Диссертация (793317), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Всего на территории Крыма официально функционировало128пять исламских духовных школ - медресе. Четыре из них находились подконтролем «Сулейманджилар», и только «Медресе хафизов», расположенноев п. Давыдовка Симферопольского района курировали «Братья Мусульмане»(которая на территории Украины осуществляла свою деятельность черезорганизациюучащиеся,«Альраид»).также,какВиучебныхвзаведенияхструктурах«Сулейманджилар»«Нурджилар»,находилиськруглосуточно, и школы работали по принципу школ-интернатов.Азовское Медресе Исламских Наук являлось базой для подготовкипоследователей «Хизб-ут-Тахрир» - организации, рассчитанной на широкиемассы (но особенно рассчитанной на социально неблагополучные слои илюдей с низким образовательным уровнем).
«Хизб-ут-Тахрир» эффективноиспользовала медиа ресурсы: сайт http://www.hizb.org.ua/, http://m.qirimvilayeti.org/ и бесплатную еженедельная газета «Возрождение» (учредитель Мусульманская религиозная община «Алушта»), которая раздаваласькаждую пятницу после обязательной коллективной молитвы. Воспитанникиэтой организации пытаются вести свою деятельность и в настоящее время.К 2012 году организация стала способной проводить массовыемероприятия и перешла от форм конференций, форумов и круглых столов кпротестным формам. Были проведены массовые уличные акции протеста:митинг в поддержку народа Сирии (05.08.2012, организаторы мусульманскаяобщина «Давет» и КРОО «Правозащитного движения Крыма»), митингпротив фильма «Невинность мусульман» (27.09.2012), пикет российскогоконсульствавСимферополе(20.11.2012).Системнаяработа«Сулейманджилар» в Крыму проявилась в способности мобилизовать массы,что составляло угрозу политической стабильности в регионе.
Как отмечаетА.А. Форманчук, «Сложно сказать, как бы развивались конкурентныеотношения в крымско-татарской среде вокруг дальнейшего усиления ролиисламского радикального фактора при развитии крымской автономии всоставе украинского государства, если бы не "Крымская весна". Она застала129врасплох всех, кто использовал проблему крымских татар для продвижениясвоих политических целей относительно будущего Крыма в составеукраинского государства» 228.Кроме усиления культурно-исторического влияния и геополитическихинтересов внешние акторы имели экономические интересы. Известно, чтогуманитарные технологии продвижения экономических интересов - одни изсамых эффективных для создания выгодных условий размещения капиталови привлечения региональной элиты в инвестиционные проекты.
Выгодныетурецкиеинвестицииспособствовалиповышениюпривлекательноститурецкого партнёрства для экономически депрессивной территории Крыма.По сути, речь шла об установлении политического влияния путемиспользования экономических инструментов и последующем полученииэкономических выгод от решений лояльной политической элиты.В Крыму действовало «Турецкое агентство по сотрудничеству иразвитию» (TIKA).
TIKA безвозмездно финансировал социально-культурныеи иные проекты по укреплению исторической связи Турции с Крымом229.TIKA взаимодействовало с органами власти в проведении разного родамероприятий по развитию крымской бизнес-среды, например, проведенииукраинско-турецких бизнес-форумов с привлечение турецких и украинскихмасс-медиа. Организация «ICG Investments» финансировала в числе своихмногочисленных проектов и меджлис-курултай.Для установления влияния использовалась проблематика защиты прави свобод. Миссию защиты крымско-татарского народа взяла на себя Турция,политические деятели которой заявляли, что Турция всегда готова защититьтатар в Крыму, если они подвергнутся притеснениям230. В 2010 году врамках Курултая возникла идея проведения «Международного форума поФорманчук А.А.
Интеграция Республики Крым в государственное пространство Российской Федерации:особенности, проблемы, риски // Новая Евразия. Проблемы национальной стратегии. 2015. № 3 (30). С.127.229См.: Сафонкина Е.А. Турция как новый актор политики «мягкой силы». - URL:https://iorj.hse.ru/data/2014/06/17/1310003912/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2013_2-final-8.pdf230См.: Татарско-турецкий фактор в судьбе полуострова. - URL: https://lenta.ru/articles/2014/03/10/tatar/228130вопросам восстановления прав крымско-татарского народа на своей Родине,обеспечения его безопасности и гарантий развития в Украине».
Ставкаделалась на приобретение «государственности» под давлением мировойобщественности. Для этой цели 18.09.2012 года выпускники «Нурджулар»инициировали в отеле «HYATT» встречу в рамках подготовки к проведениюданногофорумаспредставителямидипломатическихмиссий,аккредитованных в Украине. Заинтересованность западных акторов впроведении «Международного форума по вопросам восстановления правкрымско-татарского народа на своей Родине, обеспечения его безопасности игарантий развития в Украине» проявлялась в разработке для этой целирекомендаций ОБСЕ (как было отмечено - «масштабной и тщательнойработы группы квалифицированных и независимых экспертов»).В свою очередь, члены «Нурджулара» «в период подготовки кпроведению данного форума «презентовали» готовый кадровый потенциалдля управления «Крымской Республикой» - созданную ими структурную сетьпод «защитой» Крымской Международной Бизнес Ассоциации (CIBA).Комитеты (представленные на сайте CIBA), по сути, дублировалиимеющиеся министерства и республиканские комитеты АР Крым.
