое значение имеет повышеннаячувствительность людей разных этнических групп к «отклонениям» в своеми чужом внешнем облике. Язык чутко реагирует на такие социальныеявления:Например,словамусульманка,испанец,негритосмогутупотребляться в совершенно несвойственном им значении – как оценкаПлясовских, М.В. Социокультурные стереотипы восприятия внешности в структуре этническогосамосознания средневековых исландцев: дис.
... канд. ист. наук. – М., 2006. – 213 c.11Кожанов, А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления // Советская этнография. –1977 №3.12Халдеева, Н.И. Антропологическая аутоидентификация русских Вологодской области(сравнительный аспект изучения эстетического предпочтения морфотипов внешности) //Этнографическое обозрение. – 1995.
– № 2.13Понятие «лукизм» будет подробнее рассмотрено в следующих параграфах.14Лабунская, В.А. Теоретико-эмпирические подходы к исследованию отношения к этнолукизму //Социальная психология и общество 2016. Т. 7. № 4. – С. 19-33.15Там же. С.26.1210внешнего вида. Современные исследователи обращают внимание на то, чтоэтнонимы, мотивированные характерным типом внешности, отражаютотношение к этническим группам.
В разговорной речи распространенынаименования представителей разных этнических групп с негативнойконнотацией, включающие элементы внешнего облика (чёрный, черномазый,узкоглазый).16Индивидуальноевидениедругогочеловекакакпредставителяэтнокультурной группы связано со значимостью отдельных черт как в своем,так и в чужом внешнем облике, что влечет за собой обеспокоенность илиудовлетворенность своим внешним обликом и своей жизнью в целом.В этнопсихологии исследовалось влияние этнолукизма в различныхситуацияхвзаимодействиядискриминационногонаповедения,возможностьнаправленногопринятияначеловекомпредставителейэтнокультурных групп, отличающихся типом внешнего облика.
«Былиполучены данные, которые свидетельствуют о том, что интенсивностьвлияния социально-психологических трудностей общения на уровеньпринятия дискриминационного поведения Другого определяется, с однойстороны, тем, к какому виду относятся трудности общения, как глубоко онипереживаются, а, с другой стороны, – тем, какой тип внешнего облика имеетобъект дискриминации, к какой гендерной группе он принадлежит и к какойгендернойгруппеотноситсясубъектпринятиядискриминационногоповедения Другого».17Таким образом, внешность является важным признаком, несущим в себеинформацию об этнической принадлежности субъекта. «Признаки, изкоторых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь осведомительноезначениегетеростереотипахнаиуровневыполнятьрегулятивнуюобыденногосознанияфункцию.внешнийВобликГрищенко, А.И.
Экспрессивные этнонимы как приметы языка вражды / А.И. Грищенко, Н.А.Николина // Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности / отв. ред.И.Т. Вепрева, Н.А. Купина, О.А. Михайлова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – С.176.17Лабунская, В.А. Теоретико-эмпирические подходы к исследованию отношения к этнолукизму //Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 4. – С.
26-27.1316представителясоответствующейэтническойобщностичащевсегосвязывается с определенными психологическими чертами человека. Наоснове этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типыповедения и общения между людьми».181.2. Внешность человека как объект философииВ классической философии на протяжении столетий вниманиепроблеме тела человека уделяли многие великие философы. Среди них –Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б.
Спиноза, Г. Гегель, Л. Фейербах.1.2.1. Представления о душе и теле в древнейшей философииВнешний человек начал привлекать к себе внимание великихфилософов прошлыхвековеще донашейэры.Висследованияхдревнегреческих ученых внешность человека рассматривается в неотрывнойсвязи с его душой. Главная составляющая идеалистического учения Платона(427-347 гг.
до н.э.) – концепция эйдосов (идей). Идеализм – это учение,признающее первичность идеального по отношению к материальному,первичность сознания по отношению к бытию.В представлении Платона, человек – продукт божественного творения,состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека – бренно, смертно,преходяще, «вторично», полностью зависит от души. «Как и в случаях сдругими вещами реального мира, тело – это материальная оболочка души,это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственномыслящего и чувствующего человека. Душа, являясь источником жизничеловека, обладает собственной жизнью и бессмертием, ибо она – остаток,частичка Мировой Души.
Потому со смертью тела душа не погибает, апереселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку. <…> Душа,Садохин, А.П. Этнология / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: Издательский центр«Академия»; Высшая школа, 2000; Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов.
– М.: Проект,2002. – С.195.1418вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым онаобладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело,своего рода, “портит” душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни вконкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливаетсвои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире».19По мнению Платона, возвыситься до понимания истинной красотывозможно, если глаза обретают высшую «остроту зрения», позволяющуюпостичь красоту божественную. «Кто, наставляемый на пути любви, будет вправильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути,вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе <…>.
Прекрасноеэто предстает ему не в виде какого-либо лица, рук или иной части тела, не ввиде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, земля,небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себеединообразное».20Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) одним из первыхобращаетвниманиеназначениечеловеческойпривлекательности.«Учение Аристотеля о прекрасном существенным образом отличается и отконцепции пифагорейцев, и от эстетики Платона. Для него прекрасноезаключается не в идеях и не в абстрактных количественных отношениях, а всамих реальных вещах.
Наиболее значительными и существеннымипризнаками прекрасного он считает «величину» и «порядок». В VII главе«Поэтики» Аристотель говорит: «Красота заключается в величине ипорядке».21 Характер эстетики Аристотеля раскрывается в его учении окалокагатии. Калокагатия – древнейший термин античной эстетики,отражающий представление о человеке как одновременно «добром» (agathos)и «прекрасном» (calos). «Красоту он называл лучшим из верительных писем.Впрочем, другие утверждают, что это сказал Диоген, Аристотель же оПеревезенцев, С.