Лекция. Социальная философия. Философия истории (829865), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Для Гегеля историческое – это объективный процесс становления и развития первоначальной истории, затем ее рефлексии, и, наконец, философии истории.
На I этапе фиксируются свидетельские события: История Геродота и Фукидида, Плутарха и Тацита. Поскольку историк «заражен» духом своей эпохи, он не может вычленить историческое как особый вид «бытия в мире».
На II этапе осуществляется историческая реконструкция с позиции иной эпохи, через ценностные ориентиры этой другой эпохи, через субъективность. И в этом случае историческое сохраняет свою неопределенность.
И только на III этапе в рамках философии истории можно проникнуть в сущность исторического, и представить исторический процесс как единое бытие, проявляющееся в пространстве и развивающееся во времени; то целое, которое имеет свою логику становления, свое объективное противоречие как источник развития, свой механизм развития, свою перспективу.
По Гегелю, только философия истории обеспечивает адекватное знание исторического, ибо она заявляет о себе как наука, демонстрируя совпадение онтологии и эпистемологии, исторического и логического.
Только через философию истории история заявляет о себе как реализация (осуществление) человеческой свободы в сфере духа (в области сознания); демонстрируя переход человека из «царства необходимости в царство свободы» – отметит уже К. Маркс, как младогегельянец. Более поздний Маркс будет искать сущность исторического не в сфере духа, а в сфере материального производства, полагая, что историческое есть проявление законов становления и развития способов производства, и в первую очередь действие закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.
Кризис рациональности второй половины XIX века вызвал «иррациональную волну» в философии истории. Представители этой волны воспринимают жизнь как слепое проявление воли через свободу, обеспечивающую произвол и непредсказуемость, через свободу, которая не поддается какому – либо объяснению. Но тогда остается открытым вопрос как быть с историей, как продуктом человеческой деятельности; можно ли её познать?
Поиск ответа на эти вопросы сопряжен с разными философскими направлениями. Одно из них – психологическое. Его представители (В. Дильтей, В. Вундт и др.) усматривают «тайну» исторического в психике людей, делающих историю. Поскольку деятельность людей носит мотивированный характер, то главное с точки зрения этого направления, воссоздать душевный настрой людей исследуемой эпохи и тогда историческое откроет свою «тайну», суть которой отягощена эмоциями и другими аффектами.
Мысль интересна, если только забыть о том, что реакция на предмет и предмет реакции не тождественны.
А в целом, доминирует точка зрения на то, что историческое – это особый тип бытия в мире, который имеет и свой способ существования, и свои формы проявления и осуществления.
Философию истории историческое интересует и как тип бытия социума и как объект познания, ибо история это особая реальность прошлого и одновременно, наука об этой реальности.
Достоинство философии истории заключается в том, что она видит в истории не беспорядочное нагромождение событий, фактов, имен, а внутренний смысл, его логику, которая обеспечивает возможность связать в единое целое настоящее прошлое и будущее.