Диссертация (793317), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Именно молодёжь оставляет более всегоСм.: Fukuyama F. Culture Matters. How Values Shape Human Progress. Ed. by L.E. Harrington, S.P.Huntington. - New York, 2000. – 300 р.205112«цифровых следов», которые возможно анализировать и использовать винтересах субъектов влияния. Но самым важным является то, что большаячасть молодежи еще слабо социализирована, она не встроена в системныесвязи с государством и властью, не зависит от государственных благ исомневается (или не задумывается), получит ли она их вообще.
Этопозволяет зарубежным акторам использовать молодёжь против действующейвласти.Современные политические потрясения показывают, что молодыелюди проявили особую активность в «бульдозерной революции» вЮгославии (2000 год), «революции роз» в Грузии (2003 год), «оранжевойреволюции» в Украине (2004 год) и в дальнейших политических протестахвплоть до настоящего времени; «зеленом движении» в Иране (послепрезидентских выборов 2009 года); во время «арабской весны» (с 2011 года).Однако это не является веянием времени, значение молодежи в политическихизменениях было раскрыто значительно раньше.О роли молодёжи в революционных процессах писали в своихполитических работах еще К. Маркс, Ф.
Энгельс, В.И. Ленин. ДжекГолдстоун, анализируя революционные волны, прокатившиеся по Евразии всер. XVII-го и кон. XVIII-го вв. Они рассматривали молодежь какцентральный фактор перемен. Заметное увеличение доли молодежи совпалос этим «веком демократической революции»206. Герберт Мюллер утверждает,что в 1920-е годы увеличившаяся доля молодежи обеспечила кадрамиэкстремистские движения и фашизм 207. С. Хантингтон пишет, что всплескрождаемости после второй мировой войны спровоцировали волнения 1960-хгодов. Волнения в исламских странах в 1970-х и 1980-х годах совпали с«молодёжным пиком».
Он рассматривает молодежь, как олицетворение206Goldstone J.A. Revolution and Rebellion in the Early Modern World. - Berkely University of California Press,1991. – Р.24-39207См.: Грачев М.С. Политический протест современной молодежи в концептуальном осмыслении западнойполитологии// Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2016.- № 5. – С.138-142. Оригинал:Moeller H. Youth as a force in the Modern World // Comparative Studies in Society and History. 1968 №10 (April).–P. 237-260; Feuer L.S. Geneerations and the Theory of Revolution // Survey.
- 1972. - №18. - Р. 161-188.протеста,нестабильности,113реформиреволюцийипрогнозировалполитическую нестабильность в условиях, когда доля молодежи превысит20% населения 208.При этом должен быть провоцирующий фактор. В числе такихфакторов чаще всего называют коррупцию и неравенство. По причине того,что в России отмечается достаточно высокий уровень коррупции (о чемсвидетельствуют материалы Совета при Президенте РФ по противодействиюкоррупции и открыто говорится на самом высоком уровне), нам сталоинтересно исследование Мохаммад Реза Фарзанеган о связях двух условийполитической нестабильности - коррупции и демографии. В 2016 году онопубликовал результаты своего исследования (взяв для анализа данные вболее чем 100 странах за период 1984-2012 годов)209.
Автором быловыявлено, насколько коррупция является дестабилизирующим фактором вусловиях, когда молодежь (15-24 лет) превышает 20% взрослого населения.МохаммадРезаФарзанегандоказалкратковременныйстабилизирующий эффект коррупции, то есть кратковременно коррупциявлияет на внутреннюю стабильность. Политическая коррупция позволяетполитическим лидерам строить политическую поддержку через сетизависимости, продлевая продолжительность их режимов.Но коррупция усиливает неравенство, бенефициары увеличивают свойдоход, а большая часть населения чувствует на себе и переживаетнеравенство, поскольку экономический рост и инвестиции стагнируют (здесьФарзанеган ссылается на вывод, к которому пришли в 2014 году политологиНаташаНойдорфериУльрикТеоеркауф).Людиневыражаютсопротивления, потому что они уже встроены в систему сетей зависимости.Однако молодежь, которая еще не встроена в систему и имеет меньшеэкономических возможностей, активнее других и более открыто проявляетСм.: Хантингтон С.
