158006 (767667), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Вовлечение будущего в сферу сегодняшних действий и решений происходит ещё и потому, что информационная перенасыщенность современной культуры требует жёсткого отбора того, что будет передано будущему в качестве исторического источника. Тем самым социальные институты и отдельные лица вынуждены уже сегодня решать, что следует знать о них будущим поколениям. Информация, не признанная необходимой, должна систематически уничтожаться в силу невозможности её хранения. Этот феномен Люббе называет "прецепцией" (Prдzeption), т.е. сегодняшним предвосхищением и предрешением того, что потомки будут знать о нашем настоящем.
Существуют различные реакции на растущую динамику цивилизации. Эпоха Нового времени пронизана противоположностью двух отношений к историческому процессу: либерального и тоталитарного. На их фундаменте формируются и противоположные типы политических теорий. Идущая от Гоббса традиция политической философии является принципиально либеральной, ибо определяет в качестве основной цели государства безопасность граждан и социальный мир. Тогда как марксизм и технократия тоталитарны в своих стремления достичь счастья всех граждан[20].
Тоталитарная философия истории интерпретирует исторический процесс как движение к определённой цели, инициируемое "революционным субъектом". Поскольку такому субъекту приписывается привилегия и способность абсолютного исторического предвидения, постольку все политические действия легитимируются только с помощью прозрения в будущее. Возникает особый тип нравственной санкции - "политический морализм", который отменяет моральную способность суждения и строит универсальную мораль на основе террористической философии истории[21].
Различие либеральной и тоталитарной демократий исходит в конечном счёте из разных концепций идентичности. Морализм революционной или расовой эмансипации опирается на универсалистскую претензию рациональной организации идентичности человечества. В противоположность этому либеральная демократия признаёт неотменимость исторической связи со случайным происхождением, образующей идентичность индивидуальности[22].
Ответом на случайности и опасности исторического развития является религия, которая и "после Просвещения" остаётся условием сохранения современной культуры. Религия есть "практика преодоления случайности"
(Kontingenzbewдltigungspraxis), способная осмыслить и интегрировать в культуру всё то, что не подчиняется рациональной схеме действий, что - не во власти человека: его собственное существование, страдание и смерть. Центральный пункт религии - признание "полной зависимости" человека от Бога - сохраняет свое значение вопреки всем попыткам секуляризации[23].
В заключение осталось сказать о понятии философии, которое лежит в основе исследований Г. Люббе. Из вышесказанного ясно, философия является, по его убеждению, в первую очередь практической. Но не в том смысле, что она даёт предписания действия или ставит новые социально значимые цели. Для этого достаточно здравого смысла, и политика должна ориентироваться преимущественно на него. Философия не может помочь и в познании действительности - эта функция передана частным наукам и притязание философии на неё ведёт лишь к кризисам релевантности, в которых возникает неизбежный вопрос: "для чего нужна философия?"
Философии открыта область фундаментальных предпосылок научной, политической и культурной деятельности, которые не тематизируются в рамках самой практики. И в этом она может реализовать себя в качестве "философии практики", т.е. "совокупности основоположений, к которым обращаются в тех случаях, когда возникает побуждение к тому, чтобы ответить на вопрос: почему люди вообще делают то, что они делают"[24]. Иначе говоря, в ситуации постоянного изменения условий теоретических и практических действий философия остаётся единственной инстанцией, помогающей найти стратегии ориентирования в усложняющемся мире. Она есть "интеллектуальное искусство рефлексии с целью разрешения кризисов ориентирования..."[25].
Список литературы
[1] См: "Ьber den Sinn und die Grenze der Lehre vom Menschen" // Ritter J. Subjektivitдt. Sechs Aufsдtze. Frankfurt am Main, 1974. (Статья 1933 года). Риттер присутствовал в 1929 году в Давосе, во время знаменитого спора Хайдеггера и Кассирера, и вёл протокол дискуссии.
[2] Ritter J. 'Naturrecht' bei Aristoteles. // Ritter J. Metaphysik und Politik. Frankfurt am Main, 21988. S.177.
[3] Hegel und die Franzцsische Revolution.(1957).// Ritter J. Metaphysik und Politik.
Frankfurt am Main, 21988. S 183-255.
[4] Europдisierung als europдisches Problem (1956).// Ritter J. Metaphysik und Politik.
Frankfurt am Main, 21988. S 321-340.
[5] Das bьrgerliche Leben. Zur aristotelischen Theorie des Glьcks (1956).// Ritter J. Metaphysik und Politik. Frankfurt am Main, 21988. S. 57-105. После выхода в 1960 г. "Истины и метода" Гадамера, Риттер перестал употреблять термин "герменевтика", подчёркивая, что "философская герменевтика" игнорирует исторически легитимированный процесс дифференциации сфер человеческой жизни.
