Диссертация (793307), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Так, онапринимает во внимание присутствие в общественном сознании бывшихреспублик СССР иррациональной волны страха, экстраполирующегося вбудущее. Отсюда возникает вопрос о критериях евразийской идентичностипостсоветских государств. Здесь, на наш взгляд, эвристичной являетсягеополитическая концепция В.Л. Цымбурского, в соответствии с которойевразийскоепространствосформировалосьнаосноверусскойэтноцивилизационной платформы, в то время как континентальная Европавозникла на основе романо-германской этноцивилизационной платформы232.ПарадигмаподчеркиваетевразийскойА.И.Пальцев,цивилизационнойобъединяетидентичности,народы,имеющиекаксвоисоциокультурные особенности, в зависимости от степени осознания ими своейпринадлежностикцивилизационнойобщности.Поэтомуевразийскаяцивилизационная идентичность на отдельных территориях дополняетсярегиональной, национальной, этнической и субэтнической идентичностями.
Нообщейосновойбазисныеевразийскойценности,цивилизационнойукорененныевидентичностименталитетенародовявляютсяЕвразии,всоответствии с которыми и происходит, в частности, отбор фактов висторической памяти народов233.Парадигма «советского народа как новой исторической общности» моглавключать всех, кто разделял идеологические принципы общества социализма.Но и евразийская парадигма сегодня допускает в самом широком аспектепроект «большой Евразии». Выступая на Петербургском международномэкономическом форуме 17 июня 2016 г., Президент России В.В. Путин сообщилЦымбурский В.Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы. 1993–2006.
М.:РОССПЭН, 2007. С. 7.233Пальцев А.И. Геополитические контуры России: евразийский подход // Гуманитарные проблемывоенного дела. 2016. № 3 (8). С. 34.23288об обсуждении в Астане предложения о создании большого евразийскогопартнерства с участием Евразийского экономического союза, Китая, Индии,Пакистана, Ирана, партнеров по СНГ, других заинтересованных государств иобъединений234.Современную евразийскую парадигму можно свести к несколькимвзаимосвязанным тезисам:1. Исторический процесс отрицает существование единой для всего миралиниисоциально-историческогоразвития,единойобщечеловеческойцивилизации и культуры;2. Евразия ― это особая географическая, социально-историческая исоциально-культурная целостность, где существует уникальная евразийскаяцивилизация;3. Евразийские народы объективно предрасположены к различнымформам интеграции;4.
Для Евразии единственно перспективным является самостоятельноеразвитие на основе многовекового опыта взаимодействия евразийских народовс учетом национально-культурных традиций и ценностей;5. Существует единство национальной идентичности каждого народаЕвразии с общеевразийской идентичностью.Безусловно, сегодня в реальном повседневном общении различных группнаселения в многокультурном евразийском пространстве возникли устойчивыеструктурыипринципывзаимодействия,создающиепредпосылкиформирования общности, имеющей свою цивилизационную структуру иидентичность235. Евразийская цивилизация, в отличие от других направленийцивилизационного самоутверждения, понимается как форма взаимодействияПутин В.В. Выступление на пленарном заседании Петербургского международногоэкономического форума.
URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/52178 2016-06-17 (датаобращения: 16.08.2017).235Мухачев Ю.В. Геополитические принципы евразийства в цивилизационном пространстве //Русское зарубежье: история и современность: Сб. ст. Вып. 1. К 90-летию акад. Е.П.Челышева / Подред. Ю.В. Мухачева. М.: ИНИОН, 2011. С. 42.23489различных этнонациональных и конфессиональных общностей в рамкахособогоконтинентальногопространства,ограниченногоестественнымирубежами. В культурной системе Евразии преимущественным субстратомявляется «славяно-туранский», где оба компонента переплетаются и проникаютдруг в друга, что находит выражение в «материковом размахе», роли степнойсимволики, признании ценностей «широты» и размаха236.Здесь проявляется недогматическая терпимость в идеологическом иконфессиональном отношениях, подчеркивающая существенное значениегеокультурных, культурно-исторических и геополитических обстоятельств,обеспечивающих выживание и развитие народов Евразии.
Отсюда евразийскаяобщность предстает как общность судьбы, подтвержденная географией иисториейогромногоконтинента.Общностьсудьбыспособствовалапреодолению противостояния и дуализма «леса» и «степи», России и Азии,созданию синтеза суперэтнического и суперконфессионального.Таким образом, обеспечение геополитической легитимности государствна постсоветском пространстве в настоящее время настоятельно требуетценностно-идеологического обоснования ее цивилизационныхоснов. Вкачествепарадигматакогообъединяющегоначаласегоднявыступаетевразийской цивилизационной идентичности, способствующая формированиюи упрочению добрососедских отношений на основе добровольности, взаимнойвыгоды,государственногопрагматизмаииндивидуальногоподхода,этнической и религиозной комплементарности и гармонии, смешаннойрыночнойэкономики,равноправияипредставительнойдемократиивполитической сфере.Общей основой евразийской цивилизационной идентичности являютсябазисные236ценности,Там же.