Политический порядок в меняющихся обществах. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. 480 с.209См.: Farzanegan M.R. Can we predict political uprisings? - URL: https://phys.org/news/2017-06-politicaluprisings.html208114свое недовольство. Такая ситуация создаёт условия для радикализации частимолодежи. Используя результаты исследований К. Онуоха, Фарзанеганутверждает, что политическая коррупция стоит за формированием идолговечностью террористических групп в Ираке, Сирии и Нигерии. Этимгруппам удалось привлечь маргинализованные части населения, в основномиз молодежи.Но, по мнению Фарзанегана, одна только коррупция, как и толькомолодойвозраст,несоздаютполитическихволнений.Необходимакомбинация «правильного» количества молодежи в общей популяции,страдающей от коррупции.
Эмпирические исследования М.Р. Фарзанеганаподтверждают выводы С. Хантингтона о том, что риск выше в техобществах, где доля молодежи более 20%. Молодежный рост, превышающий20% взрослого населения, в среднем в сочетании с высоким уровнемкоррупции может значительно дестабилизировать политические системы вконкретных странах.Также исследователь говорит о неком комплексе условий, при которыхриски политической дестабилизации еще более увеличиваются.
К такимусловиям относятся: неравенство, экономический рост, уровень инвестиций,инфляция, государственные расходы, военные расходы, нефтяная рента,торговля, образование, коэффициент рождаемости и демократия. Авторговорит и о роли «внешнего фактора», относя к нему, преимущественно,глобальный финансовый кризис. В исследовании были учтены и конкретныеразличия между странами, такие как география, геополитическая ситуация,культурное и историческое наследие и религия. В целях избежанияполитическойдестабилизацииФарзанеганпредлагаетполитикамимеждународным организациям лучше организовывать бюджет по борьбе скоррупцией с учетом демографической структуры обществ 210. РезультатыисследованияМ.Р.ФарзанеганапомогаютнампредполагатьрискСм.: Farzanegan M.R. Can we predict political uprisings? - URL: https://phys.org/news/2017-06-politicaluprisings.html210внутреннегополитического115конфликтаввозможноедляэтогодемографическое временное окно.Следует отметить, что роль демографического фактора в устойчивостисистем исследовалась группой ученых при поддержке ЛондонскогоКоролевского общества, ЮНЕСКО, Рос-НОУ, фондов ИНТАС, РФФИ, подруководством российского ученого Капицы П.С 211.
Однако демографическийфактор был рассмотрен этими учёными с другой точки зрения, нежеливышеизложенная.В отчётном докладе П.С. Капица говорит: «в настоящее времявозможна потеря системной устойчивости при прохождении развивающихсястран через демографический переход в ситуации близкой к той, в которойнаходилась Европа в начале XX в.» На примере последствий мировых войн,оценкиэкономическогоростатакихстран,какКитайиИндия,демографического роста населения мира и отдельных регионов, Капицаприходит к выводу о все увеличивающихся градиентах роста населения иэкономического неравенства.В числе причин потери устойчивости роста и дестабилизации системКапицаназываетувеличивающуюсянеравномерностьразвития.Вмусульманских станах «взрывное появление масс неприкаянной молодежидестабилизирует общество.
Причем по культурологическим причинам исламмалоспособствуетэкономическомусотрудничеству,ипоэтомурезультирующее «столкновение цивилизаций» связано не столько срелигиозным фактором, сколько с отставанием некоторых стран ислама вплане модернизации и развития». Тем не менее, при осуждении вопросовбезопасности системы следует включить в анализ демографический факторстабильности, который должен учитывать не только количественныепараметры роста населения, но качественные, в том числе этническиеКапица П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества. Доклад на заседанииПрезидиума РАН 24 февраля 2003 года // Демоскоп.
- 2004. - №153-154 - URL:http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0153/analit01.php211116факторы.Устойчивое развитие в ряде регионов возможно только при условии,если будет восстановлено число детей, приходящихся на одну женщину. Впротивном случае, по мнению П.С Капицы, «таким популяциям неминуемогрозит вымирание или вытеснение за счет миграции из более плодовитыхстран, что уже приводит к глубоким противоречиям» 212.















