Отзыв официального оппонента (авт. Таран Е. Г.) (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Таран Е. Г.)" внутри архива находится в следующих папках: Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина, Документы. PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
металитературность. Теургическое начало объединяет Волошина, например, с Андреем Белым, однако для первого су~цественна гендерная коннотаЦИЯ. От требований жизнетворческого символизма, которые выдвигали и другие младосимволисты, ВОПОшин дистанцируется, демонстрируя интерес к историческОЙ феноменологии куль*уры, что сближает его уже с акмеистами. Нося~цая В символизме теургический Характер, эта категория напряму~о апеллирует к особоЙ роли слова, точнее, слова исконного, ((языка богов». Такое слово родственно музыке, что принимал и Волошин. Наметив ряд принципиальных для символизма моментов, которые были важны Волошина, Стрелкова перечисляет его точки соприкосновения с акмеизмом, появиВшиеся ВО-мнОГОм ВследстВие интереса Волошина к поэтам ((аполлонОВскОГО» круГа.
Идея поэта-ремесленника, акмеистическая проработка ве~цного мира были, несомненно, близки ему, но подвергалисЬ интерпретации. Второй подпараграф Волошина. Подобно символизму, Волошин-критик истолковывает импрессионизм сквозь призму реализма. Стрелкова пишет здесЬ о двух типаХ импрессионизма, Возникающих В статьях Волошина: художественном течении и вечной, универсалЬной Ценности. И хотя четкого разграничения в текстаХ не Проводится, сам материал подталкивает к такоЙ дифференЦиаЦИИ, ЖиВописное начало В пОэзии Волошина прОяВилось В символике цВета, воспринятоЙ им через ИКОНОПИСЬ.
Изл~обленнь~е Цвета присутству~от как в ВТОРОЙ параГраф Главы (<Синтез как метод тВОрчества>> посвящен детальному рассмотрению ОснОВнОГО тВорческоГО метода Волошина. В сущности, поискам синтеза, Гармонии разных начал была посвящена Вся его жизнь. Таланты живописца и поэта взаимовлияли друг на друга, так что это было предопределено. Однако Волошин стремился синтезировать Попадавшее в Орбиту его Интереса.
В первом подпараграфе Стрелкова рассматриВает синтез культур В тВОрчестВе Волошина. На материале сОВременных исследоВательских трудов прослежиВается переосмысление темы античности, Мотивов и приемов японскоЙ живописи, ДревнерусскоЙ СтрелкОВЯ, Отношение подпараграф ТЕНДЕНЦИИ демонстрирует нам принцип синтеза культур как ОднОГО из ключеВых В тВорчестВе Волошина.
Второй подпараграф Главы Посвящен синтезу философских идей и ученИЙ. ДЯННЫЙ Вопрос сам по себе является Разработанным сОвременными исследоВателями. Однако предметом спора является то, Какое из Влияний считать Основным. ОбобщиВ материалы, сВязанные с интересом Волошина к антропософским идеям, учению В. Соловьева О теургии, Взглядам неоплатоников, Ряду Оккультных идей, актора здесь нет.
Примечательной чертой художественного сознания Волошина стало еГО Отношение к плаГиату и чужому тексту, подробно рассмотренное В Третьем подпараграфе Главы. Один из КЛЮчевых постулатов Волошина сводился к тому, что не существует собственности на мысль. Развивая мысль, Волошин продолжал, что собственности на Текст не существует Также, зачастуЮ Пользуясь В своих статьях цитатами без Кавычек. Стрелкова указывает здесь на параллели с некоторыми идеями Р. Барта, Однако Выводы, к которым приходит ВОлОшин, далеки От парадиГмы постмодернизма. Чувство, связь~ваюШее Слова, по его МнениЮ, Все-таки ПринадлеЖит автору.
Третий параграф Главы «ГендернаЯ Мотивировка Творческого акта» посвящен усилиям ВОлошина, напраВленным на эстетизацию концепта «пола>). В силу обширнос*и проблематики этО, поЖалуй, ЦентральныЙ раЗдел работы. В перВОМ подпараграфе Стрелкова рассматривает ВЗгляды Волошина на ТворческиЙ Потенциал ЛЮбви. ВаЖНЫМ подспорьем Здесь СлуЖИТ ЛекциЯ «Пути Эроса», прочитаннаЯ Волошиным в начале 1907 года, но так и ОставшаЯСЯ неопубликованноЙ.
Материалом длЯ нее послуЖил «Пир» Платона. В Лекции Возникает ВаЖНЫЙ образ гермафродита-андрогина, Символизируюший Целостный творчесКИЙ акт. Уже Здесь ОбоЗначена ТенденциЯ, СтавшаЯ ХарактерноЙ для Волошина, а именно, ВосприЯтие Эроса под Знаком интеллекта. Стрелкова НаЗЫвает и другие источники, повлиЯВШие на формирование Целостной системы еГО ВзглЯДОВ. Это Целый Комплекс СтатеЙ В. Соловьева, а ТакЖе ВЗГЛЯДЫ ВЯч. Иванова. Однако СобственнаЯ концепция пола и творчестВа Возникнет у ВОПОшин позднее, коГда Он ОТОЙдет от мистико-эротической Трактовки ЛЮбви и придет к пониманиЮ ее тесноЙ сВязи с ф 1916 г.
