Диссертация (Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации". PDF-файл из архива "Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Шварца PVQ-R2,вопросы переведенной автором на русский язык и адаптированной в Латвиишкалы мотивации к этнокультурной преемственности [Gezentsvey Lamy etal., 2013; Рябиченко и др., 2015] и социально-демографические переменные.Приматематико-статистическойобработкеданныхиспользовались: для проверки надежности шкал - коэффициент α-Кронбаха,для оценки характера распределения - критерий Колмогорова-Смирнова,для сравнения средних - t-критерий Стъюдента и U-критерий Манна —Уитни, при валидизации методики измерения мотивации к этнокультурной14преемственности – мультигрупповой конфирматорный факторный анализ,для проверки гипотез об искомых взаимосвязях - моделированиеструктурными уравнениями [Kline, 1998; Byrne, 2010].
Расчёты проводилисьпри помощи статистических пакетов SPSS 22.0 и AMOS 21.0 [Arbuckle,2012].Положения, выносимые на защиту:1.Личностными предикторами стратегий аккультурации разныхпоколений могут выступать индивидуальные ценности и мотивация кэтнокультурной преемственности.2.ЦенностиОткрытостиизменениямположительновзаимосвязаны с предпочтением стратегии интеграции, и эта взаимосвязьуниверсальна для представителей разных поколений.3.Ценности Самоутверждения положительно взаимосвязаны спредпочтением стратегии ассимиляции, и эта взаимосвязь универсальна дляпредставителей разных поколений.4.Мотивация к этнокультурной преемственности взаимосвязана состратегиямиаккультурациипредставителейэтническихменьшинств:положительно - со стратегиями, ориентированными на сохранениекультуры собственной этнической группы, отрицательно – со стратегиями,связанными с отказом от сохранения культуры собственной этническойгруппы.5.Мотивации к этнокультурной преемственности родителей идетей положительно взаимосвязаны друг с другом, что свидетельствует овнутрисемейной трансмиссии данного конструкта.Достоверность результатов и выводов исследования обеспечиваетсятеоретико-методологической базой исследования, адекватностью методовобработки и анализа данных, надежностью используемого инструментария,проверкой гипотез на большой выборке испытуемых.15Апробация диссертации.
Основные результаты исследования былипредставленынаВсероссийскаяследующихнаучныхнаучно-практическаяконференциях:конференцияЧетвертая«Практическаяэтнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (Москва,2013);Международнаянаучно-практическаяконференция«Социокультурные механизмы преемственности ценностей» (Иркутск,2013);XVАпрельская«Модернизациямеждународнаяэкономикииобщества»научнаяконференция(Москва,2014);22-йМеждународный конгресс Международной ассоциации кросс-культурнойпсихологии «Разнообразие, равенство и культура» (22nd InternationalCongress of International Association for Cross-Cultural Psychology «Diversity,Equality and Culture») (Реймс, Франция, 2014); Международная научнаяконференция«Социальнаяпсихологияэконмическихикультурныхизменений - Social psychology of economic and cultural change» (Москва,2014); IV Международная научная конференция «Теоретические проблемыэтнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, 2014); XVIАпрельская международная научная конференция по проблемам развитияэкономики и общества (Москва, 2015); II Международная научнаяконференция «Культура в обществе, среди групп и поколений - Culture insociety, between groups and across generations» (Москва, 2015); 9-йОчереднойконгрессМеждународнойакадемиимежкультурныхисследований - The 9th Biennial Congress of the International Academy forInterculturalResearch(Берген,Норвегия,2015);VМеждународнаяконференция «Психология индивидуальности» (Москва, 2015); ПятаяВсероссийскаяучастиемнаучно-практическая«Практическаяконференцияэтнопсихология:сактуальныемеждународнымпроблемыиперспективы развития» (Москва, 2015); III Международная научнаяконференция «Культура в обществе, среди групп и поколений - Culture insociety, between groups and across generations» (Москва, 2016); XVIIАпрельская международная научная конференция по проблемам развития16экономики и общества (Москва, 2016); 23-й Международный конгрессМеждународнойInternationalассоциацииCongressofкросс-культурнойInternationalпсихологииAssociationfor-23rdCross-CulturalPsychology (Нагоя, Япония, 2016).
