Диссертация (793317), страница 29
Текст из файла (страница 29)
- 21 ноября. - С. 38.См.: Кваша С. Цивилизация очевидцев - URL: http://www.gazela.ru/2005/09 /05/оа_169667.html139имеющие профессионального опыта и образования, но имеющие свое мнениеи желающие высказаться.Такими активистами создается гражданская журналистика (сitizenjourmalism), в которой обычные граждане принимают активное участие впроцессе сбора, анализа и распространения информации234.
Авторынепрофессионалы осуществляют деятельность в блогах, социальных сетях,через микроблогинг, а также посредством сервисов традиционных СМИ. Вданном случае субъектом деятельности являются сами граждане. Интернет исоциальные сети создают благоприятную среду для поиска, распространенияинформации, привлечения внимания общественности к определеннымпроблемам,проверкедостоверностисведений,предоставленныхтрадиционными СМИ. Материалы гражданских журналистов привлекаютаудиторию в Интернете, сопоставимую с таковой для крупных традиционныхСМИ.
Потенциал гражданской журналистики используют и традиционныеСМИ,используяпользовательскийконтентиссылаясьнафакты,представленные очевидцами. Внутри традиционных СМИ выделяются новыемедиа, то есть интерактивные электронные издания и новые формыкоммуникации производителей контента и потребителей. Новые медиаимеют три базовые характеристики: цифровой формат, интерактивность имультимедийность, которые, как будет показано ниже, активно используетсявнешними акторами.Примером использования инструментов гражданской журналистикиявляется канал «Громадське Крим» на Ютюбе (327 тыс.
подписчиков, 452видео, 5 851 просмотр по состоянию на 28 апреля 2018 года), которыйразмещает фильмы и короткие видео в память о событиях «в периодоккупации Крыма», информируют о проведении фотовыставок о герояхКрыма.Проектпозиционируетсякак«документально-журналистскийСм.: Bowman S., Willis, C. We Media: How Audiences are Shaping the Future of News and Information. TheMediaCenterattheAmericanPressInstitute(2003)URL http://www.hypergene.net/wemedia/download/we_media.pdf234видеопроектБогданаКутепова.140Короткометражныеленты,которыеотражают действительность». Отдельным проектом реализуется «ГромадськеКрим» - «новости, репортажи и истории людей в условиях российскойоккупации Крыма” (авторы Сергей Мокрушин, Максим Кошелев, НатальяКокорина).Вразмещаемыхвидеодаетсяинтерпретациясобытийочевидцами.
Например, интервью с замглавы Меджлиса крымско-татарскогонарода (организация запрещена в РФ) Ахтемом Чийгозом позволяет нетолькопонятьидеологическиеосновыантироссийскихдействий.Воспоминания А. Чийгоза дают исследователям материал, позволяющийвыявить технологии, с помощью которых действовали подконтрольные емусилы (технологии организации людей, выезжающих на майдан; технологииорганизации сопротивления в районных советах действиям Партии Регионов;технологии получения информации и направления ее в международныеинституции, в Киев; технологии организации отрядов самообороны в местахкомпактного проживания крымских татар технологии протеста в февралемарте 2014 года).Группа «личностные ресурсы и методы референтных лиц» (например,лидеров общественного мнения, лидеров социальных сетей, блогеров).Технологиииспользованияресурсовблогеровбазируютсянасформированном доверии к блогеру и его авторитету (нередко - экспертномупотенциалу).
Содержательный контент блогеров, использующихся в целяхвнешнего влияния, коррелирует с содержанием материалов о Крыме в иныхсоциальных медиа. Но блогер высказывает личное мнение, выстраиваетличную аргументацию и его влияние основывается на доверии к нему. Егопопулярность зависит от качества контента, потому что он должен сохранятьлицо перед подписчиками. Особенностью большинства украинских блогеров,пишущих на политические темы (в том числе и тему Крыма), является то, чтоони занимаются не только крымским вопросом, но побочными проектами.Такие проекты обычно связаны с продажей консалтинговых услуг и PR в141разных сферах.
