Лингвостилистическая природа гомеотелевта (на материале французской художественной речи xx века)
Описание файла
PDF-файл из архива "Лингвостилистическая природа гомеотелевта (на материале французской художественной речи xx века)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиТОЛСТОУС НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНАЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ГОМЕОТЕЛЕВТА(на материале французской художественной речи XX века)Специальность 10.02.05 – романские языкиАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква – 20112Работа выполнена на кафедре французского языка факультета иностранныхязыков ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»Научный руководитель:доктор филологических наук, профессорБереговская Эда МоисеевнаОфициальные оппоненты:доктор филологических наук, профессорРаевская Ольга Владимировна«Московский государственный университетим. М.В.
Ломоносова»кандидат филологических наук, профессорМурадова Лариса АндреевнаГОУ ВПО «Московский педагогическийгосударственный университет»Ведущая организация:ГОУ ВПО «Пятигорский государственныйлингвистический университет»Защита диссертации состоится «10» ноября 2011 г. на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.80 при ФГОУ ВПО «Московскийгосударственный университет им.
М.В. Ломоносова» по адресу: 119991,Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 51, I учебный корпусгуманитарных факультетов, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го учебного корпусаФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова».Автореферат разослан «03» октября 2011 г.Ученый секретарьдиссертационного совета,профессорТ.А.
Комова3Общая характеристика диссертацииВ последние десятилетия возрождается интерес к риторике и тесносмыкающемуся с ней на базе исследования фигур экспрессивному синтаксису.Предпринимаютсяпопыткисозданияединойсистемыэкспрессивныхсинтаксических средств. В связи с этим, наряду с известными исследованиямивобластилингвостилистики–Г.Н.Акимовой,Э.М.Береговской,А.П. Сковородникова, Ю.М. Скребнева, Ж. Дюбуа, Ж. Женетта, Ц. Тодорова идругих, – появляются новые работы, посвященные изучению и анализусинтаксических выразительных средств в свете современных лингвистическихпредставлений (И.М.
Астафьева, В.С. Измайлов, В.П. Москвин, И.В. Пекарская,Ю.Н. Пугачева, И.А. Пуленко, А.З. Тавасиева и др.). В этих трудахописываются, как правило, лишь отдельные звенья системы, и далеко не всеони подвергаются детальному исследованию.Нашадиссертационнаяработапосвященаизучениюлингвостилистической природы гомеотелевта на материале французскойхудожественной речи XX века.Недостаточнаяизученностьгомеотелевтанафонезначительногоусиления интереса к проблемам риторики вообще и экспрессивного синтаксисав частности обусловила актуальность нашего исследования.Объектом исследования является французская художественная речь XXвека.Предметомисследованияявляетсялингвостилистическаяприродагомеотелевта.Материаломнашегоисследованияпослужилипоэтическиеипрозаические тексты французских авторов XX века. Изложенные в работенаблюдения опираются на анализ 1000 примеров с участием гомеотелевта.Привлечение поэтических текстов на других языках (русском и английском),что составило 25% от общего корпуса примеров, обусловлено желаниемпоказать универсальность исследуемой фигуры.4Научная гипотеза: Гомеотелевт – это фигура экспрессивного синтаксиса,являющаяся одним из видов повтора, состоящая в столкновении слов содинаковыми аффиксами в пределах узкого контекста и реализующаяся тольков цепочке однородных членов.
Возможности стилистического использованиягомеотелевта намного богаче и разнообразнее существующих на сегодняшнийдень представлений об этой синтаксической фигуре. Гомеотелевт можетсоперничать в выразительности с другими фигурами, несмотря на то, чтоприсутствует в текстах только в составе конвергенций.
Среди франкофонныхавторов XX века есть такие, которые целенаправленно разрабатывают этуредкую фигуру и активно используют ее потенциал.Основнойцельюисследованияявляетсямногоаспектныйанализгомеотелевта, выявление его стилистической специфики и определение ролиэтой фигуры в формировании индивидуального авторского стиля.В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи:- анализ существующих данных о гомеотелевте и уточнение егодефиниции на основе релевантных признаков фигуры;- определение видов гомеотелевта, его структурных особенностей и местав системе стилистических приемов;- характеристика гомеотелевта в семантическом, морфо-синтаксическом ифункционально-стилистическом аспектах и выявление частотных моделей этойфигуры экспрессивного синтаксиса;-выявлениевозможнойсочетаемостигомеотелевтасдругимистилистическими фигурами и определение стилистической роли конвергентныхструктур в художественном тексте;- определение особенностей гомеотелевта в индивидуальных стиляхфранкофонных авторов.Цель и задачи предопределили использование следующих методов:описательный,сравнительно-сопоставительный,методсегментацииисубституции, структурного и семантического анализа.
