174041 (768136), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Рост международной конкуренции на международных финансовых рынках капитала между кредиторами и между заемщиками - резидентами различных стран - еще одна ярко выраженная тенденция. Сравнительно недавно европейские банки функционировали в достаточно спокойной и размеренной среде. Сегодня они должны самоутверждаться в изматывающей борьбе за позиционирование на рынке. Боязнь кризиса крепнет, усиливается неуверенность и взамен комфорта возрастает конкуренция. Стоимость капитала и регулярный доступ к дешевому капиталу не воспринимаются более как данность. Возможные потребности в финансировании общественных и частных дебиторов и эмитентов гигантские. Традиционные страны-кредиторы превратились в дебиторов. Больше половины земного шара вступило на арену международной конкуренции за выгодный капитал после падения коммунистических режимов. Согласно исследованиям инвестиционного банка "Морган Стэнли", США, объем сбережений Запада должен ежегодно расти на 9%, для того чтобы удовлетворять спрос на капитал во всем мире [5].
Отличительной чертой последних двадцати лет стала конкуренция между транснациональными корпорациями и глобальными финансовыми институтами. В результате этого рынки становятся более эффективными, снимаются многие ограничения и барьеры, устанавливается рыночное равновесие. С другой стороны, растущая конкуренция значительно повышает требования к финансовым институтам и корпорациям с точки зрения их экономической эффективности, а также к правительствам с точки зрения улуч-шения инвестиционного климата, обеспечения политической и экономической стабильности национальных экономик, которые вынуждены конкурировать друг с другом за кредитные ресурсы в масштабе мирового хозяйства.
Интеграция международных рынков стала одним из наиболее заметных явлений в экономическом развитии мирового хозяйства в 1980-1999 гг. На фоне значительного дерегулирования в области международной торговли, либерализации экспорта и импорта между ведущими странами, улучшения инвестиционного климата во многих, в том числе и развивающихся странах соответствующие изменения происходили и на международных финансовых рынках капитала. Интеграционные процессы привели к снятию барьеров для входа на национальные рынки капитала иностранных финансовых институтов-кредиторов, а также заемщиков, повышению мобильности долгово-го капитала, снижению трансакционных издержек, связанных с получением от местных регулирующих органов различных разрешений и лицензий, необходимостью прохож-дения длительных бюрократических процедур контроля за движением капитала и валютного контроля и т.п. Другой предпосылкой для ускорения интеграционных процессов стало стремительное развитие информационных систем, баз данных и глобальных компьютерных систем, позволяющих осуществлять платежи (SWIFT), торговлю цен-ными бумагами (CEDEL, EUROCLEAR, NASDAQ и т.п.), получать оперативную информацию о состоянии мировых финансовых рынков (BLOOMBERG, DATA-STREAM, REUTER и т.п.).
Одним из крупнейших событий в области интеграции мировых финансовых рынков капитала стала реализация Европейского валютного союза и введение единой валюты стран - участников этого союза - евро. Это в корне изменило европейскую денежную и валютную систему и, по мнению многих экспертов, позволило преодолеть валютную раздробленность в Европе. Государства - участники союза окончательно зафиксировали обменные курсы своих валют, а национальные эмиссионные банки отказались от своего денежно-политического суверенитета в пользу нового органа - Европейского центрального банка, который теперь определяет денежную политику валютного союза [6]. Введение евро означает, что на глобальных финансовых рынках появилась новая мировая валюта, что уже кардинально изменило позицию и роль европейских финансовых рынков в международной валютно-финансовой системе.
Начало действия валютного союза и фиксация валютного курса евро по отношению ко всем валютам относится к январю 1999 г. В результате произошло решительное изменение структуры валютных операций на глобальных рынках в сторону увеличения доли операций, деноминированных в евро. Прогнозируется, что вес евро значительно повысится прежде всего на международных рынках долгового капитала - межбанковский денежный рынок, рынок международных синдицированных кредитов, рынок государственных долговых обязательств, эмиссии иностранных облигаций в странах - участницах союза и еврооблигаций и т.п. Интеграция валютных систем в Германии, Франции, Австрии, странах Бенилюкса, Финляндии, Ирландии, Португалии и, возможно, других приведет к выравниванию процентных ставок, снижению инфляции, повышению экономической эффективности и открытости рынков, а следовательно, к новым возможностям заимствования и кредитования, то есть к усилению международных финансовых рынков капитала [7].
Конвергенция международных финансовых рынков капитала -процесс очень схожий с интеграцией рынков и заключающийся в том, что в результате снятия законодательных ограничений, барьеров регулирования и роста операций как международных заемщиков, так и международных кредиторов происходит постепенное размывание границ между различными секторами и сегментами мировых финансовых рынков. В результате ослабления регулирования по разделению инвестиционного и коммерческого банковского бизнеса в США и некоторых других странах, снятия барьеров для выхода иностранных заемщиков на локальные рынки, ослабления антимонопольного законодательства в отношении создания финансовых холдингов, объединяющих различные направления инвестиционного, коммерческого и страхового дела, происходит реальное слияние международного банковского рынка и международного рынка долговых ценных бумаг. Это выражается в том, что ведущие участники обоих рынков предпринимают активные операции в новых для них областях: универсальные банки становятся андеррайтерами, организаторами и трейдерами на рынке облигаций, а инвестиционные банки организуют и участвуют в международных синдицированных кредитах [8]. Происходит также упразднение сегментации и среди других крупных международных кредиторов - институциональных инвесторов, которые путем использования высокоструктурированных инструментов (например, кредитных деривативов и секьюритизации) начинают вкладывать в нетрадиционные для них долговые инструменты (международные синдицированные кредиты).
