Диссертация (793317), страница 43
Текст из файла (страница 43)
Они стратифицируются даже в условияхгоризонтальныймоделейкоммуникации.Критериями«расслоения»становится степень влиятельности, полезности, посещаемости тех или иныхузлов, а затем и сетей, образующихся множественностью узлов.Изучение стратификации в социальных сетях не было задачей нашегоисследования, но не отметить наблюдаемое явление нельзя, так как, если оноподтвердиться в дальнейших исследованиях, то станет очевидным, чтоорганам власти нет надобности выстраивать отношения со всеми узламисоциальной сети, а только выборочно с наиболее влиятельными иполезными. Иными словами, социальным сетям свойственны такие же213законы социальной жизни, как в реальной среде.
После соединения узлов вобщую социальную сеть, у них начинается «специализация» по ролям,появляются лидеры, инициаторы, референтные узлы, последователи и др.Отношения доминирования-подчинения держатся на авторитете (чащенеформальном) и влиятельности одних и готовности следовать у других.Отношения в сети нормируются, то есть вырабатываются правила, покоторым взаимодействуют участники сети и по которым принимаются илиотторгаются новые члены сетевых отношений. Сети применяют своисанкции в отношении тех, кто нарушает правила (либо удаляют из сети, либопорицают), чем контролируют поведение пользователей сетей.
Такимобразом, мы можем говорить об институционализации социальных сетей иих стратификации.Невключенность системного центра (например, органов власти) втакие сети в качестве одного из узлов ведет к потере возможностимониторинга общественной активности и проблемного поля, вокругкоторого эти сети формируются. Особенно значимыми для системногоцентра управления (для качественного выполнения своих функций) являютсяузлы и социальные сети, предлагающие альтернативные пути решенияпроблем.Рольтакихальтернативныхцентровможетбыть,какконструктивной (например, предлагаемые ими решения эффективнее тех,которые предлагают центры управления; деятельность альтернативных узловтестирует власть на прочность; они способствуют выработке социальногоиммунитетапротивчужеродныхвлиянийидр.),аможетиметьдеструктивные последствия в виде призывов к неконституционной сменевласти, общественным беспорядкам и т.п.Негативныйдискурсчастисоциальныхсетейвотношенииполитических институтов обусловлен, в значительной мере, отсутствием вних представителей этих институтов и правдивой информации об ихдеятельности.
Отсутствие обусловлено не только их нежеланием выстраивать214отношения в виртуальной среде, но и нежеланием самой среды принимать ксебе этих представителей, так как потенциал их искренности оцениваетсякрайне низко. Несмотря на большое число пользователей социальных сетей,число подписчиков на ресурсы органов власти не велико.Таким образом, выводы и рекомендации, связанные со структурнофункциональнымиособенностямисоциальныхсетей,заключаютсявследующем:- стратификация узлов внутри социальных сетей (и гомогенныхподсетей отдельных социальных сетей) создает возможность органам властине взаимодействовать со всеми узлами связи, а только с наиболеевлиятельными и полезными; В настоящее время такие узлы размещеныВКонтакте;- понимание органами власти сущности функционального назначениясоциальных сетей (выраженной в предоставлении социально сетевых услуг(коммуникации, решения проблем, обмена знаниями и др.)), значительнооблегчает органам власти вхождение в социальные сети в качествесамостоятельных узлов, также предоставляющих услуги, на которые дефицитв имеющихся узлах сети.
Никакие акторы узлов социальной сети не обладаеттаким ресурсами решения проблем, какими обладают органы власти;- технологически органы власти могут сами становиться влиятельнымиузлами связи и формировать вокруг себя социальную сеть по принцип своейполезности для пользователей или входить в имеющуюся социальную сеть,становясь ее важным узлом;- активность в виртуальном пространстве влиятельных узлов исоциальных сетей с критической и альтернативной позицией свидетельствуето социальной рефлексии ситуации и делает необходимым мониторинг услуг,которые оказывают данные социальные сети. Необходимость сетевыхотношений с такими узлами зависит от их конструктивности и безопасности(с точки зрения физической, психологической, социальной безопасности215населения и национальной безопасности государства).Третья группа -особенности, связанные с потенциалом органоввласти стать влиятельными сетевыми узлами.
