Диссертация (793307), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Ефимович, началоинтеграционным структурам положило создание СНГ. Ресурсный потенциалСодружества не уступает таким геоэкономическим центрам, как НАФТА, ЕС иАТЭС. На СНГ приходится 40% мировых запасов газа, 10% мировогопромышленного потенциала. Создание Союзного государства Беларуси иРоссии подтолкнуло другие постсоветские государства к более активномуучастиювинтеграционныхпроцессах.ПоэтомуЕАЭСсталвполнеобоснованной реакцией в данном направлении. И сегодня, по ее мнению, «вразвитииинтеграционныхпроцессовнапостсоветскомпространстве184достигнутыопределенныерезультатывполитической,экономической,гуманитарной, военно-оборонной областях»401.В то же время развитию интеграционных процессов, в которых участвуетБеларусь, препятствуют, как указывает Е.В. Ефимович, объективные исубъективные факторы, возникшие после распада СССР:— усиление цивилизационных особенностей стран в постсоветское время;— появление различных экономических моделей (преобладание в России,Украине – частной, в Беларуси – государственной собственности и т.
д.);— различная степень социально-экономического развития постсоветскихстран;— формирование различных политических режимов (в Туркменистане –тоталитарного; в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане – автократических; вРоссии – олигархического; в Украине – этнократического и т. д.);— образование различных внешнеполитических ориентаций (Азербайджана– на Турцию; Молдовы – на Румынию; Украины, Грузии, стран Балтии – наЕвропейский союз);— финансовая зависимость ряда постсоветских стран от Запада;— недоверие, рост национализма и русофобии, исторические обиды;— стремление национальных элит к полному господству в своих странах.Данные факторы, считает исследователь, должны быть учтены в развитииинтеграционных процессов402. Поэтому евразийские интеграционные процессысегодня носят нелинейный характер.Не случайно группа исследователей во главе с О.Г. Слукой, докторомисторических наук, профессором Белорусского государственного университета,в результате теоретического осмысления современных процессов евразийскойинтеграции делают вывод об их разновекторном, разноскоростном иЕфимович Е.В.
Политика Республики Беларусь по развитию интеграционных процессов напостсоветском пространстве // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков:Мат. XIV Междунар. науч. конф. (Иваново, 18–19 марта 2015 г.): в 2 ч. Иваново: Иван. гос. ун-т,2015. Ч. 2. С. 325.402Там же.401185разноплановом характере. Тем не менее, отмечают они, евразийская интеграцияимеетустойчивыйтренд,обусловленныйследующимиобъективнымипричинами:1) постсоветские страны в современных условиях обеспечивают в той илииной мере свою суверенность благодаря экономическим, политическим,военным и культурным связям, сохранившимся даже несколько десятилетийспустя после развала единой страны СССР;2) политические элиты постсоветских стран начали осознавать, что идеяевразийской интеграции может оказаться высокой мотивацией к объединениюнародов на долгосрочную перспективу на базе общих цивилизационныхценностей;3) формирование емкого общего рынка, объединений на основе балансаинтересов, достижение стабильного мира ― надежный вектор ухода отмирового кризиса к стабильному миру.При анализе интеграционных процессов, по мнению исследователей,термин «постсоветское пространство» имеет неоднозначную идеологическуюнагрузку, поэтому более целесообразным является использование термина«евразийское интеграционное пространство» (ЕИП), только входящего внаучный дискурс.