Проектное финансирование, которое еще 20 лет назад было исключительной привилегией крупнейших универсальных и коммерческих банков, стало объектом интереса крупных инвестиционных банков, которые все чаще получают мандаты на организацию финансирования крупных проектов и выводят эти проекты на рынок частного размещения облигаций (правило частного размещения в США 144а) и еврорынки долговых ценных бумаг. С другой стороны, коммерческие банки активно занимаются традиционным бизнесом инвестиционных банков - сделками слияний и поглощений, приватизацией, капитальными инвестициями, корпоративным финансированием и т.п. Процессы слияния и поглощения приводят к глобальной реорганизации финансовой отрасли, в результате чего создаются универсальные финансовые холдинги, объединяющие страховые компании, пенсионные и взаимные фонды, инвестиционные и коммерческие банки и т.п. [9]. Стоимость объявленных сделок по слиянию достигла в США 325 млрд дол. в первом квартале 1998 г. по сравнению с 205 млрд дол. за тот же период 1997 г. Наиболее интенсивным был рост этих сделок в секторе финансовых услуг - 140 млрд дол. против 66 млрд дол. [10].
Концентрация международных финансовых рынков капитала - процесс, который является характерным для развития как отрасли инвестиционного банковского бизнеса, так и отрасли коммерческих, универсальных банков, страховых компаний и пенсионных фондов. Концентрация происходит в основном путем сделок слияний и поглощений как среди финансовых институтов, так и среди корпораций-заемщиков, при этом объемы этих сделок увеличиваются. В результате происходит концентрация огромных финансовых ресурсов у ограниченного числа глобальных игроков, способных вести активные операции на различных рынках долгового капитала. Процессы концентрации затронули практически все развитые рынки долгового капитала - США, Западная Европа, Япония и др. [см. ссылку 9].
Компьютеризация и информатизация рынков заключается в повсеместном использовании участниками международных финансовых рынков новейших информационных систем, глобальных баз данных и интегрированных компьютерных систем управления. Совершение банковских операций без границ возникло благодаря информационным технологиям. Унифицированные информационные системы и сети могут по праву считаться главной предпосылкой для возникновения современных финансовых продуктов и глобальных финансовых рынков. Как пишет швейцарский экономист доктор Доериг, бинарный код 0/1 сделал "одноименными" базы данных, языки, музыку, фильмы, видео и телевидение, иными словами информатика и коммуникации стали неразрывной парой, также как информатика и развлечения. Цифровые технологии произвели революцию в финансовом мире и в дальнейшем будут влиять на него еще активнее. Дополнительные факторы глобализации, такие как секъюритизация, стандартизация, потоки капиталов, применение современных теорий по управлению портфелями активов, финансовые инновации и аспекты рыночной волатильности зависят напрямую от применяемых и в настоящее время развиваемых далее информационных технологий.
Многие банки инвестируют массивные суммы, составляющие от 15 до 25% общих оперативных расходов в год, только на развитие своих информационных технологий [см. ссылку 1]. Большинство финансовых продуктов, также как современное управление рисками, менеджмент активов и пассивов, контроллинг уже невозможно представить без поддержки многофункциональных информационных технологий и соответствующего ноу-хау. Процесс принятия решений все чаще основан на сложном компьютерном моделировании, статистическом анализе огромных массивов данных и использовании новейших методов математическо-статистических симуляций. Расширяется область применения компьютерных систем в различных секторах финансового рынка - торговле долговыми ценными бумагами и денежных трансфертах, финансовом менеджменте и управлении рисками инвестиционных и коммерческих банков, фондов и иных международных кредиторов, использовании глобальных баз данных в качестве основного источника информации о финансовых рынках и т.п.
Итак, несмотря на то что глобализация объективно стала неотъемлемым аспектом ведения бизнеса на мировых финансовых рынках и участники рынков ассоциируют с этим процессом наивысшую степень сложности, большую долю постоянных издержек (затраты на приобретение и обслуживание информационных систем и сетей и т.п.), высокие требования к специалистам и очень жесткую конкурентную среду, вопрос о степени привлекательности глобального ведения бизнеса для большинства неоднозначен. Упрощенно можно также сделать вывод, что многие желают, но немногие могут участвовать в этом процессе. Уровень требований и входной барьер в успешный и постоянный глобальный бизнес на сегодняшний день высок даже для отдельных ниш бизнеса, так что только очень немногим повезло играть здесь решающую роль. Это не убавляет, однако, интереса и стремления быть причастными к этому всемирному процессу у других участников рынков, но ориентиры очень высоки, и даже лидерство в отдельно взятой стране не означает быть в финале среди лучших в мире.
Такое качественное развитие мировых финансовых рынков свидетельствует об их более высокой эффективности и о возрастающей роли именно международных рынков капитала в области привлечения кредитных ресурсов.
Список литературы
Doerig Hans-Ulrich von. Universalbank-Banktypus der Zukunft. Vorwarts-und Uberlebensstrategien fur Europas Finanzdienstleister. Bern, 1997.
World Economic Outlook. October 1997. P. 221.
Rose Peter S. Money and Capital Markets. Third Edition. Boston, 1989.
Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность / Под ред. проф. В.Д. Щетинина. М., 1993.
Выход на международные рынки капиталов. Изд. "Морган Стэнли". Апрель 1997.
German Capital Markets // International Financing Review (IFR). 1998. March. P. 13-14.
Берхард В. Европейский валютный союз и Россия. Франкфурт-на-Майне, 1997.
Gapper John. A concentration of firepower // Financial Times. 1997. January 31.
Global Investment Banking // Financial Times. 1997. January 31.
Эпоха финансовых суперкомпаний // Эксперт. 1998. № 14. С. 64.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/















