3 (Эволюция понятия «эмпатия» в психологии)
Описание файла
Файл "3" внутри архива находится в следующих папках: Эволюция понятия «эмпатия» в психологии, отзывы. PDF-файл из архива "Эволюция понятия «эмпатия» в психологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзыв официального оппонента кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры психологии личности факультета психологии ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ Колпачникова Вениамина Валентиновича о диссертации Карягиной Татьяны Дмитриевны на тему «Эволюция понятия «эмпатия» в психологии», представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии Диссертационное исследование Т.Д.
Карягиной посвящено анализу понятия «эмпатия» н истории его развития в психологии. Актуальность исследования определяется методологической ситуацией в современной психологии — продолжающимся разрывом между академической психологией и психологической практикой и усилиями по преодолению этого разрыва. В этой ситуации, как отмечает Карягина, требуется разработка «особых категорий, «категорий-медиаторов», которые соединяют науку и пракгику, служат своеобразными понятийными мостами, на которых совершаются взаимообогащающие обмены между ними. На эту роль могут прегендовать только такие понятия, за которыми, с одной стороны, стоит серьезная научноисследовательская традиция, и которые, с другой стороны, являются «своими» для психологов-практиков различных подходов» (с 4).
Именно таким является понятие эмпатии. Работа состоит из введения, 4 глав, выводов и списка литературы. Во введении Т.Д. Карягина обосновывает актуальность исследования„ определяются его объект и предмет; формулируются цель, задачи и положения, выносимые на защиту; раскрываются новизна, практическая и теоретическая значимость работы. Хочется отметить корректность подбора и обоснованность методов исследования для решения поставленной задачи. «Для решения такой общепсихологической задачи наиболее адекватным и актуальным является историко-психологическое исследование эволюции понятия «эмпатия», критическое подведение итогов уже более чем столетнего этапа его существования в науке.
В ходе .георетической реконструкции теорий и концепций воссоздается научная система как целое, в котором понятие является элементом, связанным определенными отношениями с другими понятиями. Такое видение позволяет определить роль, функции понятия в данной системе и наиболее точно восстановить его значение. Учитывая терминологическую неопределенность понятия «эмпатия», данный метод является важнейшим для выявления преемственности различных исторических форм понятия, их соотношения с «понятиями-предшественниками» вЂ” вчувствованием, сопереживанием и симпатией» (с.
!1) Важно, что диссертант использует целую систему взаимодополняющих методов для достижения полноты и точности проводимой работы: теоретическую реконструкция научных систем, восстановление значения понятия по контекстам его научного использования; сравнительно-исторический анализ теорий; «проблемологический анализ» (В.А. Кольцова); категориальный анализ (А.В. Петровский, М.Г Ярошевский), количественный метод анализа частоты встречаемости понятия.
Проведена большая и кропотливая работа. В первой главе «Основные подходы к определению эмпатии» разрабатывается типология подходов к определению понятия «эмпатия». В качестве оснований для такой типологии рассматриваются, во-первых, понятияпредшсственники эмпатии, послужившие основными источниками развития содержания понятия; во-вторых, основные философские и психологические категории, в соотношении с которыми оформляется значение понятия. На основе тщательного анализа целого ряда теорий ТД.Карягина показывает, что основными тинами подходов к рассмотрению понятия являются подход к эмпатии как феномену познания и подход к эмпатии как феномену отношения. Эти подходы фиксируют и различают гносеологическое и этическое измерение эмпатии.
Т.Д. Карягина показывает, что понимание эмпатии как феномена познания осуществляется в рамках двух основных оппозиций, описывающих познание и выделяющих феноменологическое понимание как особую форму познания: ° рациональное познание — чувственное познание; ° познание общего„ типичного — понимание индивидуального, особого, уникального. «Специфика эмпатии как особой формы понимания задается следующими способами: во-первых, ее направленностью на эмоциональные явления: они или цель и предмет познания при эмпатии, или источник познания; во-вторых, особым характером осуществляющих ес процессов вчувствования, сопереживания, проживания, вживания и тд.; в-третьих, особым контекстом понимания -- внутренней феноменологической перспективой другого человека» (авторефераг, с.!5).
