Диссертация (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг". PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
17.30McGrath P. Julian Barnes // BOMB. 1987. № 21. Р. 22.31Coe J. Introduction to B.C. Johnson «The Unfortunates» // B.C. Johnson. The Unfortunates. L., 2009. Pp. XIV-XV.32Цит. по: Winnberg J. An Aesthetics of Vulnerability. The Sentimentum and the Novels of Graham Swift. Goeteborg:Goeteborgs universitet, 2003. Р. 177.33Mason G.
An Interview with Kazuo Ishiguro // Contemporary Literature. 1989. № 30.3. Р. 346.34Reynolds M. Interview with Ian McEwan / M. Reynolds, J. Noakes // Ian McEwan. L., 2002. Р. 19.16фундаментальное человеческое вопрошание и опыт, переживание реальностинадежд, утрат, любви, стыда, вины и смерти.Такойповоротпостгуманистическимбудтоаприори.противоречитВтечениепостмодернистскимпродолжительноговременивкритических и теоретических исследованиях такие специфические чертыпостмодернистскоготекста,какплюралистичность,фрагментированность,пародийные и саморефлексивные стратегии, осмыслялись в одном ряду сконстатациейутратыэмоциональногоиэтическогоизмеренийвпостмодернистском искусстве 35 .
Однако в настоящее время ученые предлагаюттеории, ориентированные на обнаружение этических и эмоциональных ресурсов впостмодернизме36.Более(неогуманистическому)того,измерениютеория,текста,обращеннаяуженексвязываетэтическомуэтикусцелостностью и когерентностью субъекта. Так называемая «дискурсивная этика»,восходящая к работам Э. Левинаса и развитая в трудах З. Баумана, Э. Гибсона,Р.
Иглстоуна, Д. Корнелл37, обнаруживает себя во всегда незавершенномсубъекте, который обретает себя через коммуникацию с «Другим».В отношении творчества М. Эмиса, И. Макьюэна, Дж. Барнса, К. Исигуро,Г. Свифта, находящихся в центре нашего исследования, историки и теоретикилитературы предлагают весьма широкий спектр аналитических подходов. Приэтомследуетподчеркнутьнеизменновысокуюоценкуакадемическимсообществом того вклада, который внесли исследуемые нами авторы в развитиеанглийскогоромана38.ОбэтомжесвидетельствуютмногочисленныеСм.: Zima P.
Philosophy of Modern Literary Theory. London: Athlone Press, 1999. 250 p.Одно из ранних исследований, обозначивших данный поворот, – Ethics and Aesthetics: the Moral Turn ofPostmodernism / Ed. by G. Hoffmann, A. Hornung. Heidelberg: C. Winter, 1996. 377 p.37См.: Levinas E. Totality and Infinity: An Essay on Exteriority. Dordrecht, Boston, London: Kluwert AcademicPublishers, 1999. 307 p.; Levinas E.
Humanism of the Other. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2003. 83 p.;Cornell D. The Philosophy of the Limit. NY & London: Routledge, Chapman & Hall, Incorporated, 1992. 219 p.; BaumanZ. Postmodern Ethics. Oxford: Basil Blackwell, 1993. 255 p.; Bauman Z. Life in Fragments: Essay in PostmodernMorality.
Cambridge, MA: Basil Blackwell, 1995. 293 p.; Newton A.Z. Narrative Ethics. Cambridge, MA: HarvardUniversity Press, 1997. 382 p.; Gibson A. Postmodernity, Ethics and the Novel: from Leavis to Levinas. NY & London:Routledge, 1999. 240 p.; Pathologies of the Self: Postmodern Studies on Narcissism, Schizophrenia, and Depression / Ed.by D.M. Levin. NY and London: New York University Press, 1987. 548 p.; Eaglestone R. Ethical Criticism: Reading AfterLevinas. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1997. 224 p.; The Ethical Component in Experimental British Fictionsince the 1960‘s / Eds.