На определенных этапахиспользуется метод симптоматической статистики.5Теоретическую основу исследования составили труды по риторике(А.К. Авеличев,С.С.Аверинцев,В.И.Аннушкин,В.П.Вомперский,М.Л. Гаспаров, Е.Л. Пастернак и др.), по общему языкознанию, грамматике истилистике (И.В. Арнольд, Н.А. Безменова, Э.М. Береговская, В.Г. Гак,И.Р. Гальперин,И.И.Ковтунова,В.А.Маслова,Е.Д.Поливанов,Е.А. Реферовская, Ю.С. Степанов, Ш. Балли, Ж.
Дюбуа, Ж. Марузо, P. Guiraudи др.), по экспрессивным средствам (Г.Н. Акимова, Э.М. Береговская,А.П. Сковородников, Ю.М. Скребнев, Т.Г. Хазагеров, P. Bacry, M. Cressot,J. Dubois, G. Genette, M. Riffaterre, H. Suhamy, T. Todorov и др.), попроблематике поэзии и прозы (В.В. Виноградов, Г.О.
Винокур, М.Л. Гаспаров,В.М. Жирмунский, Ю.М. Лотман, П.М. Пешковский, Б.В. Томашевский,Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Р. Якобсон и др.), по языку и стилю ПоляЭлюара (М. Ваксмахер, С.И. Великовский, И.Г. Эренбург, P. Emmanuel,G. Picon, M. Raymond и др.).Теоретическаяразработкезначимостьпроблемтеорииработызаключаетсясинтаксическихфигурвидальнейшейввозможномэкстраполировании использованной модели анализа на другие стилистическиефигуры.Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые проводитсямногоаспектный анализэтойбиполярной синтаксической фигуры какстилистической универсалии.Практическая ценность исследования состоит в том, что его материалымогут быть использованы при чтении теоретических курсов по риторике истилистике, на занятиях по аналитическому чтению и интерпретации текста.Основные положения, выносимые на защиту:1) Гомеотелевт – это относительно редкий вид повтора, соединяющий вмалом контексте слова с одинаковыми окончаниями и/или суффиксами.Реализуется гомеотелевт в цепочке однородных членов.
Исследуемая фигурапредставляетсобойморфологическоговзаимосвязь(повторэлементовморфем),трехсинтаксическогоуровнейязыка:(однородность6компонентов) и фонологического (повтор звукового комплекса). Гомеотелевт –это«биполярная»фигура:сложноеотношениеповторяемостиинеповторяемости, присущее гомеотелевту (у слов со сходными аффиксамикорни различны), является тем зарядом экспрессивности, который несетисследуемая фигура в тексте.2)Длягомеотелевтасинтаксическаяхарактернаоднородностьполнаяегоморфологическаяструктурныхиэлементов.Гомеотелевтическими отношениями могут быть затронуты все части речи,кроме служебных, в связи с тем, что их невозможно разложить на морфемы.Наибольшейпредикативнойчастотностьюфункции.обладаютНациональнаяглагольныеспецификагомеотелевтыморфологическихвисинтаксических форм почти не отражается в гомеотелевте.3) Гомеотелевт неизбежно включает в повторы единицы лексическогоуровня, непосредственно затрагивая область семантики.
Совпадения элементовплана выражения в гомеотелевте сопоставляют слова, которые вне данногоконтекста не имели бы между собой ничего общего. Это сопротивопоставлениепорождает неожиданные смысловые эффекты.4)Гомеотелевтявляетсястилистическойуниверсалией,свободнопересекая межстилевые границы и встречаясь в подавляющем большинствевидов книжной и разговорной речи. Характерен гомеотелевт прежде всего дляпоэзии.