Такимобразом, предпринималась попытка создания альтернативной системыуправления в Крыму.ФинансированиеуправлениявпопытокКрымуинамикакрассматриваетсясозданиядеятельностиальтернативныхакторов,дестабилизирующаячьяцентровдеятельностьвнутриполитическуюситуацию, осуществлялось несколькими благотворительными фондами,бизнес-структурами и Международным Республиканским Институтом (IRI,Председателем Правления директоров которого был республиканец-сенаторДжон Маккейн)231.231См.: Кто стоит за Мустафой Джемилевым. - URL: http://www.milli-firka.org/content/DBAFHHBF131Учитывая материальную заинтересованность потенциальных акторовдестабилизации, низкий уровень качества жизни, весьма эффективнымибыли проекты благотворительных организаций.
Как пример, в 2010 годубыла создана благотворительная организация «Фонд развития Крыма» сцелью содействия социальной активности жителей Крыма, формированиюответственного сообщества и преодолению последствий одной из катастрофХХ века - геноцида депортации 1944 года. Ресурсы Фонда направлялись вгуманитарную сферу, в идеи, чтобы раскрыть внутренние потенциалыкрымчан, сформировать видение Крыма, как перспективного и успешногорегиона Украины.Параллельно работе в реальной среде, создавалось альтернативноеинформационное пространство в сети Интернет. После вхождения в составРоссийской Федерации в Крыму в течение 2014-2016 гг.
были заблокированысайты 14 организаций (в их числе и сайты СМИ) по причине размещения имиинформации,содержащейпризывыкмассовымбеспорядкам,осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых(публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленногопорядка.
Перечень таких организаций представлен в Приложении 1.Подводя итоги исследования технологий внешних дестабилизирующихвлияний в период 1991-2014 гг., отметим, что такие влияния сталивозможными в условиях внутриполитических проблем и ошибочныхдействий власти. Путем установления сотрудничества с действующимиполитическими институтами (государственными и негосударственными),оказания финансовой помощи для реализации экономических, социальных,культурных проектов, внешние акторы реализовывали свои интересы,связанные, в основном, с экономическими и геополитическими амбициями.Действия внешних акторов в Крыму в рассматриваемый период былиобусловлены их геополитическими и экономическими интересами (нередкоконкурирующими между собой).
Использовались технологии создания сетей132сторонников, акторов внутреннего сопротивления, подконтрольных масс иэлит. Особое внимание уделялось формированию новой политической элиты,ее ценностных и мировоззренческих установок, которые должны былипроявиться в принимаемых политических решениях. Внешние акторыиспользовали традиционные институты социализации (образование, религия,общественные организации по интересам), технологии материальногостимулирования и морального поощрения, технологии вовлечения всоциально-значимые проекты (значимость которых достигалась за счетинтернационализации проблемы, на решение которой был направленпроект). В период 1991-2014 гг.
в Крыму были апробированы практическивсе методы установления влияния, предложенные Дж. Шарпом, с цельюдестабилизации особым образом использовались идеи Д. Найя (по сути своейнесущие потенциал сотрудничества) и идеи некоторых зарубежныхтехнологов политических нестабильностей.После 2014 года активность внешних акторов в Крыму не угасла, норабота была перенесена в виртуальное пространство. Невозможностьиспользовать политические институты и контролируемое медиапространствона территории Крыма заставила внешних акторов использовать зарубежныересурсы и ресурсы виртуальной среды.
На этом этапе появляется втораямодельвнешнеговлиянияметодамииспользованияресурсовнеконтролируемой государством информационной среды, в том числе ивиртуальной среды. Эти ресурсы, в настоящее время, в основном,сосредоточены в Украине и некоторые - в США.Нами были выявлены основные группы методов и ресурсов, которымипользуются внешние акторы, перенося их в виртуальную среду.Группа «ресурсы и методы институтов власти зарубежных государств»,а именно - размещение в сети интернет выступлений политических лидеров,мнения экспертов; размещение информации на интернет-платформах органовгосударственной власти; организация работы специальных учреждений (с133разной долей и формой государственного участия), организация диалоговыхплощадок на сайтах этих организаций (для обсуждения проводимыхмероприятий), поддержка оппозиционных лидеров (например, Меджлиса вУкраине).
Официальная позиция зарубежных государств в отношении Крымаозвучивается руководителями государств и политическими лидерами сил,находящихся у власти. Позиции политических лидеров транслируютсямногочисленнымиСМИ,втомчислеироссийскими(хотяискомментариями) и показывают, что наиболее агрессивно настроеныукраинские лидеры. Однако считаем, что их выступления имеют большепотенциал интеграции украинского общества, чем дестабилизирующеевлияние на крымское сообщество.В процесс подготовки акторов, потенциально готовых к активнымдестабилизирующим действиям в Крыму, включены и государственныеинституты. Примером использования этого ресурса является Министерствоинформационной политики Украины.
На сайте Министерства размещенопособие по ненасильственному сопротивлению для украинцев (подзаголовокдокумента - «Что людям стоит сейчас делать, чтобы сместить оккупационныережимы в Крыму и на Донбассе» (документ в редакции от 2016 года)).Государственные ресурсы используются для создания специальныхучреждений,деятельностькоторыхнаправленанаактуализациюконфликтного потенциала крымского сообщества. Такие учрежденияпозиционируютсякакобщественные,нореальноявляютсягосударственными учреждениями, подконтрольными власти.















