3 (Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры))
Описание файла
Файл "3" внутри архива находится в следующих папках: Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры), отзывы. PDF-файл из архива "Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории когнитивных исследований ФГБУН «Институт системного анализа» РАН- Чудовой Натальи Владимировны — о диссертации Ван Шилу на тему «Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)», представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки) Диссертационное исследование Ван Шилу посвящено актуальной для общей психологии проблеме, связанной с изучением влияния опосредствования различных видов деятельности информационными технологиями (ИТ). Выборку исследования составили китайские компьютерные игроки, принадлежащие к разным возрастным и социокультурным группам.
Это позволило отчетливо выделить две линии опосредствования: использование в игровой деятельности таких внешних средств, как ИТ, и таких внутренних средств, как нормы коллективистической или индивидуалистической культуры. Актуальность исследования, выполненного Ван Шилу, связана с тем, что к настоящему времени благодаря накопленным в психологических исследованиях данным о феноменах опыта потока в Интернет-активности, Интернет-зависимости, Интернет- идентичности и других, появилась возможность, расширив предметные рамки, перейти к изучению социокультурного контекста Интернет-опосредованной деятельности. Глобализация в области ИТ и, в частности, Интернета сталкивается с еще сохраняющимся своеобразием национальных культур, что делает сложившуюся ситуацию уникальной с точки зрения возможностей изучения психологических механизмов встраивания общих для всего мира технологических новшеств в деятельность, регулируемую нормами и ценностями конкретной культуры.
Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения; трех глав; заключения; библиографического списка литературы, включающего 253 источника 185 на русском языке, 128 на английском языке и 40 на китайском языке) и 10 приложений. Основной текст диссертации изложен на 152 страницах, сопровождается 18 таблицами и 28 рисунками. В первой главе представлен обзор литературы, в котором рассматриваются две теоретические модели феномена субъективного погружения в деятельность в Интернете и онлайновых играх: модель Интернет-зависимости, развиваемая в рамках психопатологического подхода к психологической зависимости, и модель опыта потока, в которой погружение рассматривается с позиций позитивной психологии.
Теоретическая часть работы, безусловно, представляет собой самостоятельную ценность: она логически удачно выстроена, в ней четко и содержательно представлены основные теоретические подходы и эмпирические данные, касающиеся психологии Интернета. Во второй главе представлены цели, задачи, гипотезы эмпирического исследования; подробно описаны методики; представлены полученные результаты и их анализ. Следует отметить, что исследование проведено на большой выборке (1704 школьников и студентов из разных провинций Китая). В работе использованы: анкета и три опросника, направленные на 1) выяснение вопросов социально-демографического и общеигрового характера; 2) измерение уровня Интернет-зависмости; 3) измерение представленности в переживаниях игроков «опыта потока»; 4) измерение параметров общения в ходе игры. Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакетов статистических программ ЯРЫ 18.0 и ЕЯЯ 6.1.
При обработке результатов был использован критерий Стьюдента, а также корреляционный анализ, частный корреляционный анализ, дисперсионный анализ. Для выяснения того, какую роль играют пол и возраст в соотношении между опытом потока и Интернет- зависимостью, автор применил модераторный анализ; для выяснения отношений между факторами опыта потока и Интернет-зависимостью был применен кон фирм аторный факторный анализ.
Путевой анализ был проведен для з соотнесения уровней опыта потока и Интернет-зависимости с демографическими характеристиками игроков. Все результаты обработки данных подробно отражены в графиках и таблицах, а также представлены в 10 приложениях. Обнаружено, что стремление к опыту потока в условиях онлайновой игры и Интернет-зависимость основаны на общем факторе — продолжительности игровой активности в Интернете.
Выявлена интересная особенность переживаний взрослых игроков: взрослые люди склонны признавать себя зависимыми от Интернета, даже если они относительно мало им пользуются. При этом они реже переживают опыт потока, даже если они относительно много играют в компьютерные игры. Показано, что уровень переживания опыта потока в ходе игры у мужчин выше, чем у женщин, в то время как по показателям Интернет- зависимости различий не обнаружено.