Гомеотелевт – полифункциональное явление, способное выполнятьодновременно несколько функций в поэтическом контексте. Исследуемый видповтора редко выступает в чистом виде и функционирует в стилистическихконвергенциях,гдевбольшинствеслучаевзанимаетдоминирующееположение.5) Исследуемый вид повтора может быть интерпретирован лишь впределах узкого контекста. Он редко бывает самодостаточным и демонстрируеттесную связь с контекстом. В поэтических текстах гомеотелевт является, какправило, элементом, который акцентирует основную мысль, центральный7образ. Преобладают рематические гомеотелевты. Гомеотелевт может проходитьчерез весь текст и быть средством, обеспечивающим его когерентность.6) Гомеотелевт может оказывать заметное влияние на формированиеиндивидуального авторского стиля.
Исследование гомеотелевта в лирике ПоляЭлюара приводит к выводу о том, что поэт мастерски использует богатыестилистические потенции этой редкой у других авторов синтаксическойфигуры.Апробацияработыпроводиласьнамежвузовскихнаучныхконференциях «Риторика в свете современной лингвистики» в Смоленскомгосударственном университете (2001, 2005, 2007, 2011), на всероссийскихнаучных конференциях «Культура как текст» в Смоленском гуманитарномуниверситете (2001, 2006, 2007), на межкафедральных аспирантских научныхконференциях в Смоленском государственном университете (2006, 2008), навсероссийских научно-практических конференциях «Авраамиевские чтения» вСмоленском гуманитарном университете (2006, 2007, 2009).По теме диссертации опубликовано 19 работ.
В перечень входят двестатьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ, и глава в коллективноймонографии «Синтаксические фигуры как система».Объем и структура работы: Диссертация состоит из введения, 2 глав,заключения, списка основных источников, включающего 84 наименования,библиографического списка, состоящего из 197 работ, в том числе 61 наиностранном языке, и 9 приложений. Основная часть диссертации изложена на147 страницах, 4 страницы занимает список источников, 16 страниц занимаетбиблиография, 9 страниц – приложения.Основное содержание диссертации:ВоВведенииобосновываетсявыбортемыисследования,егоактуальность, формулируются основные цели и задачи исследования, дается8характеристика материала исследования и методов, использованных в работе.Введение включает два раздела.ВразделеИзисториигомеотелевтапрослеживаетсяэволюцияисследуемой фигуры от античности до настоящего времени.Первое упоминание о гомеотелевте античная традиция приписываетАристотелю.Термин имеет греческие корни: homoios (сходный), teleute (конец) и былвведен в употребление французскими лексикографами К.
Буасте (homoioteleute,1839 г.), Э. Литтре (homeoteleute, 1866 г.).В разделе Гомеотелевт как элемент системы синтаксических фигурсистематизируются накопленные данные об этой фигуре, разрабатывается еедефиниция, определяются виды и место в системе стилистических приемов,устанавливаются отличия гомеотелевта от фигур, родственных ему по способуобразования.На основании анализа существующих на сегодняшний день дефиницийгомеотелевта, классификаций, включающих исследуемую фигуру, анализасобранного фактического материала мы разработали и предлагаем следующееопределение исследуемой фигуры:Гомеотелевт – это синтаксическая фигура, являющаяся одним из видовповтораипредставляющаясобойэстетическимотивированныйрядоднородных членов предложения, т.е. набор слов одной грамматическойкатегории с одинаковыми окончаниями и/или суффиксами, например:Les armes de Jesus, c’est notre servitudeС’est toute solitude et toute plenitudeEt notre turpitude et notre lassitude.(Ch.
Peguy)Слабая,посравнениюсдругимистилистическимиприемами,изученность гомеотелевта в значительной степени связана с его природой.Гомеотелевт – это разноуровневая фигура, обусловленная, прежде всего,морфологически(повторморфем)исинтаксически(однородность9компонентов). Сонорный момент не менее существенен: повтор аффиксовдолжен быть заметен на слух.Гомеотелевт по своим характеристикам схож с целым рядом фигур(ассонанс, аллитерация, парономазия, рифма, синтаксический параллелизм,градация, полисиндетон, асиндетон, зевгма). Однако повтор формантов иоднородность компонентов – два условия, необходимые для построениягомеотелевта, – не реализуются ни одной из схожих с ним фигур одновременно.Проанализировавструктурнуюорганизациюгомеотелевта,мыразработали следующую классификацию его разновидностей: подлинныйгомеотелевт, псевдогомеотелевт и гипергомеотелевт в зависимости отморфемногонаполненияповторяющихсяэлементов;горизонтальныйивертикальный гомеотелевт; гомеотелевт с контактным или дистантнымрасположением компонентов.ВсвоемЭ.М.