Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг". PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Барнса, Г. Свифта, К. Исигуро, И. Макьюэна50), говоря словами Дж. Рэнсома,«цитируют саму природу текста». В результате работа с отдельными словами иобразами, выявление так называемых паттернов, композиционных узлов,специфических тематических групп, повторяющихся сюжетно-тематическихкомплексов и пр. позволяет исследователям обнаружить уникальный смысловойкаркас, связность и органическое единство всех элементов текстового целого.Более того, исследователи позволяют увидеть генерацию этого целого во всемСм.: Slay J.
Ian McEwan. NY: Twayne Publishers, 1996. 184 p.; Head D. Ian McEwan. Manchester and NY:Manchester University Press, 2007. 240 p.; Peters S. York Notes Advanced: The Remains of the Day. London: York Press,2000. 120 p.; Wong C. Kazuo Ishiguro. Tavistock: Northcote House, 2000. 102 p.; Lewis B. Kazuo Ishiguro. Manchesterand NY: Manchester University Press, 2000. 176 p.; Doody T. Among Other Things. A description of the Novel.Louisiana: Louisiana State University Press. 1998.
304 p.; Ryan K. Ian McEwan. Plymouth: Northcote House. BritishCouncil, 1994. 72 p.; Widowson P. Graham Swift. Tavistock: Northcote House Publishers Ltd, 2006. 123; Childs P. JulianBarnes. Manchester: Manchester University Press, 2011. 166 p.; Pateman M. Julian Barnes: Writers and Their Work.Tavistock: Northcote House, 2002. 90 p.; Веденкова В.С. Темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна «Дитя вовремени»: автореф.
дис. … канд. филол. наук: 10.01.03. Воронеж, 2012. 24 с.; Радченко Д.А. Проза ДжулианаБарнса: жанровая природа, проблема героя, нравственная философия автора: автореф. дисс. … канд. филол. наук:10.01.03. Воронеж, 2008. 23 с.49Отметим, что отдельные работы серии посвящены творчеству авторов, хронологически достаточно далекоотстоящему от современной литературной сцены, – романам Г.
Грина, Э. Пауэлла.50См.: Diedrick J. Understanding Martin Amis. Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 1999;2004. 346 p.; Moseley M. Understanding Julian Barnes. South Carolina: University of South Carolina Press, 1997. 200 p.;Shaffer Br. Understanding Kazuo Ishiguro. Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 1998. 141 p.;Malcolm D. Understanding Ian McEwan. Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 2002. 192 p.;Malcolm D.
Understanding Graham Swift. Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 2003. 238 p.4820творчестве автора. Следует подчеркнуть, что пристальное прочтение романовсовременныхбританскихпросветительскиецелиписателейчуждокакприизначальнойсмысловомуустановкередукционизму,такнаиинтеллектуальной игре деконструктивистских практик. Значимость отдельныхразработок вместе с тем не дает возможности говорить о специфическойжанровой форме, востребованной в творчестве целого поколения английскихписателей и имеющей свою поэтику.В-третьих, особую категорию составляют исследования, обращенные ктекстам изучаемых нами авторов с определенных методологических ракурсов,среди которых генетическая и биографическая критика 51 , постколониальнаякритика и исследования национальной идентичности 52 , гендерные подходы 53 ,Trauma Studies54, Memory and Identity Studies55, Holocaust Studies56 и пр.
Несложнозаметить многолетний интерес (в том числе отечественных исследователей) каспектам постколониального, мультикультурного и национального самосознанияв современном романе. Внимание же к его исповедально-философскому началуСм.: Keulks G. Father and Son. Kingsley Amis, Martin Amis, and the British Novel since 1950. Madison: TheUniversity of Wisconsin Press, 2003. 304 p.; Powell N.
Amis & Son. Two literary generations. London: Macmillan, 2008.424 p.52См.: Lee A.R. Other Britain, Other British: Contemporary Multicultural Fiction. London: Pluto Press, 1995. 192 p.; TheBritish and Irish Novel since 1960 / Ed. by J. Acheson. NY: St. Martin‘s Press, 1991. 217 p.; Сидорова О.Г. Британскийпостколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании: автореф. дис.
…докт. филол. наук: 10.01.03. М., 2005. 36 с.; Толкачев С.П. Мультикультурный контекст современного английскогоромана: автореф. дис. … докт. филол. наук: 10.01.03. М., 2003. 60 с.; Сатюкова Е.Г. Феномен «английскость» втворчестве Гр. Свифта: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03. Екатеринбург, 2012. 22 с.; Белова Е.Н.Поэтика романа Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» (к проблеме художественного мультикультурализма):автореф. дис. … канд.
филол. наук: 10.01.03. Воронеж, 2012. 17 с.; Павлова О.А. Категории «история» и «память» вконтексте постколониального дискурса (на примере творчества Дж. Кутзее и К. Исигуро): автореф. дис. … канд.филол. наук: 10.01.03. М., 2012. 19 с.; Петросова Е.Г. Концепция «английскости» в современномпостмодернистском романе (Гр. Свифт, П. Акройд): автореф.
дис. … канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2005. 26 с.53См.: Knights B. Writing Masculinities: Male Narratives in Twentieth-Century Fiction. Basingstoke: Palgrave Macmillan,1999. 256 p.; Byrnes Ch. The Work of Ian McEwan: A Psychodynamic Approach. Nottingham: Paupers‘ Press, 2002.
