Диссертация (Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации". PDF-файл из архива "Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
по: Лебедева, 2011].Основные положения теории сводятся к тому, что набор общихчеловеческих проблем и их решений во всех культурах одинаков, но в34разных культурах разным решениям может отдаваться неодинаковоепредпочтение. То есть здесь речь идет об обусловленных культуройразличиях в иерархии ценностей.Теория ценностных ориентаций М.
Рокича. Основными целямиМ. Рокича при создании теории было дать концептуальное определениеценностейисоздатьизмерительныйинструментдляпроведенияэмпирических исследований [Mayton et al., 1994].М. Рокичопределялценностикакустойчивоеубеждениевиндивидуальной или социальной предпочтительности определенных целейили способов поведения по отношению к другим возможным целям испособам[Rokeach,взаимообусловлены:1973].основнымиЦенностииисточникамисоциальныеявленияценностейявляютсякультура, общественные институты и личность человека, в свою очередь,ценности могут воздействовать на все социальные явления. Степенипредпочтения личностью ценностей могут быть различными, несмотря нато, что их набор универсален. М. Рокич также считал, что ценностизанимают центральное место в когнитивном содержании установок[Rokeach, 1968].Все ценности М. Рокич разделил на два класса: терминальные илиценности-цели(связанныесконечнымицелямииндивидуальногосуществования); и инструментальные или ценности-средства (связанные сдействиями, направленными на достижение целей).
Важным вкладомученого в изучение ценностей явилось то, что помимо теоретическихразработок, М. Рокич создал методику, позволяющую эмпирически изучатьнаправленность личности, ее отношение к миру, людям и себе, а такжевыявляющую основные мотивы поведения человека.Впоследствии идеи М. Рокича были положены в основу теориибазовых индивидуальных ценностей Ш.
Шварца, который не только еерасширил, но и предложил новый инструмент для их измерения.351.3.2.1 Теория базовых индивидуальных ценностей Ш. ШварцаОсновным вопросом, на который искал ответ Ш. Шварц, начинаяработу над созданием теории, был вопрос о том, могут ли ценностиприводить к каким-либо различиям. Зависит ли от ценностей то, что людидумают, во что верят, и что делают? Если говорить о культурном уровнерассмотрения ценностей, то Ш. Шварца интересовало, зависят ли отценностных ориентаций наций или других больших групп проводимаяэтими группами политика, принимаемые решения, и воздействуют лиценностные ориентации этих групп на личные ценности их членов[Schwartz, 2011]? Ш. Шварц определяет ценности как «мотивационныйконструкт,выражающийнадситуативныецели,которыеслужатруководящими принципами в жизни людей и групп» [Schwartz, Bardi, 2003].ОсновнымиположениямитеорииШ.
Шварцаявляютсяследующие[Schwartz, 2010]:- Ценности представляют собой убеждения, которые неразрывносвязаны с эмоциями. При активации они вызывают определенные чувства.- Ценности направлены на желаемые цели, в свою очередь, эти целимотивируют действия.- Ценности более абстрактны, чем нормы и установки, так как нормыи установки обычно связаны с конкретными действиями и ситуациями.- Ценности служат стандартами, которые направляют выбор и оценкудействий, событий, людей, а также служат основанием для самооценки.Последнее позволяет говорить о том, что ценности занимают центральноеместо в самоконцепции личности.- Ценности образуют относительно стабильную иерархическуюструктуру, что тоже отличает ценности от норм и установок.- Относительная важность для личности определенного набораценностей определяет ее установки и выбор любого действия.36По мысли Ш.
Шварца, индивидуальные ценности выражают типмотивации, который, в свою очередь, определяется универсальными длявсех культур человеческими потребностями: биологическими, социальноговзаимодействия и выживания групп [Schwartz, 1992].ПервоначальноШ. Шварцвыделилдесятьценностейссоответствующими им десятью типами мотивации. Каждая из ценностейсоотносится с определенной целью и потребностями.Выделенные Шварцем индивидуальные ценности, а также цели ипотребности, с которыми они связаны, представлены в Таблице 1.Таблица 1 - Индивидуальные ценности по Ш.Шварцу [прив.
по: Лебедева,Татарко, 2009]ЦенностиЦельСамостоятельность Свобода мысли и(Self-Direction)действияСтимуляция(Stimulation)Новизна и состязательностьПотребностиАвтономия и независимостьПоддержание оптимальногоуровня активности организмаГедонизм (Hedonism) Удовольствие,Биологические потребностичувственное наслаждениеДостижение(Achievement)Достижение личного Получение социальногоуспеха в рамкаходобренияразделяемыхкультурныхстандартовВласть (Power)Достижение социального статуса,престижа, влияниена другихДоминирование, лидерство37Продолжение Таблицы 1ЦенностиЦельПотребностиБезопасность(Security)Стабильность,безопасность,гармония семьи иобщества, личнаябезопасностьСнижение неопределенности,потребность в адаптации ипредсказуемости мираКонформность(Conformity)Ограничение действий и побуждений,причиняющих вреддругим илинарушающихсоциальнуюгармониюПотребности групп к само–сохранению и выживанию ипотребности личностигармоничновзаимодействовать с другимилюдьми, подавляясобственные разрушительныенаклонностиТрадиция (Tradition)Уважение и поддер– Солидарность группы,жание традиций,выражение уникальности ееобычаев, принятие и картины мирапризнание идей,существующих вкультуре и религииБлагожелательность Поддержание и(Benevolence)повышениеблагополучиялюдей, с которымичеловек находится вконтактеУниверсализм(Universalism)Понимание,терпимость,поддержаниеблагополучия всехлюдей и природыПозитивное взаимодействие вцелях увеличенияблагополучия группы ииндивидуальная потребностьв аффилиацииПотребности в красоте,гармонии и справедливостиЦенности могут находиться в непротиворечивых отношениях друг сдругом, и могут вступать в противоречия.
