Диссертация (Автобиографическая память как конструктивный процесс), страница 5

PDF-файл Диссертация (Автобиографическая память как конструктивный процесс), страница 5 Психология (30086): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Автобиографическая память как конструктивный процесс) - PDF, страница 5 (30086) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Автобиографическая память как конструктивный процесс". PDF-файл из архива "Автобиографическая память как конструктивный процесс", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

9). Конструктивизм, в свою очередь, настаивает наобратном – знание не содержится в объекте познания, но строится самим познающимсубъектом в виде его модели. В этом плане конструктивизм стоит на позицияхплюрализма или множественности истины.17Отсюда делается вывод, что знание не отображает объективной реальности, носоставляет субстрат, определенным образом, структурирующий саму эту реальность.Очевидно, что при таком понимании нет смысла ставить вопрос об истинностном статусереальности, поскольку критериями служат уже не доказательство, верификация илиобоснование, но, доверие (подобие), производительность и полезность.Томас Кун, в своей работе «Структура научных революций» (Кун, 1977)утверждал, что интерпретация тех или иных научных данных по большей частиобусловлена научной парадигмой (системой базовых постулатов, или, применительно кнашемуразговору,конструктов,всестороннегорассмотренияиразрешенияэпистемологических аномалий), главенствующей в научном сообществе в определенныймомент времени.

Иначе говоря, по его мнению, ученый осуществляет исследования иинтерпретирует их результаты в рамках теоретической структуры (сети допущений),разделяемых определенным научным сообществом.Знание об объекте не содержится в самом объекте, и не извлекается из него, ностроится, или накладывается на объект познающим субъектом, в виде когнитивныхмоделей, которые, как отмечает В.Ф. Петренко, «могут быть как взаимозаменяемыми, таки взаимно дополнительными» (Петренко, 2010, стр.

6).Важным для всех конструктивистов является вопрос о роли языка в процессепознания. Идея опосредующей роли языка восходит к Вильгельму фон Гумбольдту,высказавшему положение о существовании нерасторжимого единства между языком имышлением, а также полагавшему, что различные языки суть не разные обозначенияодного и того же предмета, но разные социокультурные представления о нем. ИдеиГумбольдта были восприняты и развиты американскими этнологами Эдуардом Сепиром иБенджаминомЛиУорфомвтакназываемойгипотезе«лингвистическойотносительности». Согласно их теории, существующие в сознании человека системыпонятий, а, следовательно, и существенные особенности его познавательных процессов,определяются тем конкретным языком, носителем которого он является (Улановский,2009).М.В.Фаликман(Фаликман, 2016), ссылаясьна американского идеологаконструктивизма Джонатана Раскина, выделяет внутри конструктивизма три основныхнаправления: теорию личных конструктов или «конструктивный альтернативизм»,радикальный конструктивизм и социальный конструктивизм.

Однако, на деле все этинаправлениянеразрывносвязаныдругсдругом,поэтому вопросострогомспецифицированном разделении внутри конструктивизма де-факто, является условным.18«Конструктивный альтернативизм» представлен, главным образом, концепциейличностных конструктов Дж. Келли (Келли, 2000).Разрабатывая свою теорию, Келлиисходил из утверждения, что в мире не существует такого объекта, относительно которого«неможетбытьвысказанодвухразныхмнений».Осознаниечеловекомдействительности – это всегда предмет для истолкования, каждый человек воспринимаетее по-своему.В.Ф. Петренко, обращает внимание на то, что «…на Западе, теорию личностныхконструктов Дж.

Келли часто именуют собственно конструктивистской психологией,согласно которой познающий субъект, подобно ученому, выдвигает и проверяетальтернативные гипотезы о мире и поведение субъекта рассматривается не как реакция навнешние стимулы, а скорее как вопрос, поставленный миру» (Петренко, 2009, стр. 114).КсторонникамрадикальногоконструктивизмаобычнопричисляютГлазерсфельда, Фёрстера, Ватцлавика, немецкого социолога Никласа Лукмана и др.(Улановский, 2009) Взяв за основу исследования Ж.