Результаты данного исследованияобсуждалисьнааспирантскомсеминарекафедрыорганизационнойпсихологии НИУ ВШЭ (Москва, 2015) и расширенном заседанииМеждународнойнаучно-учебнойлабораториисоциокультурныхисследований и Департамента психологии НИУ ВШЭ (Москва, 2016; 2017).Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения,теоретической иэмпирической глав, выводов, заключения, спискаиспользованной литературы, включающего 160 источников, из них 108 наанглийском, 9 на литовском языке, 2 на латышском языке, и двухприложений.
Основной текст изложен на 120-ти страницах, включает 10рисунков и 16 таблиц.17Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению аккультурациимигрантов и этнических меньшинствАккультурация и основные подходы к её изучению1.1Экономическая и политическая нестабильность современного мираприводят к тому, что миграция населения как внутри государств, так имеждунимисталаобыденнымявлением.Однако,несмотрянараспространенность данного явления, миграция стала одним из основныхвызовов современности. Вследствие множества причин, как правило,политических или экономических, одна часть людей покидает землипредков и попадает в категорию мигрантов или беженцев, другая часть - вкатегорию принимающего населения, устоявшийся уклад жизни которогозатрагивают миграционные процессы и последствия этих процессов.Подэтническимимиграциямипонимают«случаимассовыхперемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурнойгруппы) добровольно или вынужденно покидают территорию местаформирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются виное географическое или культурное пространство» [Лебедева, 1993].
Врезультате распада Советского Союза и провозглашения независимостиреспубликами, ранее входившими в его состав, свыше 60 миллионовчеловек оказались за границей [Лебедева, 2011]. Не меняя местапроживания, эти люди автоматически оказались на территории другойстраны и перешли в категорию меньшинства и мигрантов, что существенноизменило условия их адаптации и аккультурации в целом.Аккультурация – это феномен, возникающий, когда «группы людей изразных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт,в результате которого происходят изменения элементов исходной культуры18одной или обеих групп» [Berry, 1990].
Данное определение было введено внаучный оборот культурными антропологами Р. Редфилдом, Р. Линтоном иМ. Херсковицем и опубликовано в специальном меморандуме в журнале«American Anthropologist» («Американский антрополог») в 1936 г. Позжеэто определение было внесено в словарь ЮНЕСКО и стало использоватьсяв качестве официального [Navas et al., 2005]. В настоящее время каккультурации относят те изменения «культурных паттернов» (например,измененияобычаев,ценностей,идентичностей),которыеявляютсяследствием межкультурного контакта.
Эти изменения сказываются напсихологическомблагополучииисоциальномфункционированииучастников аккультурационного процесса [Berry, Sabatier, 2010, 2011;Leong, Ward, 2006; Ward, Geeraert, 2015]. При этом на групповом уровнепроисходят изменения в культуре, а на индивидуальном – психологическиеи поведенческие изменения, поскольку развитие личности невозможно вкультурном вакууме [Berry, 2011].На индивидуальном уровне наиболее значимые изменения происходятс культурной идентичностью [Павленко, 2001; Стратегии межкультурноговзаимодействия…, 2009; Уорд, 2003]. В разное время эти измененияописывались при помощи разных моделей.
К основным из них относятсятри: модель ассимиляции, бикультурная модель и модель двух измерений[Уорд, 2003].Наиболее ранней считается линейная модель ассимиляции. В нейпредполагается, что в процессе адаптации усвоение личностью новойкультуры и идентификация с ней должны замещать собственную культуру иидентификацию со своей культурной группой. Конечным итогом адаптациистановится полная ассимиляция.В бикультурной модели М.