Основная идея Ш. Шварца38заключается в том, что ценности образуют мотивационный континуум. Чемболее непротиворечивыми оказываются ценности по отношению друг кдругу, тем ближе они расположены на данном континууме. Схематическидинамическая структура отношений между типами ценностей представленана Рисунке 3.Универсальность ценностей и их расположения друг относительнодруга доказана эмпирически. Было также обнаружено, что в разныхкультурах могут различаться степени предпочтения одних ценностейдругим, что вполне соотносится с предшествовавшими теориями М .Рокича, К.
Клакхона, Ф. Клакхон и Ф. Стродбека.Рисунок 3 - Индивидуальные ценности по Шварцу и Билски [прив. по:Магун, Руднев, 2008]39Расположенные рядом сегменты круга на Рисунке 3 выражаютсовместимость ценностей, а чем дальше расположены сегменты друг отдруга, тем большие противоречия предполагаются между ценностями.Ценности Сохранения (Conservation) – безопасность, конформность,традиция - противоречат ценностям Открытости изменениям (Openness toChange) – стимуляция, самостоятельность. Противоречия обусловленынесовместимостью стремления к сохранению существующего социальногопорядка, определенности (Сохранение) и стремления к новизне, следованиюсобственным интересам (Открытость изменениям).Ценностиуниверсализм,Выходазапределыблагожелательность«Я»–(Self-Transcendence)противоречат–ценностямСамоутверждения (Self-Enhancement) – власть, достижение, гедонизм.
Этопротиворечиевозникаетвследствиенесовместимостистремленияксправедливости, заботы о благополучии других (Выход за пределы «Я») состремлением к личному успеху, которое в некоторых случаях можетдостигаться путем возвышения над другими (Самоутверждение).Другим основанием для деления ценностей на группы является то,интересы личности или группы они выражают. Интересы личности связанысценностямивласти,достижения,гедонизма,стимуляцииисамостоятельности, то есть с ценностями Самоутверждения и Открытостиизменениям.
Интересы группы связаны с ценностями благожелательности,традиции, конформности, то есть с ценностями Сохранения и Выхода запределы «Я». Ценности универсализма, относящиеся к ценностям Выхода запределы «Я», и ценности безопасности, относящиеся к ценностямСохранения, связаны как с групповыми, так и с индивидуальнымиинтересами. Ш. Шварц также показывает, что ценности Открытостиизменениям и Выхода за пределы «Я» связаны с ростом, развитием исвободой от тревоги, тогда как ценности Сохранения и Самоутверждения –со стремлением к избеганию тревоги и самосохранению.40Ценности личности могут изменяться с течением времени: значимостьотдельных ценностей для личности на разных этапах жизни может бытьразличной,чтоопределяетсяизменениямижизненныхусловийипроисходящими в жизни человека событиями.
Но такие изменения непроисходят случайным образом: рост значимости каких-либо ценностей,автоматически означает снижение значимости ценностей, расположенных впротивоположных сегментах круга [Schwartz, 2011].Ш. Шварц и А. Барди (1997) предположили, что в случае, когда какиелибо ценности оказываются достижимыми, их значимость в ценностнойиерархии повышается, а если ценности оказываются недостижимыми,происходит обратное. Однако для ценностей, связанных с защитой себя отугрозы, это не так. Когда такие, базирующиеся на тревоге, ценности покаким-либо причинам блокируются, их значимость возрастает. Такимобразом, значимость ценностей «роста» (самостоятельности, стимуляции,универсализма и благожелательности) при их доступности возрастает, тогдакак значимость ценностей «защиты» (власти и безопасности) возрастает,если для личности они труднодостижимы [Schwartz, Bardi, 1997; Schwartz,2011].Что касается возрастных различий в ценностях, то установлено, чтоони обусловлены физическим взрослением, принадлежностью к различнымвозрастнымкогортам,различающимисяусловиямисоциализацииинахождением на различных этапах жизненного пути личности.
Длямладших поколений более важными оказываются ценности достижения(входят в состав ценностей Самоутверждения), стимуляции и гедонизма(входят в состав ценностей Открытости изменениям), то есть ценности,ориентированные на достижение личных результатов. Для старшихпоколений более важными оказываются ценности безопасности, традициии конформности (входят в состав ценностей Сохранения), выражающиеориентацию на социум [Schwartz, 2007].411.3.2.2 Уточнённая теория базовых индивидуальных ценностейВпоследствии, с целью повышения предсказательной способноститеории, Ш. Шварц и коллеги предложили разделить мотивационныйконтинуум на большее количество ценностей, выделив девятнадцатьценностей вместо десяти [Schwartz et al., 2012].