Анализ активности органоввласти Республики Крым в Интернет показал, что они представлены, восновном, своими официальными сайтами, и страницами в некоторыхсоциальныхсетях.Снекоторойдолейусловностиэтиформыпредставленности можно назвать «узлами» отношений. Однако вокруг нихне формируются социальные сети с множественностью других узлов,вовлечённых в отношения.
Узлы органов власти не представляют большогоинтереса для широкой общественности. Пользователи сетей называли такиепричины, как ангажированность модераторов, замодерированный диалог(если он вообще есть), замедленные реакции-ответы представителей власти,бесполезность большей части ответов. Со своей стороны, отметим отсутствиеэмоционально-доброжелательной составляющей коммуникации в узлахорганов власти, которую широко используют внешние акторы в социальныхсетях.Вызывает сомнения целесообразность размещения узлов органоввласти в непопулярных и малоцелевых социальных сетях.
Например, далеконе все органы власти представлены в популярной среди жителей Крыма сети«ВКонтакте»,нопредставленывмалопопулярнойсети«Твиттер».Практически не используются органами власти ресурсы канала YouTube,который быстро наращивает свою аудиторию за счет контента и не толькораспространяетинформацию,ноисоциализируетпользователейпосредством своего контента, формирует (закрепляет или разрушает)установки и стереотипы путем предъявления визуализированных фактов. Дляпредставителей власти YouTube также может стать инструментом быстрогореагирования и распространения необходимой информации.Некоторые представители власти ведут личные блоги, что позволяетвыстаивать сети отношений посредством интереса к конкретной личности и216возможности установить прямые контакты руководителей, политиков играждан.
Однако отсутствие личностного контента, дефицит искренности иоткрытости,зачастуюделаетэтиблогималопосещаемымиималоэффективными с точки зрения выстраивания сетевых отношений.Обобщая сказанное, отметим, что попытки формирования собственныхузлов связи органами власти пока малоэффективны. В то же времяправильное формирование таких узлов в виртуальном пространстве,формирование вокруг этих узлов социальных сетей и/или вхождение этихузлов в имеющиеся социальные сети поможет в решении актуальныхпроблем доступности, транспарентности институтов власти и решении«проблемыдефицитавремени»,тоестьнеобходимостибыстрогореагирования на появляющиеся проблемы и запросы общественности.
Вотличие от моделей коммуникации по типу «электронных услуг»,социальные сети позволяют устраивать обсуждения и обмен мнениямимежду пользователями сетей.Анализируя рост активности представителей власти в социальныхсетях, можно сделать вывод о том, что региональные органы власти ужеосознали кризис старых моделей взаимодействия и начали включаться всетевые отношения в виртуальной среде.
Но пока интерес к ним невысок, какпоказывают ответы на вопрос «Как часто вы посещаете сайты органов властив сети интернет, странички в социальных сетях, блоги представителейвласти?». Довольно часто посещает 23,16% населения, иногда - 28,06%,никогда 48,78%. Некоторые эксперты отмечали, что раньше (в 2014 году),активность на сайтах власти была больше.
Сейчас большая часть заходит«если надо что-то узнать» или «какой-нибудь скандал». При этом критикавласти чаще всего встречается именно в социальных сетях (по сравнению соСМИ). Так считают 36,43% респондентов.В ходе экспертного опроса подтвердилось наше предположение онизкойквалификациипредставителейвластивобластисозданияпрофессиональнойсреды217интернет-коммуникаций.Изначальномыпредполагали, что решить проблему поможет внедрение обязательнойпрограммы обучения для представителей власти, в которой принципиальноважноознакомлениесразработкамиврамкахWebofScience(междисциплинарной отрасли научного знания, включающей наработки изтаких наук, как компьютерные исследования, математика, искусственныйинтеллект,web-инжиниринг,психология,социология,политология,философия, экономики).
