Диссертация (792405), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Тем, кто «давит», оказываются и родители, и учителя» [126, с.156]. «В сфере межличностных отношений, и особенно неправильных со стороны взрослых к подросткам, находится причинабольшей части отклонений в поведении», – подчёркивает она [там же, с.156].Другими словами, учёные причины конфликтного поведения подростков ус-97матривают в авторитарном, несправедливом отношении к ним взрослых.В этой связи В.В. Давыдов обращает внимание на то, что «конфликты итрудности возникают из-за расхождения представлений подростка и взрослого о характере прав и степени самостоятельности подростка» [105, с.112].«Проблема самостоятельности и равноправия подростка в отношении совзрослыми – самая сложная и острая в их общении и в воспитании подросткавообще», – утверждает он [там же, с.112]. Аналогичную мысль высказываети Д.И.
Фельдштейн. По его словам, непонимание или недоучёт взрослымиистинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат, приводят к внутреннему сопротивлению подростка воспитательнымвоздействиям и отрицательной реакции на них. Это явление ряд психологовназывают смысловым барьером, когда подросток не принимает требованийвзрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеютдля него подлинного смысла, а возможно, имеют другой, противоположныйсмысл. «Подросток, как правило, понимает смысл требований взрослых, –говорит Д.И. Фельдштейн, – но иначе иногда их воспринимает, даёт имоценку, отличную от понятий, вложенных взрослыми» [303, с.63].Почему учитель и ученик порой не могут найти общего языка, ученик нетолько не принимает требований педагога, а иногда делает всё наоборот? Какотмечал В.А. Сухомлинский, «причина того явления, с которым многие учителя часто встречаются в начальных классах: ребёнок тихо сидит, смотриттебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает ни слова..., потомучто надо думать над правилами, решать задачи, примеры – всё это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устаёт» [277, с.58].
Я.А. Лупьян,наоборот, утверждает, что «с барьером общения, возникающим на почвестрадания, гнева, горя, отвращения, презрения, страха, мы сталкиваемся постоянно» [190, с.87]. Продолжая, он говорит: «При высоком пороге страдания до человека ничего не доходит, про него говорят «хоть кол на голове теши». При низком пороге страдания о человеке говорят «жалостливый», «сердобольный» [там же, с.87]. Отсюда становится понятным, что причины кон-98фликтов между взрослыми и подростками обусловлены наличием смыслового барьера, когда взрослые пользуются абстрактными понятиями и обобщениями, а не пытаются перейти на язык подростка и юноши, это касается нетолько обучения, но и всех сторон педагогических отношений.В процессе исследования мы убедились в том, что многие учёные усматривают причины конфликтов в психологических особенностях личности.Например, В.Я.
Семке отмечает, что причиной конфликта между людьми является невроз. Он следующим образом характеризует это явление: «Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека обусловлены не дефектамивоспитания, не темпераментом, а болезнью - неврозом. Неврозы – это чисточеловеческие заболевания, которые возникают в социальной среде, в процессе взаимоотношений людей. Причиной невроза является какое-либо психогенное воздействие, глубоко затрагивающее эмоциональную сферу человека.Это может быть страх, пережитый в какой-либо ситуации, внезапный испуг,горькое чувство обиды, незаслуженное оскорбление, напряжённая обстановка в семье, т.е. создаётся трудноразрешимая ситуация для индивида» [260,с.125].
«При анализе неврозов, возникающих у взрослых, убеждаешься в том,что весьма часто в своём происхождении они уходят корнями в далёкое детство: ошибка в воспитании оставляет глубокий след», – подчёркивает он [тамже, с.125]. Более того, по словам С. Соловейчика, на почве неврозов развивается недоверие. Складывается ситуация, когда ребята не доверяют взрослым,не верят их словам, недоверчиво относятся к их ценностям, а то и вообще ниво что не верят. Воспитывать таких детей практически невозможно: они бессердечны и не знают пределов безжалостности.
Они не понимают нашихслов не потому, что глупые или упрямые, а потому, что у них нет чувств, нетспособности не только сочувствовать, но и просто чувствовать [267, с.183].Характеризуя психологические особенности личности, учёные обращают внимание на то, что чувство страха, испытываемое подростками, являетсяодной из главных причин конфликтного поведения.
