4 (Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ)
Описание файла
Файл "4" внутри архива находится в следующих папках: Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ, отзывы. PDF-файл из архива "Восприятие архитектурных объектов городскими жителями - субъективно-семантический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
О'ИЫВ ВКДУЩКЙ ОРГАНИЗАЦИИ па диссергациопиуго райГГу Выраа Арины $Орьеаиы «Восприятяе архптектурпых объектов горолскими ПГителямя: субъектиаио самаитнческий апалпзФ~ прелсюиленнуто на сОиекаппе учсиой степеии пандплата пспхОлогпчсскпх иауе пО спеппальпостп 19.ОО.О $ — Общая психология, психология личиостп, история психологии Дисссртанионнак раоота А.Ю, Вырви носващена изучениго ЗакОНОмернос'Гсй и инднвнДуальньоГ ОсОбеннОстей Босириатиа и семаитнчаскога Оцсннванна архитектурных объектов.
Автором раскрыта значимость изучения психологических особенностей БОснрнятяя человеком ОкруяГаяпннх его городских зданий. Провеленное исслелование нанраазено иа изучение нространства Города с точки зрения психологии. 8 Лиссертаннонной раооте АЛО. Вмрва рассмотрена сненнфика нронесса воснрнатиЯ архитектурных соорузкеннй, Облалакиних разными зстстичсскими саОЙствамн ~ианример, исторических зланнй, наматников архитектуры, современных индиаилуахьнмх архитектурных Обьсктоа„массовой ЯНИНОЙ застройки разньГХ яст), Освещены значимые признаки архитектурных форм, а такзке рассмотрены механизмы форм иронии иЯ субьсктивных образов архитектуры.
Выбор ПОГодик, иснользованиых а нроасдснном автором исслелованни„позволяет аинсать воснринимаемые чеяоиеком архитсктурныс объектьГ на нрнвь~чном н понятном ему языке (лсихосемантическнс м~."Годы, цснностныс категории). Вахсиым моментом диссертационной работы Л.Ю. ВИРВВ является то, ч'Го а КЗЧСЕТВЕ СТИМ)!ЛЫЮГО МЗТЕРИЗЛЗ ИССЛЕЛОВЗНИЯ ИСПОЛ Э~ЮТСЯ ПЕ ТОЛЬКО рсзльиие зрхитект~~нмс Обьскти прн нх непосредственном восприятии и их фОТОизобрзжениЯ, ИО й тсхиологичсски нОВВЯ фОрма их пре3ентзпии ~1рострзнственпие пзиорзмь~ Сооф1е, потволяю7Пие прострзнсгве псрсмсп7зться ВЛОВЬ зданий и рассматривать их детзльпсс.
Описзнние затором ОсобсниОсти ВосприЯтиЯ зрхитектЯ)пих Объектой и прелдожеппие способи и~учения ГородскОЙ архитект~~поЙ среди рзскриазют Одн~ ит Граней слол7ной* егр~хттри пропесса Восприятия человеком ГОРОДСКОГО ЛРОСТРЗНСТВЗ. Стр~'итурз й соде~йкзиие диессртзпии, Диссертапия сОсгоит из ВВСЛСНИЯ, двтх 1лзв, заключения, с7п7скз литерзт~~~ и приложсиий. Во Введеиии ОбосноаиазстсЯ актуальность проведенного исследовзпйЯ, сГО нз~'чная НОВизна, теоретическая и практическая Значимость; формУлиЯнлсЯ пель, задачи„прсдмег й Обьскт исследовзниЯ, СГО теоретикомстодологические Оспоззиия. Видвигзются ГнтютеЪи, Опнсивз1отся метоли Исследования, излагаются ОсйОВиыс положения, Виносимие па Зипит)!, В первой ГЛаве диссертзпии — «ВосприЯтие зрхитект~7ИОЙ ГородскоЙ среди, подходи к нзучсниюи„ккчючзющей девять параграфов, автор приводит понЯТия архитехт~>ы и псйхологии зрхйтектурной Описивзег Осноапис ОеобеннОСТИ Восприятия зрхитектл~и, ~слоаия, типь7, Воспрнятия зрхитек*л~ного прос7рзнствз; рассматривает Осповпие понимапию пропсссз ВосприЯтиЯ зрхитек~~~ного Обьекгз, ТНЗЧИМЬГК ХЗРЗКТЕРИСТНК ЗРХИТЕКТУРПИХ ФОРМ, З ТЗКжЕ ОСНОВНИЕ фУНКПИИ зрхитект~~и, змопионзльние и Пеппостпо-смисловис Отноп7еиия челОвеком и Окр7ХГзюп7им СГО Городским зрхитсктя~ним пространством.
