Диссертация (Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке". PDF-файл из архива "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Замятина) сравнения. Примером может служить чеховскоесравнение из «Чайки», когда Тригорин сравнивает облако с роялем. Здесьможно провести параллель с художниками-импрессионистами, которые поособому, по-новому видели мир, открывая его для зрителей. Например,человеческую кожу они не рисовали телесного цвета: под солнцем онивидели ее красноватой (К. Петров-Водкин), а под луной – зеленоватой,иногдаголубой(Э.Дега),розовой(О.Ренуар)ит.д.».110Можнопредположить, что в оценке внешности цвет играет не последнюю роль. Ср.слова и выражения черномазый.
желтолицый, серая мышь, кровь с молоком,бледная поганка, розовощекий малыш.Как один из результатов эстетического восприятия внешнего обликачеловека,оценкавлияетназначениефразеологическихединиц.Ю.П. Солодуб в своей диссертации выделяет разряды таких словосочетанийв зависимости от того, что они характеризуют: рост человека, его внешностькакпоказательздоровья,степеньполноты-худобы,внешнююпривлекательность, манеру держаться и общий внешний вид, манеруодеваться и общий внешний вид.111Одним из функциональных признаков внешнего человека являетсяодежда.С.Н.Яременкоотмечает,что«сущностьчеловека,егоиндивидуальность определяются не только его внутренними началами психическими и духовными.
Ибо кроме разума, совести, долга и т.п. уМаслова, В.А. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2001. – С. 132-137.Там же. С. 148-149.111Солодуб, Ю.П. Русская фразеологии как объект сопоставительного структурно-типологическогоисследования (на материале фразеологизмов со значением качества оценки лица): автореф. дис. ...д-ра филол. наук. – М., 1985.
– 31 с.46109110человека есть также плоть, голос, походка, мимика, жесты, он облачает своетело одеждой, надевает на него украшения и т.д.».112Следует отметить, что одежда является неотъемлемой частьювнешности. Она служит одним из самых важных способов представлениячеловека в обществе, создает первое впечатление о человеке. Неслучайно врусскомязыкеупотребляютсямногочисленныелексическиеифразеологические единицы, обозначающие человека, который придаетособое значение тому, во что он одет.113О.В. Коротун упоминает, что человек реализует себя не только вовнутреннем плане, но и во внешнем.
В культуре проявляются различныемодификации человека «внешнего» – телесного, поведенческого, одетого.114Оценочные номинации человека, определяющиеся его одеждой,рассматриваются в работахК.С. Березовского (2014), Вайнштейн О.Б.(2006), С.Л. Иванова (2003), Е.А. Петровой и Н.А. Коробцевой (СестрыСорины) «Язык одежды, или как понять человека по его одежде» (1998).В диссертации К.С. Березовского исследуются гендерные стереотипымодника, соблазнителя и модницы, соблазнительницы.
Автор прослеживаетсемантическиепреобразования,которыепроисходилисотдельнымизаимствованными лексемами, такими как пижон, денди, франт, напротяжении нескольких веков. Например, «значение слова пижон в русскомязыке трансформировалось следующим образом: от номинации человека,которого легко одурачить, к синониму лексем франт, фат, щеголь и т.п.».115В данном случае можно уже говорить об энантиосемии. Интереснымпредставляются наблюдения о связи заимствованных слов с национальнойкультурой (пижон) и об утрате их в одном случае, и сохранении в другом(петиметр). По мнению автора, «близость между стереотипами модника иЯременко, C.H. Внешность человека в культуре: дис.
... канд. филол. наук. – Ростов н/Д: Ростов.ун-т, 1997. – С.4.113Более подробно данная лексика будет рассмотрена в следующем разделе диссертации.114Коротун, О.В. Образ-концепт «внешний человек» в русской языковой картине мира: Автореф.дисс. ... канд. филол. наук. – Барнаул, 2002. – С. 33.115Березовский, К.С. Заимствованные номинации мужчины и женщины в русском языке XIX-XXIвв.: автореф. дис.
...канд. филол. наук. – СПб., 2014. – С.13.47112соблазнителя заключается в том, что один и тот же образ мужчины можетобозначаться лексемой-вербализатором и модника, и соблазнителя:соблазнение женщин зачастую опирается на эффектную мужскуювнешность и особые манеры».116С.Л. Иванов исследует щегольство как культурное явление русскогообщества XVIII-XIX вв., которое проявлялось «в особом отношении к одежде,которое сформировалось в самом начале XVIII столетия в результате реформПетра I, предписывавшим всему дворянству переодеться в европейскиеплатья. Эта повышенная знаковость одежды была в светском общественастолько велика, что, по словам М.И.
Пыляева, произошло «внедрение"модного" сознания в литературно-языковое мышление».117По наблюдениям автора, русский язык с эпохи Петра I пополнился нетолько множеством слов, называющих модную одежду, но и «названиями техлюдей, кто носил нарядную одежду и во всем (в том числе в манереповедения, в речи) стремился следовать моде».118 Замечание о том, чтобольшинство слов, называющих «носителей щегольства», сейчас (в 2003году) являются устаревшими, нуждается в уточнении, так как спустя почтипятнадцать лет многие из этих слов вновь становятся актуальными, что будетпоказано во второй главе нашей диссертации.1.5. ВыводыВсе рассмотренные в первой главе научные подходы к исследованиюпоказывают, что внешность человека играет важную роль в объективнойдействительности и в соответствующей ей языковой картине мира.Внешность интерпретируется философской мыслью как способпредставления человека в мире.