Пиаже, Глазерсфельд, поставил передсобой цель – провести «реконструкцию понятия знания» и общепринятого на тот моментпредставления о реальности. Недаром на страницах его работ часто можно обнаружитьзнаменитую цитату Пиаже: «Разум организует мир, организуя себя», ставшуюсвоеобразным «смысловым ядром» глазерфельдовской теории.Глазерсфельд сформулировал три базовых положения своей концепции(Глазерфельд, 2001):1) Знаниеприобретаетсянепассивночерезорганычувствилисредствакоммуникации, но активно строится познающим субъектом.2) Функция познания – адаптивная и служит организации опытного мира, а неоткрытию онтологической реальности.3) «Истинным» считается то знание, которое наилучшим образом поддерживаетжизнеспособность организма, обеспечивает его выживание.Таким образом, Глазерсфельд совершает радикальный переход в плоскостьпрагматической теории истины, таким образом, им меняется традиционное представлениеоб интернациональности познавательной деятельности субъекта.

То, что мы называемреальностью, находится не вне нас, но ежеминутно творится на наших глазах, а вместе сней возникаем и преобразуемся мы сами. Лукман образно назвал это модель рассуждения«деонтологизацией реальности», тем самым указывая на смещение акцента в дискурсепредставления о познании с бинарной субъектно-объектной модели, на модель-синтез, гдесубъект и объект слиты воедино. Глазерсфельд отвергал обвинения в солипсизме, считая19их абсурдными, подчеркивая, что речь идет только о мире опыта познающего идействующего организма, а не о «внешней реальности».В отличие от умеренных конструктивистов радикальные конструктивистызаостряют внимание на рекурсивных и круговых отношениях между объектом ипознающим субъектом, окружающим миром и живым организмом, который являетсячастью этого мира, осваивает и познает его, утверждая, что, репродуцируя себя, обакомпонента постоянно воспроизводят саму систему.

Так Фёрстер рассматривал проблемуконструктивных механизмов познания в русле принципов кибернетической парадигмы,где центральной является идея цикличности, самоструктурирования или самореференциитой или иной системы. Согласно Фёрстеру, каждый из нас по-своему понятийно одинок,каждыйвоспринимаетиосмысливаетмирвмерусобственныхкогнитивныхвозможностей и конструирует свою собственную реальность, т.е.

заперт в себе самом(перефразируя знаменитую фразу Платона – «Сознание есть темница души»).Радикальный конструктивизм принадлежит к классу теорий, которые Фёрстер называеттеориями «знания второго порядка», или, как бы сказали позитивисты, метатеорией.К социальным конструктивистам причисляют американского психолога КеннетаГергена, идеолога этогенетического подхода в социальной психологии Романо Харре,английского психолога Джона Шоттера, социологов Питера Бергера и Томаса Лукмана, идр. Социальный конструктивизм тоже активно разрабатывается на протяжении последнихдесятилетий. По Гергену, все формы понимания нами окружающего мира и себя являютсяпродуктами социума, исторически и культурно обусловленного взаимодействия междулюдьми.Он рассматривает социальную реальность как пространство общезначимыхсмыслов и значений, создаваемых в межличностном дискурсе.

В своих исследованияхГерген показывает, что личность конструирует свое виденье мира под воздействиемобщества, частью которого она является и внутри которого развивается (в первую очередьза счет языка и культуры), именно общество закладывает базовые операциональныеконструкты каждого индивида. Аналогично автором объясняется происхождениеконструктов разума.Особенно интересны в контексте нашей работы исследования Гергеномидентичности (совместно с Мэри Герген, (Gergen, Gergen, 1988)), где показано, чтонарративные конвенции – или традиционные способы повествования – образуютподструктуру, посредством которой человек стремится быть понятым другими. Такимобразом, Я рассматривается как продукт диалогических процессов, находящийся в потокенепрерывных изменений.

Я рождается тогда, когда мы пытаемся артикулировать,передать другому (или же себе, представляемому как другому) информацию о20собственной личности. Мы даем себе характеристику, формулируем свою сущность,пытаемся увязать воедино факты личной биографии в последовательном и логичномповествовании, тем самым создавая себя.Социальныеконструктивисты,считают,чтомыконструируеммирнеиндивидуально, сугубо в своем собственном сознании, исходя из личного опыта, носовместно – в разговоре, соглашениях, социальных практиках. Только осмыслениесущности социальности личности дает ключ к пониманию ее реального существования.

Спозиции социального конструктивизма, все те когнитивные конструкты, которыми мыоперируем в процессе деятельности, имеют социальное происхождение, конструируютсяпосредством языка в отношениях с другими людьми, исходя из соображений социальнойполезности и приемлемости.Философы–конструктивисты Браунин Дэвис и Ром Харре предлагают называть«дискурсивными практиками» все способы, которыми люди активно создают социальнуюи психологическую реальность. Дискурс понимается ими как институционализированноеиспользование языка и схожих с языком систем.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее