174305 (768205), страница 3
Текст из файла (страница 3)
В республике имеется почти весь перечень министерств и ведомств России. При этом функционирует также Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), численностью несколько сот человек. В тоже время, как известно, в других субъектах с многомиллионным (!) населением нет подобного аппарата. Управлением субъектом справляются несколько сот человек, служащих Администрации области, края или округа.
На данном примере видна невозможность перехода количества в качество. Это усугубляется тем, что большинство чиновников не представляет область своей деятельности. Вся видимая власть и сосредоточение полномочий распространяется лишь на узкий круг подчиненных (и то не всегда). А на самом деле, в большей степени, ими движет животный страх: лишиться должности, получить очередное замечание со стороны вышестоящих лиц - в этом заключаются реальные побудительные мотивы их поведения в целом, а никак не конструктивное начало.
Нет адекватных механизмов дебюрократизации и борьбы с коррупцией. Типичными стали ситуации с попытками задержания первых лиц регионов и сенаторов, чье участие в коррупционном процессе свидетельствует о всемерности распространения данного явления на всех уровнях власти. В положении когда задерживаются высокопоставленные сотрудники ведущего антикоррупционного ведомства – Счетной палаты РФ, наделенного самыми высокими полномочиями в области бюджетного надзора и финансового мониторинга, комментарии, как говорится, излишни.
Чиновничий аппарат является самовоспроизводящейся системой, как раковая метастаза, заживо уничтожающей все государство и общество. В этих условиях ждать осознания большинством чиновников необходимости перемен не приходится. По существу они попирают конституционные основы государства как способ организации общественного устройства и гражданского общества как основы обеспечения равных прав и возможностей человека и гражданина. Угроза с их стороны может быть сопоставима с террористической.
Частично избежать этого можно путем применения футуристической модели государственного аппарата – электронного правительства, в большей мере исключающей влияние человеческого фактора негативного генезиса, такие как безответственность, неисполнительность, хамство, лживость, конфликтность, предвзятость и другие пороки человеческого бытия, присущие в том числе и чиновничеству.
Наличие совести и гражданской позиции – не про них. А ведь даже главный персонаж "Terminator 2– Judgement day" с нейронным кибермозгом осознал гражданскую ответственность, приняв решение о самоликвидации. А эти homo sapiens-ы 21 века даже этого понять не могут. У них просто отсутствует истинное мнение граждан страны, не зависящее от коньюнктурных соображений и требований корпоративных интересов.
Но большинство чиновников среднего и низшего звена можно понять, так как срабатывает инстинкт самосохранения, выражающийся в:
-сокрытии своего истинного мнения;
-страхе потерять работу - источник содержания своих семей, детей (у кого-то и внуков), т.е. возможность обеспечения простого физиологического выживания; и заработную плату (в среднем 10-15 тысяч рублей и небольшой "социальный пакет");
-страхе потерять иллюзорную и мнимую принадлежность к касте избранных.
Плохо это или хорошо? Это все равно что спорить на вопросы: можно ли быть абсолютно свободным (в том числе и от земного притяжения) человеком, чем отличается свобода от независимости, может ли быть демократия без взаимного уважения и ответственности полноценной. Ясно, что в данном случае не только они, но и все остальные, являются просто «заложниками» ситуации и своего выбора.
Еще в середине 90-х годов рассматривался Проект Закона «Об оплате труда в Республике Саха (Якутия)», по которому предполагалось распространить следующие условия оплаты труда: заработная плата руководителю государственного учреждения выплачивается в последнюю очередь, то есть после ее получение всем трудовым коллективом; в случае задержки выплаты заработной платы образуемую задолженность необходимо индексировать согласно темпов инфляции. Но в кризисных условиях того времени и этим благим намерениям не суждено было сбыться.
Вся циничность ситуации в ее двойственности: государство не желает признать законных соответствующим международным нормам прав граждан, с одной стороны, а само всемерно реализует свое карательное начало по отношению к гражданам в своей фискальной и административной политике (начисление пеней по долгам за неуплату коммунальных услуг, потворствование необоснованному росту цен и тарифов, налогов и т.д.).
Таким образом, в современном обществе и экономике доминируют интересы небольшой четко стратифицированной части общества, распространяющей свое влияние не только в финансовом и производственном секторах, но и во властных структурах. Интересы и потребности большинства населения попросту игнорируются, в том числе и в нашей республике, а точнее - не могут быть попросту высказаны ввиду отсутствия или крайней неэффективности инструментов лоббирования интересов гражданского общества. Наличие гражданского общества предполагает возможность гражданина участвовать в управлении государством. С учетом этого применение термина «гражданин» в отношении большинства населения кажется неприемлемым. Общество предстает как объединение разрозненных, имеющих мало общего между собой «социальных животных», целью существования которых является сиюминутное выживание и удовлетворение первичных потребностей.
Характерными отличиями человека от животного являются осознание конечности своего бытия и доминирование в мотивах поведения социального начала над первородным стремлением к удовлетворению физиологических потребностей.
Если религиозные учения определяют жизнь как подготовку к вечной жизни, преодоление наследственного греха и время "спасения души", то безрелигиозный выбор заставляет человека серьезно задуматься о своем месте в мире, т.е. утверждает общественную значимость человеческого бытия. Процесс становления гражданского общества тернист, но только в нем индивид может самоосуществиться, обрести признательность и память о себе. Подчеркивается, что в связи с окружающими людьми заключен реальный шанс на "бессмертие" и стимул надежды.
В целом можно отметить, что процесс становления социально-ориентированной экономики затруднен ввиду одностороннего понимания государством социальной политики как набора разнородных и, зачастую, противоречащих друг другу краткосрочных экстренных мер и сводящихся к переносу тяжести бюджетного кризиса на население. Являясь результатом глубокого кризиса, негативные явления приобрели системный характер и перешли в устойчивую тенденцию.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru















