Диссертация (Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации". PDF-файл из архива "Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Прогнозы о формировании интегрированной«балтийской идентичности» - субэтноса «еврорусских», делались и вотношении проживающих в Балтийских государствах русских [Симонян,2003].Несмотря на то, что было проведено множество исследований,направленных на изучение роли факторов социокультурного контекста впроцессе аккультурации, данный вопрос относится к числу недостаточноизученных [Bourghis et al., 1997; Güngör, Bornstein, 2009; Jasinskaja-Lahti etal., 2011; Navas et al., 2005; Schwartz et al., 2010б; Zagefka, Brown, 2002].Результатыэмпирическихисследованийпоказали,чтостратегииаккультурации мигрантов и принимающего населения могут зависеть отрегионапроисхождениямигрантов,ихгендерныххарактеристик,социального положения, возраста, принадлежности к первому илипоследующим поколениям мигрантов, а также степени идентификации сосвоейэтническойгруппой.Существенноезначениемогутиметьэкономические, политические и демографические условия принимающейстраны [см., например, Миграция и демографический кризис в России, 2010;Bourghis et al., 1997; Kymlicka, 2012].Интерактивная модель аккультурации (IAM - Interactive AcculturationModel) учитывает, какое воздействие на межгрупповые отношенияоказывает согласованность или несогласованность стратегий аккультурации22мигрантов и членов принимающего общества.
При полной согласованностистратегийаккультурациинаблюдаетсяконсенсус,приполномрассогласовании возникают конфликтные отношения [Bourhis et al., 1997].Также было показано, что с возникновением тех или иныхаккультурационных установок могут быть взаимосвязаны воспринимаемыестепень схожести групп, а также проницаемость групповых границ. Приэтом разные культурные группы могут придерживаться различныхстратегий даже внутри одного государства [Piontkowski et al., 2000].Предложенная У.
Пионтковски и коллегами (2002) аккультурационнаямодель соответствия (CMA – Concordance Model of Acculturation)предсказывает, к какому результату взаимодействия могут привестиразличные комбинации стратегий аккультурации мигрантов и членовпринимающегообщества:гармоничным,проблематичнымиликонфликтным отношениям. Если уровень воспринимаемого несовпаденияоказывается высоким, возрастает уровень воспринимаемой угрозы, чтоприводит к возникновению предубеждений. При этом более важноезначение, чем установки на контакты, имеет воспринимаемая степеньнесовпадения культур – культурная дистанция. Это позволило сделатьвыводоважнойролитакогофактора,какразличиекультур,воспринимаемое или реально существующее [Galchenko, van de Vijver, 2007;Pfafferot, Brown, 2006; Piontkowski et al., 2002; Rohmann et al., 2006].В Расширенной модели относительной аккультурации (RAEM Relative Acculturation Extended Model) учитывается то, что в разныхобластях жизни, таких как, например, работа, семья, религия, традиции,мигранты могут придерживаться разных стратегий, то есть аккультурацияможет быть избирательной.
Кроме того, в данной модели акцентируетсянеобходимость различать идеальную и реальную ситуации, посколькуидеальные предпочтения могут отличаться от предпочтений в реальнойжизни. Авторы также подчеркивают, что внешние элементы культуры впроцессеаккультурациимогутвбольшейстепениподвергаться23изменениям, в то время как символические или «ядерные», связанные срелигией, ценностями, традициями, обладают тенденцией к сохранению[Navas et al., 2005].Однако доминирующей моделью в современных исследованияхаккультурации является предложенная Д.
Берри модель, прошедшаяэмпирическую проверку во многих странах и являющаяся наиболееуниверсальной. Остальные модели фокусируются на учете отдельныхсторонаккультурационногопроцессаинедаютвозможностигенерализации.1.2ПосколькуАдаптация как результат аккультурациисамапосебеаккультурацияпредставляетсобойнейтральный конструкт, большое число исследований в этой областипосвященовыявлениювзаимосвязиаккультурациисееосновнымрезультатом – адаптацией, и выявлению факторов, которые способствуютуспешной адаптации [Григорьев, 2015; Лебедева и др., 2016; Стратегиимежкультурного взаимодействия…, 2009; Berry, Sabatier, 2011; Galyapina,Lebedeva 2016; Kruusvall et al., 2009; Lebedeva et al., 2016a, 2016b;Lepshokova, Tatarko, 2016; Ryabichenko, Lebedeva, 2016,].Что касается общего подхода к социальной адаптации, то впредложенной А.
Реаном модели предлагается учет как «внешнего» (то естьсоответствияповедениячеловекатребованиямокружения),таки«внутреннего» критериев (достижение внутриличностного комфорта) [Реан,1995]. Ф. Меерсон говорит о социальной адаптации как о формирующейся впроцессе взаимодействия с окружающей средой [Меерсон, 1981].Рассматривая процесс аккультурации, К.
Уорд (2001) в качествеосновных индикаторов происходящих изменений выделяет две основныеобласти адаптации: психологическую и социокультурную. Эти две областисоотносятся с «внутренним» и «внешним» критериями в модели адаптации,24предложеннойА. Реаном.Психологическаяадаптацияявляетсяаффективной составляющей адаптации, она связана с внутреннимипсихологическимипоследствиямиаккультурации-психологическимблагополучием и удовлетворенностью жизнью. Социокультурная адаптациясвязана с внешними поведенческими следствиями аккультурации. Поэтомусоциокультурную адаптацию принято рассматривать с точки зренияповедения и процессов научения, так как такой вид адаптации обусловленразвитием компетенций, необходимых для функционирования в инойкультуре [Лебедева, 2011; Уорд, 2001; Ward, 2006]. В качестве третьейобласти адаптации можно рассматривать также экономическую, котораявзаимосвязана с материальным благополучием, положением на рынкетруда, удовлетворенностью работой и профессиональными достижениями[Григорьев, 2015; Лебедева, 1999].Существующие направления исследований адаптации в процессеаккультурации были объединены в модель, получившую название ABCмодели культурного шока (ABC (Affect, Behavior, Cognition) model of‘culture shock’) [Ward et al., 2001], сама модель приведена на Рисунке 2.В этой модели были объединены аффективное, поведенческое икогнитивное содержание сопровождающих аккультурацию процессов исоответствующие направления исследований.