Изучение философских работ, в которыхТам же. С. 22.Иванов, С. Л. История щегольской лексики в русском языке XVIII-XX вв.: дис. ... канд. филол.наук. – М., 2003. – С.4. Цит.: Пыляеев, М.И. Старое житье. Очерки и рассказы. СПб., 1892. – С. ЗЗЗ118Там же.48116117проявлен интерес к телу человека, показывает, что этот интерес тоослабевает, то вновь актуализируется, но никогда не исчезает из полянаучного зрения.Внешность человека рассматривается в первую очередь с точки зренияэстетического восприятия одного человека другим человеком. Ценностноепредставление изменяется в течение развития национальной культуры.Представления об эстетически привлекательной внешности являются однойиз форм передачи познавательного опыта, они отражают своеобразие взглядана человека данного народа.В рамках социальной психологии ученые исследуют влияние внешнегооблика человека на его восприятие другими людьми. В области клиническойпсихологии исследования отношения к внешности связаны с физическиминедостатками человека.
Лукизм как социально-психологический феноменявляется предметом изучения многих смежных наук. Многие психологическиеисследования показывают, что внутренний мир человека неотделим отвнешнего облика.В современных лингвистических работах проблема восприятиявнешности человека изучалась фрагментарно: уделялось внимание образнымсравнениям и фразеологизмам, в которых отразились представления овнешности, были описаны некоторые гендерные стереотипы модника имодницы, в историческом аспекте исследовалась щегольская лексика.Лексико-семантическая группа слов связанных с понятием «внешностьчеловека» за последние пятнадцать лет претерпела значительные изменения,повлиявшие на номинативную систему русского языка в целом, что ставитперед исследователем новые задачи.49Глава 2.Смысловые и формальные характеристики существительных,обозначающих человека по признаку «внимание/безразличие ксобственной внешности»Отношение к собственной внешности играет все большую роль в жизнисовременногочеловека,чтобудетпоказанонапримерелексико-семантической группы соответствующих существительных мужского иженского рода.2.1.Взаимодействиеоценочныхсемантическим компонентомпризнаковзначениясловс«внимание/безразличие к собственнойвнешности»При выявлении существительных, называющих человека по егоотношению к собственной внешности необходимо разграничивать данныйсемантический компонент в составе лексического значения и оценочнуюконнотацию.Например,большинствонаименованийпредставителейсубкультур не имеют в своей семантике оценочного компонента, однако науровне коннотацииоценочность, как правило, проявляется в силуконсерватизма общественного мнения (Ср.
стиляга, хиппи, панк). Такиеноминации, как мымра, пугало, чучело, содержат оценочность в самомлексическом значении, однако она усиливается благодаря эмоциональноэкспрессивным коннотациям. Оценочная коннотация является компонентомзначения слова, связанным с чувствами, устанавливающими ценность.Положительная оценка связана с одобрением чего-либо, а отрицательная – сосуждением,неприятием.«Оценочнаяпозициясубъектаречидетерминируется канонами, выработанными соответствующей эпохой,50поэтому изучение оценки позволяет понять обобщенную ценностнуюориентацию социума в определенный период его развития».119По наблюдению М.Ю.
Сидоровой: «Оценочные признаки формируютсяв концептуальной сетке человека и «накладываются», или проецируются, напредмет».120 Оценочные предикаты реализуют такие признаки, которые, поопределению автора, «...существуют исключительно постольку, посколькусуществуютвоспринимающие,чувствующиеимыслящиесубъекты,характеризующие мир с помощью таких признаков, как хороший, плохой,грустный, мучительный и т.д.».1212.2.
Тематическая классификация и ее принципыТематическая классификация является начальным и важным этапом визучении системной организации наименования человека, она основываетсяна классификации самих предметов и явлений.Нам близка точка зрения Д.Н. Шмелева о том, что изучениетематических групп способствует раскрытию общих процессов развитиялексики: «… Для лингвистики вовсе не безразлично то, как членится вкаждом конкретном языке данная предметно-смысловая область, какиепризнакипредметовотражаютсявотдельныхнаименованиях,а,следовательно, характеризует отдельные члены той или иной тематическойгруппы.
При выделении тематических групп наименований существеннымявляется тот факт, что, отображая те или иные явления действительности,слова в языке связаны между собой, как и взаимосвязаны отображаемые имиБаженова, Е.А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь русскогоязыка / под ред. Кожиной. Члены редколлегии: Е.А.Баженова, М.П.Котюрова,А.П.Сковородников. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 146120Сидорова, М.Ю. Семантико-грамматические свойства имен прилагательных как основание дляих классификации // Русистика сегодня. – 1994. – №2. – С.
73.121Там же. С. 69.51119явления самой действительности».122 Лексико-семантическая классификацияпредставляет собой следующий этап анализа лексики.2.2.1. Основные принципы классификацииВ основу тематической классификации положеноразделение всегоотобранного материала – 263 номинации (250 существительных и13устойчивых словосочетаний), обозначающих человека с точки зрения еговниманияI.ксобственнойНаименованиячеловекавнешности,понапризнаку2основные«вниманиекгруппы:собственнойвнешности»; II.
Наименования человека по признаку «безразличие к своемувнешнему виду», которые в свою очередь подразделяются на подгруппы, взависимостиот того,какойсемантическийпризнакдоминируетвопределении значения слов.Первую группу представляют 4 подгруппы:1) повышенное внимание к своему телу;2) придание особого значения своей одежде;3) внимание к собственной внешности из-за желания выделиться;4) обозначение особенностями внешнего вида принадлежности субкультуре;Вторая группа включает 2 подгруппы:1) наименования человека по признаку «безразличие к своему телу»2) наименования человека по признаку «безразличие к своей одежде»Внутриподгрупппринеобходимостипроводитсяболеедетальнаясемантическая классификацияКаждаягруппапредваряетсяспециальнымкомментарием.Наименования расположены в алфавитном порядке.