Диссертация (Автобиографическая память как конструктивный процесс), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Автобиографическая память как конструктивный процесс". PDF-файл из архива "Автобиографическая память как конструктивный процесс", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Было показано, что припереходе от детского к подростковому возрасту нарастает количество используемых длясамоописания категорий (Montemayor, Eisen, 1977). Если десятилетние участникиисследования включают в свое самоописание такие параметры как пол, возраст, имя, рольученика, место проживания, членство в малых группах, вкусы и предпочтения,умственные и физические способности, занятия и стиль общения, то впоследствииноменклатуравключенныхв«Я-концепцию»параметроврасширяетсязасчетпрофессиональной ориентации, уникальных свойств, идеологических и религиозныхубеждений,оценкисамостоятельностииширокогоперечняпсихологическиххарактеристик.
При этом развитие «Я-концепции» не следует сводить к механическомунаращиванию самооценочных характеристик, параллельно складывается и иерархическисоподчиненные «блоки», образующие уровни «Я-концепции». В трехлетнем лонгитюдномисследованиисиспользованием21-шкальногобиполярногосемантическогодифференциала анализировалась динамика изменения «Я-концепции» в возрасте от 15 до18 лет (Dusek, Flaherty, Hill, 1981). Авторы выявили стабильную четырех-факторнуюструктуру «Я-концепции», включающую в себя факторы согласования с социальными29нормами(adjustment),достижения/лидерства(achievement/leadership),групповуюпринадлежность (congeniality/sociability) и маскулинность/фемининность.В качестве примера исследований динамики самооценки на протяжении всегожизненного пути можно привести лонгитюдное исследование Орта, Робинса и Уидмана,охватывающее период в 12 лет (5 срезов) и выборку, состоявшую из почти 2000участников в возрасте от 16 до 97 лет (Orth, Robins, Widaman, 2012).
В данной работебыло зафиксировано, что самооценка растет с подросткового возраста и достигает своегопика примерно к 50 годам, затем постепенно снижаясь. Применение различных вариантоврегрессионного анализа показало, что высота самооценки может рассматриваться какпредиктор, а не как следствие определенных жизненных явлений, в частности,эмоциональнойтраекториижизни,событий,связанныхсотношениямиудовлетворенностью профессиональной деятельностью. Интересно, что неибылообнаружено связей с уровнем здоровья и профессиональным статусом.Важно отметить, что формирующую функцию относительно «Я-концепции»выполняет «значимый Другой», что, как было указано выше, происходит в том числе засчетколлоборативногосозданияопределенногорепертуараавтобиографическихвоспоминаний.
Данная идея впервые была артикулирована еще в концепции «зеркальногоЯ» (“looking-glass self”) Ч. Кули (Кули, 2000). Сходно с этим Д.Г. Мид (Мид, 2009)связывал возможность создания «Я-концепции» с необходимостью объективациичеловека для самого себя, что требует перехода от «I» (переживания себя как субъектапсихических состояний) к «me» (наблюдения и оценки себя как бы «глазами других»).Показательно, что Мид так же различает уровни представленности Другого в «Яконцепции» -значимый Другой может носить как персонифицированный, так иобобщенный характер (Мид, 2009).Оценочный характер «Я-концепции» выражается в диссоциации «Я-реального» и«Я-идеального» и способности осуществлять мониторинг различий между ними, чтопроявляется в самооценке. Уже в классических работам У.
Джеймса, к которым частовозводят само понятие «Я-концепции», присутствовало не только выделение иерархии«эмпирического Я» (физическое, социальное, духовное и «истинное» (pure ego) Я), но исодержалась формула измерения самооценки именно через расхождение междудостигнутым успехом и притязаниями (Джеймс, 2000). Принципиальное напряжениемежду «Я-реальным» и «Я-идеальным» как, с одной стороны, движущая сила развитиячеловека, а, с другой стороны, источник невротических симптомов, последовательноанализировалось в традиции психоанализа.
В базовой теории З. Фрейда данноенапряжение концептуализировалось в постулатах о таких инстанциях личности как Эго и30Сверх-Я. Хотя, по мнению Хатти, отождествление Эго с Я (в смысле self) являетсяизбыточным упрощением воззрений Фрейда (Hattie, 1992), условно можно полагать, чторазличные стратегии согласования Эго с требования Сверх-Я лежат в основе достижениясамоуважения. Фрейд писал: ««Если что-нибудь в «Я» совпадает с «Идеалом Я», всегдабудетприсутствоватьощущениетриумфа.Чувствовиновности(ичувствонеполноценности) может также быть понято как выражение напряженности между «Я» иИдеалом» (Фрейд, 1991, С. 126).Однако наиболее популярной трактовкой совокупности понятий «Я-концепция»,«Я-реальное» и «Я-идеальное» стал подход К. Роджерса. По Роджерсу, «Я-концепция»,представляет собой наиболее значимый для понимания субъективного мира переживанийчеловека конструкт.