Гордона (1964) предполагается, чтопроцесс аккультурации можно представить в виде оси, противоположнымиполюсами которой являются ассимиляция (усвоение новой культуры и отказотсобственной)исепаратизм(ориентациялишьнакультуру19происхождения), а бикультурализм, наиболее благоприятный по своимадаптационным результатам, находится посередине [Gordon, 1964; Ryder etal., 2000]. В этой модели, как и в предыдущей, предполагается, что чембольшей становится степень овладения новой культурой, тем меньшей степень ориентации на собственную культуру.
Однако, если следовать этоймодели, то и случаи слабой идентификации как с новой культурой, так и скультурой происхождения, то есть фактически – утрату культуры, такжеможно отнести к бикультурализму [Nguen, Bennet-Martinez, 2013].В отличие от двух предыдущих моделей, предложенная Д. Берри(1990) модель двух измерений не предполагает необходимости замещенияодной культуры и идентичности другими. Степени идентификации с новойкультурой и культурой происхождения считаются независимыми, то есть вданной модели предполагается, что они не являются противоречащими другдругу [Berry, 1990].
Выделенные Д. Берри четыре стратегии аккультурации– интеграция, сепарация, ассимиляция и маргинализация - являютсярезультатом комбинации предпочтений, во-первых, сохранения культурыпроисхождения и идентичности, и, во-вторых, степени участия в контактахс другими группами. Для доминирующей группы симметрично выделяютсячетыре вида аккультурационных ожиданий по отношению к группамменьшинств:мультикультурализм,сегрегация,плавильныйкотелиисключение. То есть альтернативами ассимиляции могут быть и другиестратегии, поэтому ее нельзя считать единственно возможным результатомаккультурации[Berry,2006].ПредложеннаяД. Берримодельдвухизмерений приведена на Рисунке 1.Наиболее успешной стратегией является стратегия интеграции,позволяющаяучастникамаккультурацонногопроцессаиспользоватьресурсы обеих групп.
Однако в полной мере ее преимущества могут бытьреализованы только тогда, когда все общество ориентировано на поддержкукультурного разнообразия, и происходит взаимное приспособление членоввзаимодействующихгрупп,тоестьпроводитсяполитика20мультикультурализма [Berry, 2006; Kymlicka, 2012]. В этом случае членыгруппы меньшинства осваивают ценности принимающего общества, апринимающее общество адаптирует социальные институты к нуждамэтнических групп. Преимущества стратегии интеграции и для мигрантов, идля представителей принимающего общества, были выявлены во множествеисследований, проведенных как в России, так и за рубежом [см., например,Стратегии межкультурного взаимодействия…, 2009; Galyapina, Lebedeva2016; Lebedeva et al., 2016a, Lepshokova, Tatarko, 2016; Ryabichenko,Lebedeva, 2016; Berry et al., 2006; Berry, Sabatier, 2010; 2011; Ward, Kus,2012].Рисунок 1 – Стратегии аккультурации в этнокультурных группах ибольшом обществе [Berry, 2001; прив.
по: Берри, 2007]Аккультурационные ожидания членов принимающего общества поотношению к мигрантам в наибольшей степени определяют направленностьи исход межгрупповых отношений, потому что группа большинстваобладает большим доступом к ресурсам, большим влиянием в обществе, а21также сформированной в процессе истории большей включенностью вобщественную и политическую жизнь государства [Geshke et al., 2010].Впоследствии были предложены и другие модели аккультурации.Рассмотрим некоторые из них.Вмоделииспользуютсятриэтногенеза,измерения,предложеннойиУ. Фланнерипредполагается,чтов(2001),процессеаккультурации происходит не только усвоение мигрантами новой культурынаряду с сохранением собственной, но и может быть сформирована новаяэтническая идентичность, построенная на основе комбинации двух культур[Flannery et al., 2001].