[6] Die Aufgabe der Geisteswissenschaften in der modernen Gesellschaft.// Ritter J.
Subjektivitдt. Sechs Aufsдtze. Frankfurt am Main, 21988. S. 131.
[7] Marquard O. Ьber die Unvermeidlichkeit der Geisteswissenschaften.// Almanach: Ein
Lesebuch. Bd. 1. Bonn, 1987. S. 109.
[8] Одной из знаменитых инициатив Риттера, воплощающих это представление о роли наук о духе, стал "Исторический словарь философии" (Historisches Wцrterbuch der Philosophie. Stuttgart/Basel, 1971ff. На сегодняшний день вышло 8 томов), призванный противодействовать технизации философского языка прояснением категориального строя философии.
[9] Герман Люббе (род. в 1926 г. в г. Аурих (восточная Фризландия)) изучал философию, теологию и социологию в университетах Мюнстера, Фрайбурга, Франкфурта и Эрлангена. Преподавал в Эрлангене, Гамбурге, Мюнстере, Бохуме и Билефельде. В настоящее время - профессор философии и политической теории в университете Цюриха. С 1975 по 1978 гг. был президентом философского общества Германии. Действительный член Академии наук в Дюссельдорфе и Академии наук и литературы в Майнце.
[10] Lьbbe H. Geschichtsbegriff und Geschichtsinteresse. Analytik und Pragmatik der Historie. Basel/Stuttgart, 1977. S.9. (Указанные ниже работы, кроме специально упомянутых, принадлежат Г. Люббе)
[11] Ibid., S. 90-102.
[12] Ibid., S. 171-175.
[13] Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. IV, S.529.
[14] BewuЯtsein in Geschichten. Studien zur Phдnomenologie der Subjektivitдt. Mach, Husserl, Schapp, Wittgenstein. Freiburg i. Br., 1972.
[15] "Identitдt". Hrsg. von O. Marquard und K. Stierle. (Poetik und Hermeneutik Bd. 8).
Mьnchen 1979.
[16] Спорность тезиса об исторически случайном возникновении индивидуальности была подвергнута критике уже на заседании коллоквиума "Идентичность". Различение и несводимость друг к другу логической и исторической идентичности см: Henrich D. Identitдt und Geschichte - Thesen ьber Grьnde und Folgen einer unzulдnglichen Zuordnung. // Ibid., S. 659-665. Указание на тот факт, что рассказывание историй, конституирующее идентичность, мотивировано индивидуальной ситуацией в настоящее время (на основании чего утверждается зависимость исторической идентичности от прагматически конституируемой идентичности) см: Stempel W.-D. Historisch und pragmatisch konstituierte Identitдt. // Ibid., S.669-674.
[17] Zeit-Verhдltnisse. Zur Kulturphilosophie des Fortschritts. Graz/Wien/Kцln, 1983; Die Aufdringlichkeit der Geschichte. Herausforderungen der Moderne vom Historismus bis zum Nationalsozialismus. Graz/Wien/Kцln, 1989.
[18] Erfahrungsverluste und Kompensation.// Ibid., S. 107-120.
[19] Konservatismus in Deutschland - gestern und heute.// Forschritts-Reaktionen. Ьber konservative und destruktive Modernitдt. Graz/Wien/Kцln, 1987. S. 11-26. Ю.Хабермас причислил школу Риттера к "неоконсерватизму", подвергнув критике её "правогельянский проект современности". Стоит заметить, что правильнее говорить в отношении Г.Люббе о "неолиберализме" или либеральном историзме.
[20] См. исследования Люббе по политической теории: Politische Philosophie in Deutschland. Basel/Stuttgart, 1963 (Mьnchen, 1974); Theorie und Entscheidung. Studien zum Primat der praktischen Vernunft. Freiburg i. Br., 1972.
[21] См.:Politischer Moralismus. Der Triumph der Gesinnung ьber die Urteilskraft. Berlin, 1987; Г. Люббе. Просвещение и террор. Философско-исторические предпосылки тоталитарной демократии. // Вестник Московского университета.
Серия 12. Социально-политические исследования. № 6 1992, с.51-62.
[22] Die Politik, die Wahrheit und die Moral. // Die Aufdringlichkeit der Geschichte..., S.
101.
[23] Religion nach der Aufklдrung. Graz/Wien/Kцln, 1986. S. 144ff.
[24] Wozu Philosophie? Aspekte einer дrgerlichen Frage.// Wozu Philosophie? Stellungnahmen eines Arbeitskreises. Hrsg. von H. Lьbbe. Berlin/ New York, 1978. S.
133.
[25] Philosophie nach der Aufklдrung. Von der Notwendigkeit pragmatischen Denkens.
Dьsseldorf, 1980. S. 144f.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecsocman.edu.ru