С. 48.укорененныевменталитетенародовЕвразиив90соответствии с которыми и происходит, в частности, отбор фактов висторической памяти народов.2.2. Евразийское пространство в геополитическом дискурсеКак показывают современные геополитические процессы в мире и какотмечалось выше, XXI в. будет эпохой формирования и выхода на авансценуисториикрупныхцивилизационных,военно-политических,финансово-экономических, социально-культурных геополитических материков. Среди нихсамым крупным и богатым становится Евразия. Не случайно З.
Бжезинский,отмечая ее особую роль, писал, что «глобальное первенство Америкинепосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будетсохраняться ее превосходство на Евразийском континенте»237.Термин«постсоветскоепространство»ввелвупотреблениеА.Празаускас, рассматривая его в качестве постколониального пространства собщностью проблем населяющих его народов.
Эти проблемы, по его мнению,возникли во времена Советского Союза и в результате его краха238. Так этоттермин вошел в научный оборот в связи с необходимостью осмыслениятурбулентной реальности, потенциально способной приобрести свойствааттрактора, в результате чего выйти на режим развития в новом качестве или,напротив, раствориться в глобализирующемся мире, «цивилизационном котле».Постсоветское пространство как геополитический феномен представляетсобой бывшее «советское пространство», которое в свою очередь являлосьбывшим «имперским пространством».
Это пространство, во-первых, имеет«компактный» характер, оно расширялось за счет не «заморских», анепосредственно примыкающих к континентальному «ядру» территорий,формирующихпериферию.Во-вторых,русскоегосударствокакБжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегическиеимперативы. М.: Международные отношения, 1998. С. 20.238ПразаускасА.СНГкакпостколониальноепространство.URL:https://sites.ualberta.ca/~khineiko/NG_92_93/1141438.htm (дата обращения: 18.07.2017).23791системообразующее континентальное ядро геопространства было достаточномонолитным, так как русские составляли около половины населения, а русскиеземли занимали более половины территории.
Периферия же была «пестрой»,заселенной множеством небольших и очень разных народов. Подобноестроение постсоветского геопространства, несмотря на националистическуюполитику отдельных «постсоветских» государств, сохраняется и сейчас.
И, каксправедливо отмечает П.В. Салимов, большинство исследователей и политиковразнойидеологическойнаправленностипродолжаютрассматривать«постсоветское пространство» как единое геополитическое целое239.В современных условиях концепции, анализирующие постсоветскоепространство, делятся на несколько направлений. Первое направлениепредставляют западники, которые рассматривают постсоветское пространствокак часть однополярного мира под эгидой США, как объект геополитическойэкспансии, арену действий крупных геополитических акторов, реализующихсвои геостратегии240. На Западе культивируется точка зрения, согласно которойпостсоветское пространство может рассматриваться только в историческомконтексте.Так,Д.Милибэнд,будучиминистроминостранныхделВеликобритании, в интервью по случаю отражения грузинской агрессии вЮжнойОсетииговорил:«СоветскийСоюзбольшенесуществует,постсоветского пространства больше нет.
Существует новая карта ВосточнойЕвропы, с новыми границами, и эту карту нужно защищать в интересах общейстабильности и безопасности»241.Тем не менее некоторые западные исследователи вынуждены признаватьисторическое, экономическое, культурное единство пространства, что, по ихмнению, является отрицательным фактором, препятствующим объединениюэтого пространства с западным миром. Эта группа исследователей не допускаетСалимов П.В. Геополитический феномен постсоветского пространства // Социум и власть. 2015. №2 (52). С. 60.240Там же. С. 43.241Miliband D.
Interview. URL: http://www.newsvote.bbc.co.uk (дата обращения: 23.05.2017).23992возрождения самостоятельной Евразии, независимой от Запада242. Так, Ф.Виелмини считает: «Главная угроза для гегемонии атлантической державыможетисходитьизукреплениясвязеймеждуконтинентальнымигосударствами. Если развитие таких связей дойдет до уровня устойчивогоальянса, это может обернуться образованием континентального сообществадержав как альтернативы морской державе»243.Прозападной позиции придерживается и А.И.