Роджерс определил «Я-концепцию» как «организованный, текучий,но внутренне согласованный паттерн восприятий характеристик и связей I (субъектныхпереживаний) и me (внешних оценок) совместно с ассоциированными с нимиценностями» (цит по Epstein, 1973). Он утверждал, что «Я-концепция» включает в себятолько те характеристики человека, которые он осознает и признает способность ихконтролировать.
При этом «Я-концепция» разворачивается в двух плоскостях, первая изкоторых отражает убеждения относительно себя в реальности, а вторая – описываетцелевое состояние осознаваемых свойств. Соответственно, угроза увеличения дистанциимежду «Я-реальным» и «Я—идеальным» ведет к личностной дезорганизации и тревоге.Теоретическая гипотеза о избыточном расхождении между «Я-реальным» и «Я—идеальным» эмпирически была протестирована в относительно недавнем масштабномисследовании, включавшем испытуемых из трех стран – США, России и Китая (Lynch, LaGuardia, Ryan, 2009). В данном исследовании «Я-реальное» и «Я-идеальное» оценивалосьреспондентами относительно личностных свойств «Большой пятерки» (Нейротизм,Экстраверсия, Открытость опыту, Доброжелательность и Сознательность).
Былопоказано, что представители всех трёх культур определяли свое «Я-идеальное» как болееэстравертированное, доброжелательное, сознательное и менее нейротизированное посравнению со своим «Я-реальным». Наиболее важный результат заключался в том, чтостепень расхождения между оценками «Я-реального» и «Я-идеального» показалаоднозначную негативную связь с уровнем психологического благополучия, измеренным спомощью разнообразного инструментария: Basic Need Satisfaction in Relationships Scale(BPNS-R) (La Guardia et al., 2000), Health Care Climate Questionnaire (HCCQ) (Williams etal., 2000) и прямой оценки удовлетворенности межличностными отношениями.Проведя развернутый анализ понятия «Я-концепция» С. Эпштейн приходит кследующему перечню определяющих её признаков (Epstein, 1973):311.
Это подсистема внутренне согласованных и иерархически организованныхпонятий входящих в более широкую концептуальную систему знаний о мире.2. В неё включены различные формы эмпирического «Я», такие как телесноеЯ, духовное Я и социальное Я.3. Она имеет динамическую организацию, которая изменяется с опытом всоответствии с тенденцией ассимилировать новую информацию, что можно назватьпринципом роста.4. Она развивается на основе опыта, в частности, опыта взаимодействия созначимыми другими.5. Для функционирования человека необходимо создание «Я-концепции». Вслучае неполноценности «Я-концепции» человек испытывает тревогу реализуетзащитные формы поведения.
Если защита оказывается неэффективной, развиваетсясимптоматика дистресса, которая может привести к дезорганизации личности в целом.6. Существует потребность в позитивной самооценке, которая затрагивает всеаспекты «Я-концепции» и в сравнении с которой, большинство иных потребностейявляются подчиненными.7. «Я-концепция» имеет по меньшей мере две базовые функции. Во-первых,онаорганизуетоцениваемыепоступающийотносительножизненныйопыт«Я-концепции».вкатегоризованныеВо-вторых,блоки,«Я-концепция»функционирует таким образом, чтобы минимизировать отвержение и тревогу.Установлено (Нуркова, 2000; Talarico, Rubin, 2003; Singer, Blagov, 2004; Conway,Pleydell-Pearce, 2000), что АП позволяет генерировать разные по структуре и функциямтипы автобиографических воспоминаний – яркие (flashbulb), важные, переломные,самоопределяющие (self-defining memories).Особую роль медиатора между Я-концепцией и потенциально доступным дляактуализациикорпусомавтобиографическихэпизодовиграюттакназываемые«самоопределяющие воспоминания».
Термин был предложен в нач. 90-х гг. ХХ в. Дж.Зингером для обозначения нарративных описаний эпизодов прошлого, отражающихнаиболее субъективно значимые аспекты личности вспоминающего (Singer, 2006).Автор выделил пять атрибутов самоопределяющего воспоминания: перцептивнаяяркость,эмоциональнаянасыщенность,высокаячастотавоспроизведения,согласованность с корпусом тематически близких воспоминаний, сфокусированность наведущей мотивации или нерешенной проблеме личности. Было сформулировано четыре32основных параметра, характеризующих самоопределяющие воспоминания (Blagov &Singer, 2004; McLean & Fournier, 2008):1.Структура воспоминаний – параметр, отражающий уровень нарративнойконкретности (Singer & Blagov, 2000-2001). Как мы уже упоминали, автобиографическиезнания организованы иерархически, поэтому процесс поиска автобиографическихвоспоминаний может привести к воспроизведению как конкретных, насыщенныхсенсорными подробностями, так и более обобщенных воспоминаний.2.Содержание воспоминаний – основная тема, акцентированная в нарративе,отражающая одну из важных целей человека (Thorne, McLean, Lawrence, 2004).