56028 (762598), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Среди курдских исследователей проблем Курдистана нельзя не выделить Р. С. Рашида. Его работа «Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане» вводит читателя в удивительный мир верований и обычаев курдского общества, анализирует исторические судьбы важнейших религиозных общин Курдистана 1177. Позиция автора по мусульманским и немусульманским конфессиям в среде курдов основана как на источниках, так и его собственном участии в конфессиональной ситуации региона, и в этом отношении представляет большой интерес для читателя.
При исследовании данной проблемы большое внимание автора диссертации привлекла работа доктора юридических наук, профессора С.М. Кочои, посвященная вопросам терроризма, геноцида, массовых нарушений прав человека в Курдистане и подготовленная на основе анализа огромного количества документов и фактов из жизни курдского народа1188.
Крупнейшим исследователем истории курдов в России является Ш. Мгои, автор большого числа публикаций по Курдистану 1199. Исследования Ш. Мгои отличаются глубоким анализом ситуации в странах Ближнего и Среднего Востока, тенденций движения за самоопределение Курдистана, его характера, особенностей, точными характеристиками лидеров освободительного движения. Ш. Мгои был одним из авторов фундаментального исследования «Курдское движение в новое и новейшее время» (М., 1987).
Немалый вклад в историческое курдоведение внесли Ш. Ашири, Ш. Саид, Б. Расул, Х. Барзани, в публикациях которых дана довольно объективная оценка ситуации в курдских районах Ближнего и Среднего Востока, деятельности лидеров курдского сопротивления и положения разных социальных слоев курдского общества2200. Большой интерес привлекает статья Е. Экрема, посвященная формированию и развитию курдской политической журналистики и ее вкладу в освободительное движение народа 2211.
В работе «Fasimа karsi birlesik cebhe uzerine» («О борьбе единого фронта против фашизма»)2222 на основе конкретных фактов из истории Курдистана и анализа первоначальных этапов деятельности Партии Рабочих Курдистана обосновывается необходимость продолжения вооруженной борьбы как единственного способа достижения поставленных целей. Использование метода сравнительного анализа позволяет авторскому коллективу оценить мировой опыт национально-освободительных движений и его конкретное приложение к условиям Курдистана.
Интересна работа курдского исследователя Дерсими М. Н. «Kirdistan Tarihinde Dersim» («Дерсим в истории Курдистана»), изданное в Халебе в 1952 г. 2233. Работа повествует о славной странице, вписанной жителями Дерсима в историю народа своей самоотверженной борьбой за независимость и самоопределение. Дерсимцы всегда отличались свободолюбием, поэтому турецкие власти применяли особые методы подавления и репрессий по отношению к его жителям. Пути улучшения положения курдского населения Северо-Западного Курдистана пытается указать исследователь Кырджа в своей статье «Guney dogunun cikis yolu» («Как выйти из ситуации на Юго-Востоке») 2244. Обобщающее исследование под названием «Kurdistanda ulusal kurtulus problemi ve co um yolu» («Проблемы национального освобождения в Курдистане и пути решения») было издано в одном из крупных центров эмиграции курдов Кёльне в 1999 г. 2255. Работа выдержана в духе времени и пытается указать единственно правильный путь освобождения – мирный, демократический.
Несомненный интерес представляют материалы русскоязычных журналов и газет, издаваемых курдскими общественными организациями – «Дружба», «Курдистан–рапорт», «Свободный Курдистан», «Стон Родины». В публикациях на страницах курдской периодики сосредоточены как материалы исследовательского, так и источникового характера 2266. Зарубежные периодические издания курдской эмиграции – «Armanc» (Cтокгольм), «Denge Komkar» (Кельн) знакомят большую курдскую диаспору Европы (наибольшая в Германии) и европейское население с проблемой курдов, их историей и современным положением.