Аффективные компонентымоделисвязаныповеденческиес-теориямисстрессатеориямиикопингакультурного[Lazarus,научения1999],(освоениесоциокультурных навыков) [Argyle, 1969, 1982], когнитивные представленыв теориях социальной идентификации [Phinney, 1990].К недостаткам ABC-модели можно отнести то, что в ней неучитывается взаимосвязь адаптации и мотивации, в то время как в процессеаккультурации необходимо учитывать активность и мотивацию субъектоваккультурационного процесса [Ананьев, 2001; Гриценко, Смотрова, 2008;Gezentsvey, Ward, 2008].25Рисунок 2 - ABC-модель культурного шока [Ward et al., 2001]Эмпирические исследования показали, что адаптация и стратегииаккультурации тесно взаимосвязаны [Лебедева и др., 2016; Стратегиимежкультурного взаимодействия…, 2009; Berry, Sabatier, 2011; Galyapina,Lebedeva 2016; Lebedeva et al., 2016a, 2016b; Ryabichenko, Lebedeva, 2016].Исследования молодого поколения мигрантов в тринадцати странахпозволили выявить наиболее распространенные типы поведения мигрантов(профили аккультурации).
В каждом профиле учитываются уровниэтнической и гражданской идентичностей, степень владения роднымязыком и языком принимающего общества, уровень воспринимаемойдискриминации,показателипсихологическойисоциокультурнойадаптации, а также качество и интенсивность контактов с представителями26своей этнической группы и группы большинства.
Таких профилей оказалосьчетыре: «интеграционный», «этнический», «гражданский» и «диффузный».Каждому профилю можно поставить в соответствие одну из стратегийаккультурации [Berry et al., 2006].«Интеграционный» профиль оказался наиболее распространенным.Для респондентов, попавших в этот профиль, характерны хорошее владениеязыками своей группы и принимающего общества, положительныеэтническая и гражданская идентичности, низкий уровень воспринимаемойдискриминации и высокие показатели адаптации. Схожие результаты былиполучены и в исследованиях в других странах [Григорьев, 2015; Стратегиимежкультурного взаимодействия…, 2009; Berry, Sabatier, 2010; Berry,Sabatier, 2011; Cara, 2010; Kruusvall et al., 2009].«Этнический»профильоказалсявзаимосвязаннымслучшейпсихологической адаптацией, а «гражданский» – с социокультурной [Berryet al., 2006].
Но эти взаимосвязи в большой степени могут определятьсяспецификой контекста, в котором происходит аккультурация, а такжевременем пребывания мигрантов в стране [Jasinskaja-Lahti et al., 2003;Jasinskaja-Lahti et al., 2011]. Так, например, сепарация может бытьвзаимосвязана с высоким уровнем воспринимаемой дискриминации. Такоепроисходит, когда в государстве проводится политика ассимиляцииэтнических меньшинств и мигрантов. В этом случае у мигрантов можетвозникнуть потребность в получении психологической поддержки внутрисобственной этнической группы.
Такая же потребность может возникать умигрантов и в первые годы проживания в новой стране. Тогда, помимопсихологической поддержки, внутри собственной этнической группыможно найти ресурсы и для экономической адаптации [Jasinskaja-Lahti et al.,2003]. С течением времени более способствующими адаптации становятсяинтеграция и ассимиляция. Выявлено, что интеграция в большей степенисвязана с хорошей психологической адаптацией, тогда как ассимиляция – ссоциокультурной [Стратегии межкультурного взаимодействия…, 2009;27Jasinskaja-Lahti et al., 2011]. В случае, когда аккультурационный контекст неспособствует сохранению культуры меньшинства, удовлетворенностьжизнью может снижаться даже при участии в межкультурных контактах иориентации этнических меньшинств на интеграцию, что связано своспринимаемым обесцениванием собственной группы.
Такой результатбыл получен в исследовании русского меньшинства в Эстонии [KusHarbord, Ward, 2015].Что касается «диффузного» профиля [Berry et al., 2006], в которомсочетаются элементы и ассимиляции, и маргинализации, и сепарации, томожно сказать, что он взаимосвязан с наименее успешной адаптацией и свысоким уровнем воспринимаемой дискриминации. Такой профиль можетбыть выявлен, когда у мигрантов нет возможностей для контактов спредставителями группы большинства, а также не хватает необходимыхсоциальных навыков [Kruusvall et al., 2009; Berry, Sabatier, 2011].Подводя итоги, можно сказать, что в адаптации мигрантов большоезначение имеет социально-политический контекст, в котором происходитвзаимодействие этнических групп. Если контекст воспринимается какдискриминационный или ассимиляционистский, то это существенноосложняет процесс аккультурации и негативно сказывается на адаптации.Инаоборот,мультикультурализма,есливгосударственаправленнаянареализуетсяснижениеполитикадискриминации,поддержку этнических культур, создание условий для межкультурныхконтактов, то это способствует улучшению межкультурных отношений,интеграции и успешной адаптации представителей разных этническихгрупп.