Например, Тарас Березовец - одновременно политическийконсультант,владелецкомпаниистратегическогоконсалтингаBertaCommunications (http://www.bertacom.com.ua/pro-kompaniju/), основатель Kievurban bureau (KUB), идеолог Free Crimea. Игар Тышкевич одновременно иблогер и эксперт Украинского института будущего. Такие примеры приводятк мысли, что тема Крыма - одна из тем, привлекающих внимание к самимблогерам, на которой можно заработать. События в Крыму оцениваются ими,как «оккупация Крыма Россией» (иногда - «временная оккупация»,подразумевая, что Крым вернётся в состав Украины).Блогеры ориентированы на теорию «малых дел», при которойдостаточно быстро происходит накопление доверия аудитории и структурноеформирование виртуальных сетевых сообществ вокруг блогов.
Такжетехнологии блогеров базируются на законах маркетинга и влияния, сокращаядистанциюмеждулидерамимненийиобщественностью.Кредитобщественного доверия к блогерам, налаженные ими личные отношения сподписчиками, и обсуждаемая ими тематика Крыма, позволяющая выделитьцелевую группу влияния, - делают блогеров весьма привлекательными длявнешних акторов в качестве субъектов влияния. Для многих украинскихблогеров характерен популизм, методы производства которого заимствованыиз коммерческой рекламы. Например, создание благоприятных илинеблагоприятныхассоциаций,эффективностькоторыхобратнопропорциональна их политической рациональности.Потенциально блогосфера может создавать условия для участияграждан в формировании политической повестки дня, что ранее былодоступно лишь политической элите. Но пока не следует идеализироватьблогосферу, ее контент (во всех исследованных нами случаях) отражает ирефлексирует политическую повестку, сформированную правящей элитой.Несмотря на вышеупомянутые недостатки, блогосфера продолжитразвитие как один из элементов политического поля страны и недооценивать142этот процесс нельзя.
Интерес к политике в блогосфере объясним, так как внее вовлечены акторы, имеющие политические интересы, но не имеющиедругой возможности их реализовать, кроме самоорганизации с помощьюресурсов Интернет. Как следствие, нарастает политический потенциалблогеров и их политическое влияние. Активное использование блогов какканала политического самовыражения и влияния обусловлено широкимивозможностями самореализации на собственной странице, гибкими нормамикоммуникации в чужих дневниках, тематическим разнообразием, котороепозволяет создавать индивидуальную ленту новостей. В итоге, деятельностьполитизированных блогеров направлена на мобилизацию и мотивированиелюдей совершать политические действия в реальном пространстве вотношении реальной политической власти.Если официальные СМИ при выборе информации ориентируются на ееобщественную и политическую значимость, то в блогосфере отборинформации зависит от интереса к ней блогера и его сообщества.
Такимобразом, информация точно находит своего потребителя. По цепочке можетсформироваться большая сеть потребителей этой информации за счетстороннихлиц,(целенаправленноблизкихиликподписчикамслучайно)блогаинтересующуюихилисвязавшихинформациюсинформацией, размещенной в блоге. В случае интереса информации ивозникновения переживания по поводу нее возникает напряжение, котороечасто называют «напряжением информационного поля», запускается процессвзаимодействия, выраженный в комментариях и публикациях пользователей.В этом случае информация распространяется достаточно быстро и широко.Однако работа с блогерами — это лишь один из инструментов влияниявнешних акторов, он не приносит быстрого результата. Понимая это,внешние акторы используют комплекс разных ресурсов, инструментов испособов.Группа«ресурсыи143методымеждународныхорганизаций»,высказывающих свою точку зрения относительно правомерности вхожденияКрымавсоставэкономическогоРоссийскойположенияФедерации,отдельныхправовогогруппинаселениясоциальновКрыму,оценивающих деятельность российской власти в Крыму и т.п.
В целомпроблематика, лежащая в основе критики политики России в Крыму и восновепопытокпотенциала),дестабилизацииполностью(путёмкопируетактуализациипроблематику,выстраивают оценку событий зарубежныеконфликтноговокругСМИ. Этакоторойпроблематикаформулируется следующим образом:−несправедливыедействияроссийскихвластейвКрыму(«российский захват земли», распределение должностей между московскимипредставителями («коррумпированными кремлёвскими назначенцами»)235;−ущемление прав меньшинств (особенно языковая политика вотношении татарского и украинского языков) 236;−ущемление прав и свобод (мониторинг прав человека)237;−военная агрессия России 238;См.: MacFarquhar N.