S. Onega, J.M. Ganteau. London: Cambridge Scholars Publishing, 2007. 270 p.38См. в особенности работу, имеющую признание в литературных кругах: Childs P. Contemporary Novelists: BritishFiction since 1970. Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2004. 296 p. А также следующие работы: British353617литературные награды и премии, полученные писателями, научные конференции,посвященные их творчеству, а также адресованные читателям «путеводители» пороманамиподборкиспециальными изданиямилитературно-критических39отзывов,выходящие.
Выделим наиболее разработанные темы иметодологические подходы к исследуемым романам.Во-первых,исследованияпанорамногохарактера40,какправило,предлагают разнообразные типологии романов с упором на метод илинаправление. Здесь следует отметить достаточно вольное смешивание разныхподходов, положенных в основание той или иной авторской типологии.Например, коллективная монография под редакцией Дж. Эйчесона и С. Росс 41имеет четыре части в соответствии с реалистическим, постколониальным,феминистским и постмодернистским модусом письма, связывающем группыавторов.
Не только само деление, но и распределение по группам, на первыйвзгляд, не бесспорно. Так, Исигуро, Макьюэн, Эмис попали в ряды реалистов,Барнс оказался постмодернистом, Рушди – автором постколониальным, а Байетт –писательницейвышеупомянутыефеминистскогоавторытолка.активноСовершенноиспользуюточевидно,чтовсепостмодернистскийинструментарий42, Исигуро нередко представлен в постколониальном контексте, аМакьюэн – сквозь призму феминистской проблематики. Однако фокусисследования, вопреки заявленной типологической рамке, как раз и заключается впоказе гибридности авторских методов, размывающих определения.
Эта жеFiction of the 1990s / Ed. by N. Bentley. London and New York: Routledge, 2005. 256 p.; Todd R. Consuming fictions.The Booker Prize and the fiction in Britain Today. London: Bloomsbury, 1996. 340 p. Исключение составляет лишьМ. Эмис, творчество которого неизменно вызывает противоречивую реакцию британских критиков и единодушноеодобрение американских.39См., к примеру: Noakes J.
Interview with Ian McEwan (Oxford: 21 September 2001) / J. Noakes, M. Reynolds // IanMcEwan. The Essential Guide to Contemporary Literature. London: Vintage, 2002. 197 p.; The Fiction of Martin Amis. Areader‘s guide to essential criticism / Ed. by N. Tridell. New York: Palgrave Macmillan, 2000. 208 p.; Clark R. IanMcEwan‘s «Enduring Love»/ R. Clark, A. Gordon. New York: Continuum, 2003.
96 p.; Guignery V. Conversations withJulian Barnes. University Press of Mississippi, 2009. 212 p.40Cм.: Taylor D.J. A Vain Conceit. British Fiction in the 1980s. London: Bloomsbury Publishing, 1989. 128 p.; Massie A.The Novel Today: A Critical Guide to the British Novel 1970-1989. London and NY: Longman, 1990. 97 p.; Bradbury M.The Modern British Novel. London: Martin Secker and Warburg, 1993; 1994. 528 p. Также см. упомянутые нами вышеработы обзорного характера.41The Contemporary British Novel / Ed. by J. Acheson, S. Ross.
Edinburgh: Edinburgh University Press, 2005. 256 p.42«Разумной необходимостью» видеть романы Эмиса, Барнса, Байетт, Фаулза, Макьюэна, Картер, Рушди, Свифтакак романы постмодернистские считает Б. Шеффер (Shaffer B.W. Reading the Novel in English 1950-2000. Malden,MA and Oxford: Blackwell Publishing, 2006. P. 5).18тенденция к демонстрации жанрового синтеза, игры с нарративными моделями всовременном романе наблюдается и в исследованиях, посвященных тем или инымжанрам британского романа 43 указанного периода, а также работе писателей систорическим и мифологическим материалом44.