АвтОр последовательно раскривае'7 Особсин~;Гй и закономерности формообрззОВзниЯ зрхитект~~пих Обратов, их Основние сВОЙ~-,ГВЗ; знзлизнр~ет Особенности Восприятия пзчятиикОВ зрхитектури, индивидуальпих Яркнх зрхитект~~них Обьектоа, з тзкх7с жилой мзссОВОЙ ззстрОЙки Города москвы рзтньгх лег, В Хоппе первОЙ Глзви подаодятся итоги гсо~~-.1н !сской части дисссртанионното исслсдоваиия, рассматривакггся осиовпмс особснности, способы, задачи и методы изучения воспрнятня городских архнтсктурных объсктов„раскрывасмыс дайсс в змпнрнчсской час гн раооты. Провсдснный автором тсорстичсский обзор нзучасмой 11роблсматнки явля стся пояным, структурированным, раскрывакнцнм проблсму особснностсй восприятия архитсктуры ддя боясс глубокого сс попнма11ня н дальнсйп1нх исслсдований в данноЙ области. Мстодоло!и 1сской ОСИОВОЙ прсллоягснного автором подяода к изу чсни!О особснностсй Восприятия и ссмантйчсского оцснивания архитсктурных объсктов выступаст неклассическая психщк1гия Л.С.
В1.!готского я !1Сихология субъсктив!Юй ссмаитикн Е.Ю Аргсмьсвай, о11нра1О1цаяся на экс11сримситалы1ую психоссмантнку и ко11ЦС11ци1о образа мира А Н. Лсонтьсва. Вполне обос11оваг! ВыбОр мстОдик, с помо!цью яоторь1Я автОр !1рояоднт зм11иричсс1гОс исслсдованис: личг!Ост1!ый ссмапгйчссяйй дйффсрс11цнал, архйтсятур11мй! семантнчсский днфферапцнал, мстоднка ценноегный сцсктр В~ второй главс дисссртаиии — ВСубъсктнвно-ссма1ггнчсскос нсслсдованис Восприятия архитсктурных Объскто⻠— автор подробно аписы васт процсдуру „условия, мстоды провсдсния чстырсх ссрий эмпнричсско1а исслсдованкя„приводит и аосуягдаст основныс рсзультаты.
Первая серия исследования 11освягцсиа изучснн1о особсниостсй ссмантичсскОГО н цс1шостг1опъ оцсннвания городскими ягн гслямй грйдцьггй архнтс!ггур11мх об-ьсктов, с!бладакнцих разными зстстичсскими и стнлсвыми сВОЙстВами. Получсннь!с рсзультаты 1!Оз!'гвсрдили гй11О'гсзу О том, ч го стспснь сходс'гва ссмантичсских ОцснОк архитсктуриых ОбъсктОВ Отражаст стспснь сходства нх фуняцнональных и эстстичсскпх характйристик. ПО функциональной и стнлсвоЙ на11равлснности архитсйтуриыс объскты по своим ссмй11тг!чсскнм дсскриптОрам Объсдинились В дВс Основныс Оольп$на Гру!!пью: на образц1.! массовой типовой ягнлои* застройки и на уникальные, нсповторнммс образцы архитсктуры, прннадясжап!Ис к сс памятниКам и являиццнсся символами ОпрсдсчсннОЙ зпохи. Автор Выдсляст факторы, :1З11з10111йс структуру Воснриятия зрхитекттр111~х Обьектоа: «Изссй11110ст1* зктиииость», «ЦсльнОсть — расщепленность», «Открытость — закрытость», «Вырззитс11ьиость», «Уютность, комфортность»„«Уелинеиность», «ЭК1»ю«п 111ость».
