Неоплатонизм во французской поэзии середины 1540 – начала 1550-х гг. (М. Сев, Ж. Дю Белле, П. Де Тиар), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Неоплатонизм во французской поэзии середины 1540 – начала 1550-х гг. (М. Сев, Ж. Дю Белле, П. Де Тиар)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Образ Делии запечатлевается во взгляде лирического героя, ибожественный свет, с одной стороны, затмевает в нем огонь земного желания, сдругой,поддерживаетвнемжизнь.Символикасветасочетаетсяспротивопоставлением жизни и смерти любящего: непрерывное самоотречение влюбви выражено в метафоре жизни как умирания, которую мы встречаем в«Комментарии» Фичино (дизены 7, 100, 126).Прибегая к сравнению локона Делии с солнечным лучом, Сев подчеркиваетэксплицитную аналогию между внешним и внутренним, видимым и невидимым.Взгляд любящего так же прикован к волосам дамы, как его мысли обращены кзапечатленному в душе образу. Следовательно, все существо «внутреннего» и«внешнего» человека должно подчиниться закону, диктуемому дамой-Солнцем(дизен 12). Поэт объединяет свет, повергающий любящего во мрак, и «обычай» дамы(дизен 23).
Размышление о красоте Делии Сев переносит в метапоэтическуюплоскость. Свет, исходящий от дамы, служит ориентиром поэту и любящему,6«обычай» дамы метафорически обозначает высокий любовный закон и поэтическийидеал (дизены 12, 23).В дизене 80 Делия ослепляет любящего светом молнии, превосходящимвозможности телесных чувств и человеческого разумения. Свет вызывает двойноечувство восхищения перед благом и страха перед служением ему. Тревога любящеговызвана тем, что это служение обречено быть безответным, слепым. Глаза так жепривыкают к солнечному свету, как разум постепенно поднимается до созерцанияидей.
Мотив молнии возвращает нас к моменту «innamoramento». Предчувствиялирического героя оправдываются, каждое появление дамы, каждая попыткаприблизиться к воплощаемому ей благу отдаляет от него, и антитезы света и мракасоздают поэтический контраст, то возобновляя страдания лирического героя, тозатмевая его сознание (дизены 106, 128).Вотличиеот«Делии»,в«Оливе»рождениедамыпредшествует«innamoramento». Образ дамы возникает от переизбытка прекрасного, разлитого вприроде. Белизной кожи Олива обязана прекрасным лилиям, белокурыми волосами –золоту, румяными устами – алым розам, сиянием очей – солнцу.
Щедрое небовложило в душу Оливы свои семена. Последний терцет отсылает нас ко второй речи«Комментария на «Пир» Платона», незримые семена – формы всех вещей, которыедаются от Бога через красоту. Образ Оливы предстает как собирательный образвечной, непреходящей красоты мира, отражение макрокосма в микрокосме. Околодесяти сонетов первой редакции «Оливы» 1549 года представляют собой блазоны ипосвящены поэтическому описанию поочередно волос (сонеты 8-10), глаз (11-12),руки (13), стопы (15), всего тела (16-17) дамы.В ряде сонетов красота дамы перестает быть портретной.
Сонет 6 построен насравнении дамы с солнцем. Световое сравнение в сочетании с мотивом ослепления иневыразимости красоты дамы мы могли наблюдать у Сева (дизен 80). У обоих поэтовэто сравнение отражает «положение неоплатонической философии, согласнокоторому наш мир по отношению к небу Идей есть не что иное, как темная пещера,мир мнений»3. Однако это сравнение усложняется, поэт нагнетает образы, связанныесо зрением (œil constant, Soleil, clarté, face excellente, yeux, beauté, clarté, oiseau àJuppiter).3 Magnien M. Séminaire Pasquali. 2004, p. 398. 7Световые метафоры в «Оливе» сообщают динамику движению лирическогогероя. Поэт стремится вывести своего лирического героя из состояния болезненнойнеподвижности, присущего лирическому герою Сева.
В «Оливе» обращает на себявнимание раздвоение взгляда: с момента зарождения любви лирический герой ДюБелле посвящает себя служению Оливе, в то время как поэт не упускает из видуприоткрывшийся ему идеал. Свет, излучаемый взглядом дамы, дает начало любовнопоэтическому движению в сборнике.В сонетах 11-12 Дю Белле прибегает к антитезам света и мрака, характерным для«Делии». В первой части сборника два противоположных начала разведены, и светисходит от дамы и рассеивает мрак, в который погружен любящий.