Исследования турецких авторов в большей части тенденциозны, соответствуют официальной политике турецких властей и преследуют цель показать либо равные условия существования турецкого и нетурецких народов и наличие гражданских прав у всех народов, населяющих Турцию, либо не скрывают своей позиции игнорирования курдского меньшинства (последнее характерно для литературы более раннего периода). К работам турецких авторов относятся изданные в Стамбуле исследования Айдемира С. С. «Ikinci adam. Ismet Inonu» («Второй человек Исмет Инёню»), Бешикчи И. «Состояние Восточной Анатолии» (Dogu Anadolunun du eni, 2 baski»), Джамала Б. «Восстание шейха Саида» («Seyh Sait Isyani»), Угура Д. «Раны Республики» («Cumhuriyetin Yaralari») и ряд других 2277. Так, вопрос о причинах и характере восстания шейха Саида вызвал много противоречивых суждений в турецкой прессе. Эти суждения не были результатом научных исследований, но лишь отражали настроения пристрастных политиков, которые истолковывали курдское восстание главным образом в интересах своей страны и своих классовых групп. Одна точка зрения турецких политиков – это был простой разбой диких племен, другая, в качестве основной причины восстания, называет религиозный фанатизм курдов, которые, якобы, стремились восстановить халифат и султанат, третья точка зрения связывает восстание с интригами иностранцев, в частности англичан 2288. Ни одна из этих точек зрения не выдерживает критики, т.к. восстание было вызвано постоянно действующими внутренними факторами, а восстановление султаната и халифата не сулило курдам ничего хорошего, поскольку курды и при султане-халифе в ХIХ в. боролись за свои права и было подготовлено не шейхами, а главным образом Комитетом независимости Курдистана – светской организацией, ставившей задачу освобождения Курдистана 2299.
Западных исследователей больше интересуют этноконфессиональные и культурологические проблемы курдоведения. С современным состоянием курдского вопроса западная общественность знакомится в основном через информационные материалы периодической печати.
В западноевропейской историографии видное место занимает известный голландский курдовед Мартин ван Брюнессен, находившийся с исследовательской целью в 1974–1976 гг. в районах компактного проживания курдов Турции, Ирана, Ирака. Под впечатлением увиденного и по собственным наблюдениям исследователь написал книгу «Ага, шейхи и государства в Курдистане», а в 1992 г. – фундаментальный труд «Очерки о Курдистане» (издан в Стамбуле на турецком языке). Автор исследует деятельность религиозных орденов накшбанди и кадирия, роль и место религии в курдском обществе, подробно анализирует ситуацию в Курдистане, политическое и социальное положение курдов Турции, Ирака и Ирана. Работы английского ученого А. Сафрастяна «Курды и Курдистан» (Лондон, 1948 г.) и шведского исследователя Швана «Курдские национальные движения» (Стокгольм, 1970 г.), охватывают территориальные границы Малой Азии и Среднего Востока и анализируют развитие общества и освободительное движение курдов в странах, разделивших Курдистан.
Анализ российской, курдской и зарубежной литературы свидетельствует о том, что несмотря на то, что в историографии, особенно в российской, накоплен немалый опыт изучения курдской проблемы, комплексных, обобщающие труды по изучению социально-экономического, политико-правового положения курдов Турции в период с 1923 г. по настоящее время, деятельности Партии Рабочих Курдистана (ПРК) в Турции, освободительного движения в Северо-Западном Курдистане, возглавляемого с конца 1970-х гг. ПРК, эволюции политики турецкого правительства в курдском вопросе отсутствуют. Все это делает необходимым разработку – с учетом уже имеющейся литературы – вопросов, связанных с социально-экономическим, политическим, правовым положением курдского населения Турции в республиканский период, его освободительной борьбы, изменением политики правительства и методов подавления курдского движения за самоопределение – новой стратегии и тактики деятельности курдского руководства и лидеров ПРК.
Цель данной работы заключается в исследовании социально-экономического и политического положения курдского населения восточных вилайетов Турции в 1923 г. – начале ХХI в. и его борьбы за национальное самоопределение.
Для реализации цели диссертационного исследования автор поставил следующие задачи:
1. Показать уровень социально-экономического развития Северо- Западного Курдистана;
2. Осветить политику турецких властей в восточных вилайетах страны;
3. Охарактеризовать борьбу курдов Турции за национальное самоопределение, ее цели, задачи, формы, особенности;
4. Выявить методы подавления турецкими властями курдского освободительного движения;
5. Рассмотреть правовое положение курдов в Турецкой Республике;
6. Проанализировать роль Партии Рабочих Курдистана и ее лидера А. Оджалана в национально-освободительной борьбе в Северо-Западном Курдистане;
7. Оценить перспективы борьбы курдов за создание национального государства.
Методология. Диссертация основана на методологических принципах, выработанных российской и зарубежной исторической наукой.