Сш1ююи ценностно нзГруженнычи (по количестау Выбрз11иых иснностей лля кзжлоГО зрхитекттриоГО Обьектз) иолтчились те ОбъекТы, которыс ЯВлЯютсЯ зрхитектурныыи ииыЯтникзми или симВОлзмн Эиохи, ~иикзльиыс и нсобь1чиыс здания; нзимсиьи1зя исиностная НЭГр~~зкз соотзстс'1'11~'ст здйниям яаляю1щ1мися нрелстзВителями мзссОВОЙ тиГюВОЙ тзстройкой йлй Имеющих резкую, нетрадиционную форму, кзк„нз11ример, Обратны коис Гр~ктииизмз Аатором тзки1с иокзззно, что ВосириЯтие зрхитектур11ь1« 11бъсктОВ мтжчиизми и женщинами В кзчестВеннОм Отнои1ении знзчиыо не рззличз1отсЯ. ОДнзкО 1кснЩины В больщей степени нриниыз1от ИСОЛИОЗНЗЧНОСТЬ И СЛ01«1111СТ1.
ЗРХИТСКГ~~ИЫХ ФОРМ, ТОГЛЗ КЗК М~ж1ИНЗМ ВЭ1кнь1 нейтрзлы1ость и 11рОс10тз, Оии нздсля101' коисГруктиаистскис зрм*пектуриые Объекты большйм кОличсстВОм ценностей, чем 1кснщины. ВторзЯ сериЯ ~миирическоГО исслслоззииЯ рзскрыазст Особенности семз11~ и«се«ОГО ОисниазниЯ фотоГрзфий архитектурных Обьектоз 11РОфСССИОНЭЛЬИЫМИ ЗРХИТЕКТОРЗМ11 КОТОРЫМ ПРЕДЪЯВЛЯЛИСЬ ЗИЕЛОГМЧИЫС ф1тн»~рафаи архитектурных ОбъеКТОВ. У ~тОЙ Груии1.1 В1*1лезились Й~1сс стщллярироази11ь10 и смкис факторы: «Пэссиииость -" зктинность»ь «Открытость — ззкры Гость», «Цельность — рзсще11ленность», «Е1ырззителы10ст1.», «Уютйость, комфортность», ззлзющие 1юс11риЯтиЯ; фзкторное нрострз11стзо, по11~чс11иос йз Выборкс зрхитскторОВ, ИМЕЕТ МЕНЬЩ~Ю РЗЗМЕРНОСТЬ. 1 СМЗНТИЧССКНС ИРИЗНЗКИ фЗКТОРЫ И КЛЗСТЕРЫ зрх«1сктурньи1 Обьектоа ири зос11ри«тии Гор011скОЙ зрхитсктУрной срены ИРОфСССИОНЗЛЬНЫМИ ЗРХИТЕКТОРЗМИ И ИС1ЦЪОфСССИОИЗЧЗМИ ВО МНОГОМ СОВИЗДЗ1ОТ.
ИСКЛЮЧСНИЕ СОСТЗВЛЯЮТ СЕМЗ1ГГИЧЕСКИЕ О! 1Е11«И О ГДСЛЬИЫХ зрхитекттр11ых соор~'Я1сний„отличзюи1ихсЯ Вычурно11 11еобыч11ой формОЙ, 11«ето1пими особенностями и ориГиизл1..костью декорзтиаиь1х элсмсктоа, В которых иолчсркиазется неооычность и слохо1ость зрхитекГ~~ой формы (например, конструктивистскне здйнил). Архнтекторы В болыциистве своем орнентировзцм ий форму, оии склонны выбирать более абстрактные и сложнме ценнОс п1ме кйт Сории 11о отио1псии1о к Йрхи1сктурйым 1т61ъск1аы, ТОГдй кзк непро1рсссиоиалы Выбирз1от более конкрстиме, ясно Вмрйжсннме ценности и понятий Ч зкнм Образом, ГИ11о 1х".зй о том, что семантические и цениостиме ОЦенки Йрхитектуриь1х объск Сов являютсл устойчнвимн н ннварнантнь1мн, не завнслт от полз и профессиональной Компетентности реципиентов, находит свое подтверждение в получеииых результатах исследования.
