Хрестоматия (946970), страница 37
Текст из файла (страница 37)
658 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МИФА И МИФОЛОГИИ
мифов является крайне вольной, нетрадиционной, творческой, становится инструментом самостоятельного мифологизирования. Реализм 19 в. является вершиной процесса демифологизации, так как он стремится к научно-детерминированному описанию современной жизни.
Модернистские течения конца века в области философии и искусства (музыка Р. Вагнера, «философия жизни» Ф. Ницше, религиозная философия Вл. Соловьёва, символизм, неоромантизм и т. п.) крайне оживили интерес к мифу (и античному, и христианскому, и восточному) и породили его своеобразные творческие, индивидуальные обработки и интерпретации. В романе и драме
10—30-х годов 20 в. (романисты — Т. Манн, Дж. Джойс, Ф. Кафка, У. Фолкнер, позднее латиноамериканские и африканские писатели, франц. драматурги Ж. Ануй, Ж. Кокто, Ж. Жироду и др.) широко развёртываются мифотворческие тенденции. Возникает особый «роман- миф», в котором различные мифологические традиции ис пользуются синкретически в качестве материала для поэтической реконструкции неких исходных мифологи ческих архетипов (не без влияния психоанализа, особен но К. Юнга). С совершенно иных позиций мифологиче ские мотивы иногда используются в советской лите ратуре (М. Булгаков, Ч. Айтматов, отчасти В. Распу тин И др.). е. М. Мелетинский.