В настоящее время, считают они, назрела необходимостьформирования концепции ЕИП, создающей условия для согласованияразличных интеграционных проектов. При этом необходимо учитыватьследующее:—становление ЕИП как геополитического центра силы, способноговыдерживать конкуренцию на цивилизационном уровне, возможно не толькочерез объединение экономических потенциалов постсоветских государств, но ичерез духовный и эмоциональный союз их народов и их общей истории;—в основу концепции ЕИП, в связи с этим, должен быть заложенидеократический подход, учитывающий идеологические, экономические,культурные и этнические факторы единства Евразии;186—ЕИП, пространственно совпадая с Heartland, всегда будет являтьсязоной геополитической борьбы за мировое господство;—страны, вошедшие в проект ЕИП, получают доступ к огромнымресурсам, геостратегическую защиту и несут затраты по ее обеспечению;—одну из важнейших детерминант надежности ЕИП и евразийскогоконтинентавцеломпредставляет«большойевразийскийпроект»,ориентированный на геостратегическое партнерство: на Западе ― с Европой,на Юге ― с Ираном, на Востоке ― с Индией и Китаем403.Концепцияевразийскойинтеграцииэтойгруппыисследователейперекликается с позицией Президента Республики Беларусь А.Г.
Лукашенко,который считает, что с появлением Союзного государства Беларуси и Россиикак своего рода масштабной лаборатории глубокой интеграции сформулировани апробирован принцип разноскоростной и разноуровневой интеграции. «Этопредмет нашей особой гордости, – отмечает он. – Ведь мы смогли расширитьрамки интеграции от экономики до социальных и даже отчасти политическихвопросов. Единая система социальных гарантий, равный доступ к образованию,услугамздравоохранения,беспрепятственноетрудоустройство,свободапередвижения и выбора места жительства, ставшие возможными благодаряСоюзномугосударству».Всеэто,помнениюПрезидента,являетсяориентирами для дальнейшей работы Беларуси, России и Казахстана в форматеЕАЭС. А.Г.
Лукашенко подчеркивает, что создание Евразийского союзаследует рассматривать не как попытку какого-то раздела Европы, а какорганичную часть общеевропейской интеграции, этап создания общегоэкономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Белорусскийлидер заявляет: «Мы предлагаем "интеграцию интеграций"». Таким образом, онпризывает установить для построения Большой Евразии привилегированноеЕвразийское интеграционное пространство: теоретические основы / О.Г.
Слука [и др.] //Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: Мат. VI Междунар. науч.практ. конф. (Пенза, 25 марта 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 101.403187содружество евросоюзных и евразийских партнеров на основе синергии ихинтересов и ценностей.А.Г. Лукашенко считает также важнейшей задачей тесную интеграцию сгосударствами и экономическими объединениями в Азии, прежде всего состратегическимпартнеромКитаем.Верныйидеямбелорусскойдемократической геополитики, он подмечает: «Интеграция не самоцель. Этоинструмент достижения наивысшей цели — роста благосостояния и качестважизни наших людей»404.
При аргументации своей позиции белорусский лидеропирается на реальные факты. Дело в том, что геополитический статусевразийского пространства однозначно повышается ЕАЭС, который имеет всевозможности превратиться в один из ведущих центров в мировой политике иэкономике.В обстановке острейшей геоэкономической конкуренции с мировымигеополитическими игроками дальнейшее расширение ЕАЭС является важнымусловием повышения его роли в мировой геополитике. Так, со вступлениемАрмении в ЕАЭС появляется «геополитическое окно» в Иран, позволяющееустранить пробелы в геополитическом пространстве СНГ и выводящееевразийскую интеграцию за пределы постсоветского пространства.
При этомоткрывается возможность участия ЕАЭС в создании новых транзитныхкоридоровмеждурегиономПерсидскогозаливаипостсоветскимпространством, которые дают неоевразийской интеграции дополнительныегеополитические преимущества по сравнению с американским и китайскимпроектами405. «В целом, геополитический союз с Ираном, считают эксперты,способствует расширению формата. Сотрудничество с Ираном снижает также иЛукашенко А.Г.
О судьбах нашей интеграции. URL: https://iz.ru/news/504081 (дата обращения:16.07.2017).405Балиев А. Через две границы. URL: http://www.rg.ru/2013/09/10/ts.html (дата обращения:01.07.2017).404188степень секьюритизации евразийской интеграции ввиду появления ее новогогеополитического полюса»406.Идею «интеграции интеграций» Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в основу своей доктрины о евразийской интеграции вкладываетИ.Я.