Данные исследования, какправило, позволяют судить не столько о принадлежности исследуемых намиавторов к тому или иному направлению, жанру, модусу письма и пр., сколько остепени причастности к неким общим тенденциям литературного процесса.Впрочем, и здесь мы находим несколько примеров сближений спредложеннойнамиисповедально-философскойтематикой.Например,Дж. Бранниган в монографии «От Оруэлла до наших дней: литература Англии1945-2000» («Orwell to the Present: Literature in England 1945-2000», 2003)характеризует романы Эмиса, Исигуро, Свифта, Макьюэна, Картер и Баркера как«литературу прощания» с присущими ей мотивами ностальгии, памяти ианамнезиса 45 .
Вызывает интерес глава обзорной монографии Я. Моррисона,посвященная феномену «распутывания времени» в романах И. Макьюэна46. Главыколлективноймонографии«Введениевсовременнуюлитературу»(«AnIntroduction to Contemporary Fiction», 1999) 47 , в которой романы Г. Свифтатрактуются сквозь призму экзистенциальной скорби, а творчество Эмиса иМакьюэна получает осмысление в контексте травматического опыта, насилия ичувства сопричастности, что позволяет судить об интересе историков литературыСм., к примеру: Новикова В.Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма: автореф.
дис. … докт.филол. наук: 10.01.03. Нижний Новгород, 2013. 48 с.; Гребенчук Я.С. Проблема «филологического романа» ванглийской литературе («Попугай Флобера» Дж. Барнса, «Чаттертон» П. Акройда, «Одержимость» А. Байетт):автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03. Воронеж, 2008. 18 с.; Нелюбин А.А. Джулиан Барнс под маской ДэнаКаваны: игра в детектив и пародирование жанра: автореф. дис.
… канд. филол. наук: 10.01.03. Екатеринбург, 2013.24 с.; Склизкова Т.А. Образ Аркадии в английском романе XX века: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03.Иваново, 2012. 23 с.44См., к примеру: Муратова Я.Ю. Мифопоэтика в современном английском романе: Дж. Барнс, А. Байетт,Дж. Фаулз : автореф. дис.
… канд. филол. наук: 10.01.03. М., 1999. 27 с.; Демин В.И. Исторический миф и миф обистории в современном постмодернистском романе: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01, 10.01.03. М.,2012. 26 с.; Стринюк С.А. Человек и история в романах Гр. Свифта: «Водоземье», «Отныне и навсегда»,«Последние распоряжения»: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03.
Пермь, 2003. 22 с.; Толстых О.А.Английский постмодернистский роман конца XX века и викторианская литература: интертекстуальный диалог (наматериале романов А.С. Байетт и Д. Лоджа): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03. Екатеринбург, 2008.
24 с.45Brannigan J. Orwell to the Present: Literature in England 1945–2000. Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan,2003. Pp. 73-100.46Morrison J. Contemporary Fiction. London and New York: Routledge, 2003. Pp. 67-79.47Mengham R. An Introduction to Contemporary Fiction: International Writing in English since 1970.
Cambridge: PolityPress, 1999. Pp. 150-167, 203-218.4319котдельнымсдвигамвценностнойориентацииотобщественногокиндивидуально-личному началу в современном романе.Во-вторых,особыйинтересдлянаспредставляеткачественноекомментирование отдельных романов авторов (в целом в русле формальногометода) 48 . Среди образцовых примеров данного подхода серия «Understandingcontemporary British literature», выходящая в издательстве университета ЮжнойКаролины с опорой на методологические принципы новой американской критики.Монографии, на настоящий момент посвященные восемнадцати британскимписателям, своим заглавием отсылают к манифестирующим направление работамК.
Брукса и Р.П. Уоррена («Understanding Poetry» (1938), «Understanding Fiction»(1943)). В этом отношении закономерно, что фокус внимания авторов сериисосредоточенненаактуальном(contemporary)историко-литературномконтексте 49 , а на практике «пристального прочтения» отдельных романов.Блестящие разборы текстов исследуемых нами авторов (в особенности М. Эмиса,Дж.