56254 (762653), страница 2
Текст из файла (страница 2)
— Клейне швайн! (грязная свинья (нем.) — Е.-Л. М.) — рявкнул немец и всадил штык в тело ребенка. Вот что они сделали, эти детоубийцы, палачи" (19).
В любой войне и в любой армии ребенок воспринимался как тот, на кого нельзя поднимать руку. Но во всех войнах детей убивали. Свои дети воспринимались как моральный стимул для защиты ("чтобы росло наше будущее"), а дети врага — как "вражье семя", которое недостойно жить на земле.
И всегда убитый ребенок, особенно если это дитя твоего народа, твоей земли и не твое дитя, был мощнейшим стимулом для продолжения войны до победного конца, стимулом для мести. Этот стимул был внутренним, нравственным.
Под Волгоградом, на "Солдатском поле" есть памятник — маленькая девочка стоит и задумчиво смотрит в даль, в руках она держит василек: "Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек... Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды. Кругом воронки и здесь же растет цветок... и вдруг очередной взрыв ... василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха. Чтобы фашисты не поступили с тобой как с этим цветком. Что тебе не понятно, мам объяснит" (20).
Это письмо гвардии майора Петракова Д.А. дочери, написанное 18 сентября 1942 года — живой символ. Лежащий в одной плоскости с тем, который послужил названием для исследуемого образа, — "Младенец на штыке".
И вот уже мы видим плакат "Воин Красной Армии, спаси" — на стенах военного завода, где под лозунгом "Дадим больше танков фронту!" рабочие недосыпая и недоедая, поставляют оружие русскому воину, чтобы ему было что противопоставить окровавленному штыку (21).
Мы видим этот плакат на стенах домов блокадного Ленинграда: "Если ненависть твоя стала остывать, если ты к ней привык, погладь хотя бы мысленно теплую головку своего ребенка. Он взглянет на тебя ясно и наивно. И ты поймешь, что с ненавистью свыкнуться нельзя, пусть горит она в тебе как неутомимая боль, как видение черной фашистской руки, сжимающей горло твоего ребенка" (22). И призыв был услышан.
Вот уже мы видим пулеметчика, который в одиночестве, у груди стреляных пулеметных лент, в горящем городе продолжает убивать врага, потому что на стене дома висит пробитый пулями образ матери и ребенка, взывающих "Воин Красной Армии, спаси!". Эту картину мы видим на другом плакате — "Бей насмерть", потому что граница между художественным отображением реальности и самой жизнью уже преодолена (23). Образ "Младенца на штыке" сошел с плаката — в дом каждого русского солдата.
Младший лейтенант Трофименко А.И. (Аджимушкайские каменоломни): "Порой имел желание хотя бы закончить такую муку смертью, но подумал о доме, хочется еще раз увидеть свою любимую жену. Обнять и поцеловать своих любимых крошек деток, а после и жить вместе с ними" (24).
Мы видим, что образ "Младенца на штыке" широко использовался государством для агитации, поднятия боевого духа бойцов, для возникновения в них чувства "ярости благородной". Думается, это было вполне оправданно.
Другой красноармеец Великой Отечественной, описывая в письме домой, то что он увидел при освобождении лагеря смерти Освенцим, делает акцент именно на страданиях женщин и детей. Опубликованное в дивизионной газете письмо бойца передают их рук в руки — даже в конце войны, насмотревшись на ее ужасы, они не верят, что то, что там происходило — возможно. Описываемые зверства находятся за гранью здорового человеческого сознания:
"Я видел в Освенциме страшное место — оно находится в конце лагеря... Это место, где сжигали людей. Вот они, перед моими глазами — эти печи из железобетона и кирпича. ...Мы видели обугленные кости людей, мы видели приготовленные к сожжению трупы и мы вдыхали запах жженного мяса, которым пропитан и воздух и земля лагеря.
...Я видел груду одежды — женские платья и детские туфельки недалеко от жарких печей.
...Какие надо придумать пытки, чтобы хотя бы частично расплатиться с этими извергами!
...Нет слов, дорогие товарищи, чтобы описать увиденное мною. И приходишь к единой мысли — нет, тот не человек, кто способен был создать такой комбинат смерти!