Для всестороннего, объективного исследования проблемы автор использовал принцип историзма, требующий изучения исследуемых явлений и процессов в их конкретно-исторической обусловленности и развитии, и который рассматривается и как принцип познания, и как система мышления. Автор стремится к объективности, всесторонности изучения предмета исследования в контексте исторической эпохи и взаимосвязи с соседствующими явлениями, событиями и процессами, к свободе от идеологической или любой иной предвзятости и заданности.
Для решения поставленных задач использовались методы историко-генетический, историко-системный, историко-типологический. Автор попытался с помощью историко-генетического метода проанализировать и раскрыть свойства, функции и изменения изучаемой реальности, причинно-следственные связи и эволюцию исследуемых явлений в процессе исторического развития. Борьба курдского народа за независимость – это чередование взлетов и падений, удач и неудач побед и потерь, и в анализе причинно-следственных связей, диалектики этих явлений большую помощь оказывает историко-генетический метод.
Историко-типологический метод позволяет выделить единое, присущее многообразию явлений и применяется автором при изучении особенностей развития Курдистана (раздел между четырьмя государствами, определение единства целевых установок, методов борьбы курдского народа в разных регионах, сохранение национальной идентичности в условиях раздельного проживания и т.д.).
Основой применения историко-системного метода в исследовании является определение общего и единичного в общественно-историческом развитии курдского народа.
Автор использовал также методы конкретно-исторический и сравнительного анализа. Данные методы позволили исследовать явление в динамике его развития, выявить характерное и особенное, провести сравнительный анализ со сходными процессами в других регионах, делать ретроспективные обзоры. Историко-ситуационный метод предполагает также оценку событий и явлений, исходя из реалий конкретно-исторической ситуации, что в известной мере оберегает исследователя от предвзятости.
Источниковая база исследования. Одна из основных задач любого исторического исследования – максимальное выявление, объективная интерпретация и критическое осмысление источниковой базы.
Источниковую основу исследования составил комплекс разнохарактерных, но взаимодополняющих документов на русском, турецком, английском и др. языках, которые можно разделить на четыре группы: 1) документы государственных, международных организаций и политических партий; 2) речи и выступления государственных и политических деятелей; 3) мемуарная литература; 4) статистические материалы.
Одним из важнейших источников, позволяющих изучить правовое положение национальных меньшинств Турции, наиболее крупным из которых являются курды – это основной закон государства – Конституции Турецкой Республики 1924 г., 1961 г., 1982 г.3300, а также положения измененного текста Конституции. Статьи конституций, касающиеся гражданских прав национальных меньшинств, свидетельствуют об отсутствии демократических прав и свобод у нетитульных народов, по сути дела игнорируют чаяния курдского народа, не признают за ним прав на национальную и культурную идентичность. Конституции являются законодательным выражением ассимиляторской политики турецких правящих курдов по отношению к национальным меньшинствам и курдам. Весьма интересны для исследователя Протоколы Конституции Турецкой республики 3311.
Турецкое общество настоятельно требовало демократического пересмотра Конституции 1982 г., которая была выработана военными, осуществившими государственный переворот в сентябре 1980 г. Поэтому в Основной закон Турецкой Республики начиная с 1990-х гг. по настоящее время периодически вносятся изменения, связанные с усовершенствованием статей, касающихся основных прав и свобод человека (Положения измененного текста Конституции, вносимые в течение 1990-х гг. – начала ХХI в.) 3322. Немалую роль в этом процессе играет стремление турецкого правительства привести свое законодательство в соответствие с требованиями ЕС. Так, были внесены изменения в статьи, касающиеся судебной системы, снижения возрастного ценза с 21 до 18 – на право стать членом политической партии, с 30 до 21 года – на право быть избранным в различные государственные органы и т.д.
Европейские конвенции по правам человека, четко определившие такие категории прав человека, как право свободного определения собственной судьбы и культурного самовыражения, позволяют курдскому населению Восточной и Юго-Восточной Турции требовать у правительства предоставления им гражданских прав, которые там применительно к курдам игнорируются, и бороться за национальное самоопределение и самоидентификацию 3333. Конвенции являются ценнейшим источником, анализ которых позволил автору определить правовые рамки борьбы курдского народа и реализации их целей.