«Суриков», детально рассмотренный в работе. Во Втором подпараграфе ИсследуетсЯ ГендернЫЙ аспект роЖДениЯ и рецепции текста у Волошина. ПОнятия «женскОГО>) и «мужскОГО» Он перенОсит на Отношения читатель — аВтор, сВязывая мужское с авторским началом) а женское — с читательским. При этОм ВОлОшин настаиВает на их раВнопраВии. Немаловажно, что приоритет Он Отдает не Восприятию, а пониманиЮ, От Которого во-многом и Зависит Судьба ПроиЗВедениЯ. ВаЖным моментОм предстаВляется исторический экскурс В процесс станоВления ТворческоЙ СамостоЯТельности читателЯ, Проводимый А.
Ю. СтрелковоЙ, поскольку это имеет ВыхОды на современную филолоГическую проблематику, Так, перечислены концепции М. М. Бахтина, А. П. Скафтымова, И. А. Ильина и др., позволяющие четче представить место, занимаемое теоретическими прозрениями ВолОшина. третья глава диссертации ((Отражение эстетических взглядов М.
Волошина В его поэтической практике» посвящена анализу поэтической реализации теоретических установок. Внимание А. Ю. СтрелковоЙ сфокусировано здесь на интеллектуальноЙ составляющеЙ текста. ПервыЙ параграф главы «Источники творчества» рассматривает Мысль как ОСНОВНОЙ импульс Творчества у Волошина. В подпараграфах Стрелкова структурирует материал, Выделяя обращения Волошина к философскоЙ идее, чужому тексту, факту реальности, Внутренней мотиВации творчестВа В поэтических ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. Выявив ряд сквозных философских мотивов, таких как время, сотворение ЧелОвека, суть Человеческого Существа и его духовныЙ путь «мотив странничества), мораль, История, Стрелкова на материале конкретных его заф предстаВлены В диссертации и помОгают лучше уяснить тВорческий метод поэта.
Особое внимание уделяет Стрелкова названиям стихотворениЙ. И оказывается, что большая часть названий у Волошина содержит указание на событие. Обращение к проблеме внутренней мотивации в поэзии Волошина обнаруживает противоречивость его Мысли о бессознательном как источнике творчества применительно к поэ*ическоЙ практике. Полемизируя с рядом ИсследователеЙ, усматривающих у Волошина религиозную Мотивировку, Стрелкова утверждает, что Основным импульсом Является Мысль. Несмотря на постулируемую В ряде произведениЙ идею Об ИрраЦиональности Творчества, ОСНОВНОЙ корпус Волошина не поДтвержДает ее.
ВО Втором параГрафе ГлаВы рассматриВаетсЯ мысль как фактор, Определяющий сВОд мОтиВОВ. ЗаяВиВ В перВом подпараграфе тему научности в ПОЭЗИИ Волошина, Стрелкова Далее более Детально разрабатывает ее на отбор Волошиным тезисов для стихотворений. Гносеологические искания Волошина рассмотрены на примере Стихотворения «Рождение стиха» как метатекста. Стихотворение это представляет собой сложное единство с Разными уровнями ТВОРческого Воплощения, Которые подробно рассматривает Стрелкова.
Это Лексический и фонетический уровни, ритмическая и ИнтонаЦионная Стороны произведения. Рассматриваются параллели с творчеством К. Бальмонта, которому было посвящено подвергнуто стихотворение Волошина «Подмастерье», выступающее в роли поэтическоГО манифеста концепции тВорчества. МОтиВ пОэзии как ремесла, СближающиЙ Волошина с акмеистами, предполагал, Однако, у него иное понимание слова, обогащенное многими культурными КоннотаЦИЯМИ. Именно В этом Стихотворении Стрелкова Выделяет КлючевоЙ для КОИЦепЦии тВорчестВа Волошина тезис, а именно «Возвращение В момент тВорчества актоВ реальности». В Заключении подводятся итоги Проделанной работы и резюмируются полученные ВывОды.
Особое Внимание уделяется тем противоречиям, Которые Возникают Между Творческой ПрактикоЙ Волошина и Идеями Волошина-теоретика. В частнОсти, еГО пОэзия не подтверждает постулат О Доминанте бессознательного В проЦессе ТворчестВа. На Основании рассмотренного и Тщательно проанализированного Материала Стрелкова Сведения об официальном оппоненте ФИО: Таран Евгений Григорьевич Ученая степень: кандидат филологических наук Должность: координатор ЭОР Место работы: Центр гуманитарного образования издательства «Просвещение» Адрес: 125171, Москва, ул, 3. и А, Космодемьянских, д.
4„кв. 313 Е-пта11: 1агапе®пта11.гп Телефон: 8 903187 28 26 Публикации 1. Журнал «Шут» и литературный процесс 1903 — 1905 гг. // Вестник РГГУ. № 12„2014. С. 56 — 63. 2, От «Дневника писателей» к «Запискам мечтателей»; эволюция символистского журнала для своих // Книгоиздательство «Мусагет». История, Мифы. Результаты.
М., 2014. С. 156 — 165. 3. Александр Кондратьев и московские издатели-символисты // Русская литература. 2012, № 3. С. 163 — 169. .