...И мы все, кто был там, поклялись над пеплом миллионов людей, может быть близких наших, знакомых, сожженных в печах — нет, мы никогда не забудем Освенцим! Не забудем и сделаем все, чтобы стереть с лица земли фашистскую гадину!" (25).
В восприятии воина русской армии вообще, и советской армии в частности, расправа над детьми становится чуждой нравственного облика русского человека.
Хорошим примером тому эпизод из Гражданской войны, рассказанный ветераном войск НКВД и ветераном Корейской войны Михаилом Максимовичем Лукьянчиковым (1927–2001).
Во время боевых действий на Украине красноармеец Иванов в порыве гнева поднял на штыке ребенка из украинской семьи, лежавшего в люльке. Его приговорили к расстрелу, но благодаря пожалевшему его командиру, оказавшемуся его односельчанином (это был дядя Михаила Максимовича) Иванов остался жив. После окончания войны у него родилось несколько детей — мальчики и девочки — все они были немыми. "Вот говорят — Бог, а ведь что-то такое есть" — заключает свой рассказ Лукьянчиков, давая понять, что Иванов на себе ощутил, что такое несчастье с родным ребенком (26).
Таким образом, мы проследили за тем какова морально-нравственная и смысловая основа для комплекса представлений, сложившегося в восточно-христианской цивилизации, выраженного в образе "Младенца на штыке".
Образ ребенка, воспитанного конкретной матерью, или русский человек, вскормленных Родиной-Матерью — вот тот стимул, который побуждает Св. Георгия охранять мир от диавола, побуждал Царя охранять Русь от любой угрозы, и подвиг Русского солдата оборонить Советскую Россию от очередного врага в период Третьей Отечественной войны.
И за этим образом стоит даже не только, и не столько смысл защиты своих кровных родичей или одноплеменников, сколько защита религиозных, государственных и культурных основ России.
Список литературы
1. Сендерович С.Я. Георгий Победоносец в русской культуре: страницы истории — М., 2002, — с.98.
2. Там же — с. 173.
3. Артамонов В.А. Флаги социализма // Герб и флаг России Х-ХХ века. — М., 1997 — с.486.
4. Сендерович С.Я. Георгий... — с. 324.
5. Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах. 1941. — М., 1985 — с.92.
6. Пятая книга Моисеева. Второзаконие // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Заветов. — М., 1993 — с.202 (глава 32, стих. 8).
7. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней Св.Димитрия Ростовского. Кн. 12. М., 1911 — с. 263.
8. Артамонов В.А. "Во благо славянского дела" // Герб и флаг" — с.456.
9. Великая Отечественная... — с.40.
10. Максимов С.В. Мать-сыра земля // Нечистая, неведомая и крестная сила. Куль хлеба. — Смоленск, 1995 — 446, 449.
11. Генеалогические записи за 1995-1996 годы — Архив автора.
12. Максимов С.В. Мать... — с.449.
13. Все для фронта. // Венок Славы. Антология худ. произведений о Великой Отечественной войне. Т.9 — М., 1985 — с. 558.
14. Освобождение Европы // там же, т.10, — м, 1986. — с.597.
15. Евангелие от Матфея // Библия... — с. 1012 (глава 2, стихи 16-18).
16. Память 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных // Жития святых... Кн. 4 — М., 1906 — С.804-805.
17. Короткевич В. Дикая охота короля Стаха — М., 1990 — с.170.
18. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Изд. 8, испр. И доп. — М., 1904 — с. 129.
19. "Призыв Родины", газета 276 стрелковой дивизии, 15 февраля 1945 года. Центральный архив Министерства обороны РФ. (далее — ЦАМО), ф.1572, оп.1, д.178, л.5 об.
20. Всероссийская книга памяти 1941-1945. Оборный том — М., 1995 — с.306.
21. Вставай, страна огромная... // Венок славы... т.1. М., 1983— с.581.
22. Всероссийская книга... — с.122.
23. Сталинградская битва // Венок славы... т.4 — М., 1984 — с.356.
24. Война в тылу врага // Венок славы... т.8 — М., 1985 — с.239.
25. Шуев Павел. "Что я видел в Освенциме" // Призыв Родины., 25 марта 1945 г. ЦАМО, ф.1572, оп.1, д.178, л.25 об.
26. Запись беседы с Лукьянчиковым М.М. — Архив автора.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/