326p.; Rubinson G. Fiction of Rushdie, Barnes, Winterson and Carter: Breaking Cultural and Literary Boundaries in the Workof Four Postmodernists. Jefferson: McFarland, 2005. 228 p.54Adami V. Martin Amis's Time Arrow as Trauma Fiction. Frankfurt: Peter Lang International Academic Publishing,2008. 120 p.; Craps S. Trauma and Ethics in the Novels of Graham Swift. Brighton / Portland: Sussex Academic Press,2005. 230 p.55См.: Petry M.
Narratives of Memory and Identity: The Novels of Kazuo Ishiguro. Frankfurt: Peter Lang, 1999. 174 p.;Winneberg J. An Aesthetics of Vulnerability. The Sentimentum and the Novels of Graham Swift. Goeteborg: Goeteborguniversitet, 2003. 214 p.; Schemberg Cl. Achieving ‗At-one-ment‘: Storytelling and the Concept of the Self in IanMcEwan‘s «The Child in Time», «Black Dogs», «Enduring Love» and «Atonement». Frankfurt: Peter Lang, 2004. 106 p.;Переходцева О.В. Память и нарратив в современной английской литературе: автореф. дис.
… канд. филол. наук:10.01.03. М., 2013. 23 с.56См.: Sicher E. The Holocaust novel. New York and London: Routledge, 2005. 296 p.; Cowart D. History and theContemporary Novel. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1989. 264 p.5121весьма избирательно. В отношении изучаемых нами авторов показательна работаА. Ферребе «Маскулинность в мужском романе 1950-2000» («Masculinity in MaleAuthored Fiction 1950-2000», 2005), отдельная глава которой посвящена гендернойадресациивсовременномисповедальномромане,написанномавтором-мужчиной57.
Подобный подход предложен и в монографии А. Охснер «Тревогипарней: маскулинность и идентичность в британском мужском исповедальномромане 1990 гг.» («Lad Trouble: Masculinity and Identity in the British MaleConfessional Novel of the 1990s», 2009) 58 , обращенной к восьми «мужскимисповедальнымроманам»каклитературнымрепрезентациямспецификигендерной и социальной идентичности эпохи (кризис маскулинности, кризисидентичности, переживание реального социального и исторического опыта 1990х). Работа, написанная в духе Cultural Studies и Identity Studies с использованиемпрактик дискурсивного анализа, социологии, культурного материализма имарксизма, привлекает внимание к популярным романам59 Н.
Хорнби, М. Гейла,Д. Баддиля, Т. Лотта, Т. Парсонса и Дж. О‘Фаррелла, показывая их значение дляпонимания мировосприятия типичного современного молодого мужчины (LadLit).Исследованияпамятииидентичности,травматическогоопыта,репрезентации Холокоста в английской литературе (и изучаемых нами романах),предпринятые рядом ученых, оказываются идеологически близкими разделяемойнами позиции «воскрешения субъекта». Более того, они существенно влияют наформирование аналитического словаря настоящей работы, дают возможностьувидеть художественный текст как объект междисциплинарных практик и «местовстречи» для представителей оппозиционных интеллектуальных течений в57Ferrebe A.
Masculinity in Male-Authored Fiction 1950-2000: Keeping it Up. Basingstoke and New York: PalgraveMacmillan, 2005. Pp. 165-194.58Ochsner A. Lad Trouble: Masculinity and Identity in the British Male Confessional Novel of the 1990s. Bielefeld:Transcript, 2009. 388 p.59Весьма убедительно черты исповедального романа демонстрируют следующие романы, представленные в книгеОхснер: Hornby N. High Fidelity (1995), About a Boy (1998); Gayle M. My Legendary Girlfriend (1998), MisterCommitment (1999); Baddiel D.
Time for Bed (1997), Lott T. White City Blues (1999); Parsons T. Man and Boy (1999);O‘Farrell J. The Best a Man Can Get (2000).22философии и этике 60 . Но сами разборы, как правило, не затрагивают проблемжанровой поэтики английского романа, которая становится основой нашегоисследования.Обзорвышеуказанныхисторико-литературных,теоретическихилитературно-критических источников позволил прийти к заключению о широкомспектре возможностей для изучения романов исследуемых нами авторов. Вместес тем ярко выраженная исповедально-философская жанровая доминанта,связывающая их тексты 1980-2000 гг., в зарубежном и отечественномлитературоведении не осмыслялась с позиции истории английской литературы итеоретической поэтики жанра.
Кроме того, обозначенная нами проблематикаработы требует не только применения различных исследовательских подходов имногообразия теоретических и историко-литературных источников, но и снятияряда ограничений в употреблении понятийного словаря, принадлежащего ученымразных научных парадигм61.Теоретической и методологической основой данного исследования сталитруды ученых, позволившие подойти к феномену современного английскогоисповедально-философского романа с нескольких ракурсов:1) схожесть очертаний поэтики романтического исповедального романа исовременного постмодернистского саморефлексивного повествования заставилапоставить вопрос об амбивалентной природе романной исповеди, о невозможномзавершении исповедального героя и о вопрошании в исповедально-философскомромане.