Столь же детально Карягина анализирует феномен эмпатии как формы отношения. Во второй главе «Возникновение понятия "эмпатия" в психологии» и в третьей главе «Эмпатический переворот К. Роджерса и Х. Кохута» описывается история развития понятия и подробно рассматриваются теории и концепции философии и психологии, в которых происходит это развитие. Хочется отмстить тщательность и кропотливость проведешюго Т.Д. Карягиной анализа. История развития понятия прсдстает в работе как коллизия — как идей, теорий и методологий„ так и личностей конкретных исследователей, развивавших данное понятие. Перед нами драма честных ученых, нередко вовлеченных в практику психологической помощи, разрываемых таким образом стремлением следовать научным — по преимуществу естественнонаучным канонам исследовашзя — и невозможностью вместить в эти каноны важнейшие феномены, получаемые в процессе психологической практики.
Очень ярко и показательно в этом смысле описание разработки понятия эмпатии Х. Кохутом. Представитель психоанализа, приверженный традициям ориентации на естественнонаучные каноны, заданные Зигмундом Фрейдом, и практик, Хайнц Кохут не может нс признать важности феноменологического мира своих клиентов и важности эмпатии как метода познания и отношения принятия и заботы об этом мире. В то же время, это никак не вписывается в жесткие каноны естественнонаучного познания. И Х. Кохут в своих работах то прямо подчеркивает роль эмпатии, то отступает к позициям объективизма. История развития понятия эмпатии наглядно представляет прорывы и откаты в этом сложном историко-психологическом движении. В результате проведенного сопоставительного историко-теоретического анализа '1'Д. Карягина, с одной стороны, действительно реконструирует подчас неявные теоретические воззрения различных авторов (на нас произвело особенное впечатление, например, реконструкция по сути теории эмпатии Карла Роджерса, никогда в явном виде не формулируемая им), и ,с другой стороны, разрабатывает своей тсорстический каркас, позволяющий упорядочить и систематизировать сущностные измерения эмпатии как феномена познания и отношения, как метода познания в гуманитарной парадигме психологии.
В четвертой главе «Современные направления изучения эмпатин; основные тенденции» анализируется развитие эмпатии с 60-х годов ХХ века по настоящее время. Диссертант показывает, что на этом этапе закладываются основные методологические схемы эмпирического изучения эмпатии и формируется основная проблематика такого изучения.
В данной главе выделяются основные области изучения эмпатии и обзорно рассматриваются тенденции их развития, методологические трудности, с которыми сталкиваются различные подходы. С позиций выявленной в предыдущих главах логики развития понятия делаются предположения о возможных путях их преодоления.
Наиболее важным представляется вывод ТД. Карягиной о сходстве методологической ситуации в современной психологии с ситуацией исторического зарождения и развития понятия эмпатия, а также вывод о методологическом — катсгориальном значении понятия эмпатия для современной психологии. «Категории являются для науки не просто предельно общими понятиями, несводимыми к другим, а в первую очередь„ средствами организации производства и развития знания. Они — «рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, организующие процесс исследования» (Петровский, Ярошевский, 1998, с. 125).
Историко-психологический анализ, проведенный диссертантом, показывает, что понятие эмпатии на протяжении всего своего развития активно выполняло эту задачу, участвуя в решении фундаментальных проблем психологии. «Как познается «живая», «необьсктивированная» жизнь, как реализуется наша «человечность» в познании окружающего мира и в диалоге с Другим — вот вопросы, для решения которых понятие было призвано на рубеже Х1Х и ХХ веков. В ходе постепенного утверждения в психологии, оформляясь через связи с развиваемыми на конкретно-психологическом материале категориями отношений, общения, личности, оно становится важнейшим для обоснования социальной детерминации психики и личности. Психотерапевтические подходы, реализуя эмпатию в единстве познания и отношения, вводят ее как предмет важнейшей человеческой потребности и как условие личностного развития.