Обнаружено, что среди китайских игроков в компьютерные игры наблюдается сравнительно высокий уровень Интернет- зависимости и низкий уровень опыта потока. В третьей главе полученные результаты обсуждаются в связи с социокультурной ситуацией в современном Китае. Рассмотрены особенности системы образования в Китае и проблемы семейных отношений как факторов, оказывающих специфическое влияние на соотношение опыта потока и Интернет- зависимости. Китайская культура коллективизма рассмотрена как опосредствующая категоризацию игроком его переживаний как склонность к Интернет-зависимости. Полученные результаты проинтерпретированы следующим образом: связь между опытом потока и Интернет-зависимостью опосредствована принятыми в обществе нормами, оказывающими существенное влияние на игроков.
В частности, если общество базируется на коллективистских ценностях, то стремление к автономности и свободе выбора жизненного пути, вступая в противоречие с культурной традицией, способствует повышению вероятности развития Интернет-зависимости. Представлено рассмотрение проблемы Интернет-зависимости в рамках теории опыта потока и обсуждены ограничения проведенного исследования и возможные направления дальнейшей работы. Итак, достоверность результатов исследования обеспечивается серьезным теоретическим анализом проблемы, тщательным подбором методик исследования и адаптацией одной из них, большим объемом выборки испытуемых.
Следует особо отметить высокий уровень владения автором современными методами статистического анализа, позволивший ему провести всесторонний анализ полученных результатов. Все это позволяет относиться к выводам и рекомендациям, сделанным в работе, как к хорошо обоснованным данными, полученными в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования. Научная новизна полученных результатов состоит в первую очередь в том, что проведенное исследование подтвердило необходимость разведения двух видов переживаний — переживаний, связанных с увлеченностью некоторым делом (в данном случае, игрой), и переживаний, возникающих при развитии зависимости.
В работе показано, что провоцировать развитие зависимости может напряжение в ценностной сфере: если индивидуалистическое стремление к самостоятельному выбору вступает в противоречие с культурной традицией коллективизма, вероятность развития Интернет-зависимости увеличивается. Кроме того, впервые изучены особенности переживания «опыта потока» у онлайновых игроков, принадлежащих китайской культуре; адаптирована и применена на практике методика измерения опыта потока у китайских игроков. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточнены представления о природе Интернет-зависимости.
Сопоставление двух теоретических конструктов — зависимости и опыта потока, - претендующих на объяснение склонности современных взрослых людей много времени посвящать компьютерным играм, позволило обнаружить условия применимости каждой из моделей. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем обоснована необходимость при диагностике и терапии людей, демонстрирующих (по данным опросников) склонность к зависимому от Интернета поведению, 5 учитывать социокультурные основания возникновения этой проблемы. Важно также, что описанные в работе взаимосвязи между самоотчетом об Интернет- зависимом поведении и самоотчетом об опыте потока позволяют в некоторых случаях рассматривать их как альтернативные способы категоризации человеком своих переживаний.
Вместе с тем, по работе следует сделать следующие замечания: 1. Способ разделения выборки на две возрастные группы недостаточно хорошо объяснен — при обработке данных выделяются возрастные интервалы (моложе 16 лет, 17-20 лет, 20-25 лет, старше 26 лет), а в выводах фигурируют группы подростков и взрослых. 2.
Различия между подростками и взрослыми могут быть обусловлены уровнем рефлексии, доступной тем и другим при ответах на вопросы шкалы Интернет-зависимости. Представляется, что проблема измерения зависимости опросниковым методом требует более пристального внимания. 3. Введение в фокус исследовательского внимания проблем культурной нормы и социальных требований позволили автору выйти на новый уровень рассмотрения проблемы Интернет-зависимости, однако при обсуждении специфики социальной ситуации развития китайского подростка в работе больше внимания уделено скорее работам культурологического плана, чем собственно психологическим. Указанные замечания не снижают высокой оценки уровня выполненного диссертационного исследования, которое является самостоятельным, комплексным, обоснованным и целостным исследованием, содержит в себе безусловные признаки новизны.
Основное содержание диссертации полно отражено в значительном количестве публикаций автора (10 публикаций, из них 3 — в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК), а также адекватно отражено в автореферате. Название диссертации «Интернет-зависимость у участников 6 компьютерных игр (на материале китайской культуры)» точно отражает ее содержание, акцентируя внимание на малоизученной проблеме опосредствованности интернет-деятельности культурными нормами. Интерес к проблеме культурного контекста интернет-зависимости позволил автору расширить существующие в современной науке представления о психологических механизмах зависимости (и игровой, и компьютерной), что нашло отражение и в самом названии работы.