Так, К. Бютнер утверждает, что «за страхами и агрессией детей стоит, как правило, конфликт, свя-99занный с отсутствием попыток понимания подлинных причин детских поступков» [66, с.6]. По К. Бютнеру, «культура страха, при помощи которогоконтролировалось поведение в нашем обществе, разрушена» [там же, с.6]. Идалее цитируем: «Культура стыда ещё не создана. И в зазоре между культурой страха и культурой стыда распрямилась пружина агрессии, толкающаядетей, подростков, молодёжь к насилию и жестокости. Взгляните в глаза детей, и станет ясно, что надо воспитывать миролюбие у них и очищать от эпидемии социального страха» [там же, с.6].В отличие от К. Бютнер, А.И.
Захаров причину страха видит в испуге,боли, болезни, конфликтах, неудачах, поражениях и т.д. Он приходит к выводу, что «злость почти полностью исключает страх из психического репертуара» [129, с.22]. По его мнению, «недобрые и бездушные люди часто неспособны чувствовать страх, так же как и любовь, душевную щедрость идоброту» [там же, с.22].Как показал анализ причин конфликтов, учащиеся, вступая в отношенияс педагогами, родителями, сверстниками, другими людьми, формируют неадекватное отношение к себе, выражающееся в их самооценке.
В связи сэтим ряд авторов отмечают, что причиной отклоняющегося поведения является чувство неполноценности, которое подросток осознаёт, переживает истремится избавиться от него. Чувство собственной неполноценности имеетсильное влияние на оценку самого себя. Если ребёнок неадекватно оценивает самого себя, это может привести к внутренним переживаниям, неустойчивому поведению, конфликтным ситуациям. Согласно Н.В.
Жутиковой, «неизбежное снижение самооценки порождает неуверенность в себе, растерянность, невозможность сосредоточиться. Вследствие этого, ухудшается память, накапливается невыполненная работа, растёт напряжённость, прорываясь в раздражительности» [126, с.141]. По существу, такой же точки зренияпридерживается И.С.
Кон. В его представлении, «подростковая агрессия чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей» [156, с.240].100А, А.Я. Лупьян прямо указывает, что «один из распространенных источниковконфликтов, обид – несоответствие самооценки и оценки окружающих» [190,с.65]. Он объясняет это тем, что «самооценка реализуется в чувствах и эмоциях, которые возникают у человека по отношению к себе, своей внешности,особенностях характера, а также к предметам внешнего мира и людям, которых человек осознает частью своей личности» [там же, с.164].
И далее: «Неспособность удовлетворения своих притязаний и связанная с этим необходимость снизить свою самооценку ведёт к острым аффективным переживаниям,к неустойчивому поведению» [там же, с.164]. То же самое имел в виду Д.В.Колесов, когда говорил, что «на основе соотношения между уровнем притязаний и реальными успехами у подростков формируется соответственно высокое или низкое самоуважение. Завышенная самооценка ведёт к формированию зазнайства, высокомерия, самодовольства, стремления противопоставить себя коллективу» [154, с.40].Из всего сказанного ясно, что самооценка позволяет человеку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности испособности с требованиями, предъявляемыми жизнью, выработать умениеставить перед собой реальные цели, вовремя отказаться от каких-то поступков, если стало ясно, что они бесполезны, а тем более ошибочны, вредны.Самооценка собственного «Я» влияет на направление мыслей, чувств, переживаний личности, способствует развитию коммуникативных способностей,которые играют важную роль в отношениях между людьми.Анализируя причины конфликтного поведения личности, следует учитывать то, что каждый подросток генетически уникален и неповторим.
Поэтому американский психолог А. Гезелл ориентирует на биологическую модель развития личности. Он пишет: «В 15 лет происходит рост духа независимости, когда возникают конфликты везде, жажда свободы от внешнегоконтроля, рост самоконтроля и начало сознательного воспитания и самовоспитания, это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям» [156, с.34]. В сущности, аналогичную мысль высказывал и Э.101Эриксон. По его мнению, «основным законом развития человека является«эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предыдущихстадиях» [156, с.41].
Учёный утверждает, что «переход к новой стадии развития протекает в форме нормального кризиса, который внешне напоминаетпатологическое явление, а на самом деле выражает нормальные трудностироста» [там же, с.41]. Более того, В.Я. Семке был убеждён в том, что «в период бурной перестройки организма подросток даёт особую поведенческуюреакцию, стесняется выражать наиболее глубокие переживания, поэтомугрубость нередко служит для него своеобразным защитным механизмом»[260, с.54]. Такой же точки зрения придерживался и Л.С. Выготский.