Однако большинство экспертов отметили, что этимпроблему не решить и в органах власти следует создавать специальныеподразделения, занимающиеся созданием узлов в виртуальных социальныхсетях и взаимодействующих с социальными сетями. Лучше эту функциювозложить на подразделение, ответственное за формирование сетевыхотношений власти и общества в реальной среде (например, подразделения посвязямсобщественностью,информационнойполитике,внутреннейполитики и т.п.). Для выполнения такой работы нужны люди, имеющиеспециальное образование, и они должны «любить это дело» и быть оченьискренне увлечены этой работой и заинтересованы в ее результатах. Второйвариант, предложенный экспертами - отдать эту часть работы на аутсорсингспециальным организациям, которые качественно и профессиональновыполнятеезавознаграждение.Однаковсилуспецифичностипроблематики, большая часть считает лучшим создавать структуры внутриорганов власти.Но как органам власти войти в сетевые отношения, если большая частьпользователей сомневается в искренности таких отношений со сторонывласти, опасаются контроля за пользователями сетей, опасаются потериатмосферы искренности и доверия в сетевых отношениях?ОпросжителейРеспубликиКрымианализкомментариевпользователей популярных социальных сетей, образовавшихся вокруг узлов,поднимающих различную проблематику жителей Крыма, показал, что218вхождение органов власти в качестве одного их таких узлов возможно толькопри условии его полезности в общей сети коммуникаций.
Иными словами,пользователи сети должны понимать, что узел органов власти долженприсутствовать в сети, как «узел решения проблемы», но не как «узелконтроля» за поведением в сети, как «узел критики», «узел убеждения внеправоте» участников сети.Так как большая часть популярных социальных сетей оказываетразного рода услуги, то «полезность» органов власти рассматривается вкатегориях услуг, которые они могут предоставить и ресурсов, которые онимогут подключить для решения проблем и реализации интересов иудовлетворения потребностей пользователей сетей. Следовательно, доверие кузлам органов власти будет формироваться, если органы власти будутполезными для пользователей сетей, а именно:тоже будут оказывать услуги (с учетом имеющихся ресурсов−решения проблем и учета интересов пользователей сетей), формируя сетьвокруг своих узлов отношений;будут усиливать влияние имеющихся узлов отношений за счет их−связи с узлами органов власти.
В таком случае имеющиеся узлы отношенийбудут заинтересованы во взаимодействии с узлами органов власти;будут выявлять узлы потенциальной дестабилизации на основе−мониторинга и рефлексии проблемного поля социальных сетей и вступать сними в контакты с целью использования их конструктивного потенциала;при−обнаружениидеструктивногопотенциалаузловисоциальных сетей, угрожающего безопасности личности, общества игосударства, действия органов власти должны быть направлены напресечение деятельности таких социальных сетей и отдельных узлов всоответствии с законодательством.Однако применение только указанных способов вхождения органоввластивсетевыеотношенияиснижениезасчетэтогоих219дестабилизационного потенциала будет недостаточным для полноценногоответа на вызовы современности.
Сетевые отношения поддерживаются такжеза счет делегирования полномочий и вовлечение пользователей сетей всовместную деятельность с органами власти.Четвертая группа - особенности делегирования некоторых функций поисполнению полномочий органов власти общественным активистам (ихгруппам) в социальных сетях. Сразу оговоримся, что имеем в виду сетевыхактивистов, чья личность идентифицирована и соответствуют реальнымперсональным данным.В социальных сетях пользователи не только обсуждают проблемы, но инередко самоорганизуются для их решения (почти треть пользователей, какбыло показано выше, мотивирована поиском групп по интересам, и почтипятая часть ищет в сетях рекомендации и способы решения своих проблем).Из этого следует, что есть потребность не только в выражении своегомнения, но потребность в конкретных действиях, желание предпринятьпопытку самостоятельного решения проблем.