Глаза дамы,уподобленные путеводным звездам, или спасают терпящего крушение любящего(сонет 11), или позволяют вылечить нанесенную ими рану (сонет 12). Диалектикастрадания и искупления задает направление поэтического поиска Дю Белле. В то жевремя метафоры небесных светил постепенно сближаются с метафорой «поводыря»,направляющего лирического героя «Оливы». Метафора взгляда включается валлегорию блуждания души, поэтического поиска.«Innamoramento» напоминает самопожертвование лирического героя, по своейволе отдающегося в плен и ведомого взглядом дамы. Метафора взгляда обозначаетвыразительную силу поэзии, обращающейся к воображению, чувству, в соответствиис принципом, сформулированным самим Дю Белле в «Защите и прославлениифранцузского языка» («<…> лишь тот будет действительно поэтом <…>, кто заставитменя негодовать, успокаиваться, радоваться, огорчаться, любить, ненавидеть,любоваться, удивляться»4).
Поэтическое исступление может обладать большей илименьшей силой, в зависимости от расположения богини-покровительницы поэта.Образ Оливы в большей степени, нежели сам лирический герой, становится образомпоэта и поэзии, укрощающей, приручающей своей кротостью.Когда портретная серия сонетов завершается, любящий осознает расстояниемежду идеалом и его земным воплощением. Он все более склонен проводить граньмежду вечной и мимолетной красотой дамы. Подлинная и вечная красота,вызывающая любовь, свойственная небесной Венере, - это красота нравственной иинтеллектуальной добродетели. Человек в данном случае предстает не как единство4 Поэты французского Возрождения. Л., 1938. С. 282‐283. 8тела и души, но исключительно как его душа.
Образ преходящей, тленной красотыпоэт противопоставляет бессмертному образу, заключенному в «писаниях»,«божественном знании» (сонеты). Метафоры света, объединяющие духовное ителесное, сменяются сопоставлением тела и духа, характерного для христианскогогуманизма Эразма и Бюде.В «Комментарии» Фичино красота представлена как упорядочивающая сила.Исходя из некоего центра, она организует все уровня мироздания (ангельский ум,душу мира, материю и природу) вокруг этого центра. В сонете 38 первой редакции«Оливы» образ небесной сферы, повторяющей себя в прекрасном лике дамы,отсылает к неоплатонической космологии. Небесная красота нашла свое отражение впрекрасном облике дамы, которая становится проводником, своего рода зеркаломэтой организующей силы на земле.В «Любовных заблуждениях», как и в «Оливе», образ дамы объединяетмикрокосм и макрокосм, что находит выражение в характерных сравнениях иметафорах.
В сонете 3 земная красота являет собой концентрированное повторениенебесной. Поэт задействует образ сферы, платоновский символ совершенства, ввизионерской поэтической игре: земная сфера (лик дамы) оправлена в небеснуюсферу. Как небесная, так и земная красота дамы неотделимы от света, однако впервом случае дама излучает этот свет (ее лоб подобен небесному своду, глаза – двумсолнцам), во втором он становится отраженным (белизна лица с множествомоттенков). В отличие от идеала, отражением которого она является, земная красотадамы состоит из неуловимых переливов, поэтому она непрерывно ускользает от поэтаи влюбленного.
Световые метафоры нередко сочетаются с мотивом соответствиямикрокосмамакрокосму,однакокрасотадамыопределяетсянетолькорасположением светил на небе, но и переменами ее настроения. Эти перемены в своюочередь приравниваются к природным явлениям (сравнение переливающейсябелизны лика дамы с радугой или меняющей цвет розой в сонете 33).Сближение небесного и земного может привести к отождествлению дамы инебесного тела, и тогда оно имеет судьбоносные последствия для любящего(сравнение лика дамы с третьей сферой – сферой Венеры – в сонете 41).
Подобныеэксплицитные метафоры свидетельствуют также об идеализации женского образа ивыводят любящего за пределы земных переживаний.9На протяжении всей первой книги «Любовных заблуждений» любящий имеетвозможность созерцать лишь внешнее совершенство дамы,в то время как еевнутренний мир остается для него закрытым. Тем не менее, в некоторых сонетахможно обнаружить, хотя и не в полной мере, фичиновское соответствие «красота» «благо».
Когда Пасифея играет на лютне или на спинете, чувства любящего приходятв гармонию, и в нем зарождается надежда на расположение дамы (сонет 42). Лютня вруках дамы – образ поэтического вдохновения: поэт подобен инструменту любви, ипоэзия, вдохновленная небесной гармонией, призвана внушить даме ответнуюлюбовь. Пасифея не только возлюбленная лирического героя, но и творение поэта,его Галатея.