В '1рстьсй серии эмпнрическОГО нсследова11ия ЙВтОрОм срйвиивакт1ся ссмйитичсские ОЦенки рейльимх Йрхитсь-1уримх обьсктои и их фото1рафичсских сннмков нз примере п1ести из тридцати иь16рйи11мх /и1Я исследОВЙИИЯ ЙрхитектуриъГХ Объектов. Результаты метОдик личпОсп1ОГО и зрхитектурио1о ссмвнтнческнх дифференциалов свидетельстиу1ОТ, Оцеиииаиис пО семантическим признакам ре1$лы1мх здаииЙ и их фотоизОбрзже11ий обнаруживает кзчественнО сходнме характеристики, хОтй количестВО зпачиммх ~С.1атистичсски неслучайно приписанных архнтектур1плм обьск1.ам) ссмантичес1озх дескрипторов окззывзетсл супГсственно вьцпе ллх фотх111зобрйжсиий. Различий жс в оценивании архитектурных Обьектов и их фотосиимкой прояаля1отся прн ЦЕ1ИИЪСТИОЙ ОЦЕНКЕ.
Чсз зсртйя серия змпирическорр Н1'следовз1ц1я 1посизьцсца итуцсни1о ~~бсиностей семзнтическоГО Оцсиизйиил архнтсктурнмх панорш бооф1е, з также срйй11сии1о ОсОбеннОстей зтОГО процесса с семйи Гичсским оцсииВЙннем реальных архитектурных ОбъектОВ и их фотОсиимков. Участники зтой серин нсследоийиил ОЦенивзлн панорамы бООЙЬ: ьиссти из триддати Выбранных архитектурных Обьектов разной зстетнческоЙ н стилевой нзпрзвлеи1и1~-.1и.
Архи.1сктурнме обьектм„име1О1цие сходимс зстстичсскис н функднональнме характеристики, объедииились и группь~ согласно своим семантнческим оценкам — «Инднвидузлм1ме зрхитектуримс обьскты» и «Массовзк тнпОвзл Гкнлая ЗдстроГ1каэ, тем самым йодтяср1кдая Выдвйнугу1О 1ййогсзу О яом, что степень сходстнз ссмз1г1'ичсских оцсиок архнтсктуриых объяктоя отра1кает стспбнь схОдсгаа их фуикцио11зл1 иых и эстс1.ичсских хзрзктйристик, Самантнч~~кос и цсййостиос оцсиияаиис зрхитскгуриых объск1Х11Ь прсдстаалсиных В архитскгуриых иаиорзмзх бооц1с, и г1цсииззиис тсх жс рсзльных зрхитсктурных сооруя1сиий, з таях~с их фотоитобра~~иий обиаруягпяз1ОТ рзтлнчня.
Учзст1 гики исслсдоаа11ия дзгот ссмзитйчсскис дсскрипторы Выбриипйм зрхитФктурным Объпггам при дВЬ"х рзт11ь1х услоаиях их оценки ~реальныс архитектурные объекты и их панорамы Ооой), хотя ирн оценке рсальных архитектурных сооруасний получилось ме11Ь111с яиа 1имых семантических дескрнптоРОВь а Значимые признаки архитскгуриых объсктОВ, получснныс с использояаннем панорам (.1ОО~1е, болыис ассго по саопм харзхтсрпстнкам прнблнжсны к Рсаультатзм Оцс11ияй11ия рсальных Здзипй. Црлучсииыс рсзультаты и ВИВОды дисссргациОНИОГО нсслсдояания соотастстаукл.' постзалоииой цсли, задачам и Гйпотсзам, Выдаинутыы затором дисссртации. ОтмФтим~ чтО при з11з11йяс зм11ирйчсских даииых затор коррсктно нспольауст асс исобхолимыс процслуры стзтистичсской Обрабогкн данных, сопрОВО1кдая их исобходимыми ссьглками и укз1аниями уроансй ЗИЗЧИМОСТИ В Ззключснни приВОд1псЯ О61ИИФ ВМЙОдь1 ио ясак 1'ичсской и ЗМ11ирйчсской частям диссФртйцио11ИОГО исслсдоазиия.