28017-1 (750113), страница 16
Текст из файла (страница 16)
В процесс изменения образа Турции, как партнера западной СКС, вмешаются и такие факторы как наличие большого количества турок в Западной Европе, внутренние проблемы Турции, ее бесконечные и никем (похоже, даже самой Турцией) не контролируемые конфликты с Грецией и многое другое. Турция должна остаться сама по себе, со своими бесчисленными внутренними проблемами и противоречиями. Дело не в государстве под названием Турция. Дело во внешней буферной зоне, которая осталась без четкого доминанта в лице одной из СКС.
Естественный для нее путь поведения, в такой ситуации, связан с распадом на большое количество слабых государств и долгим процессом выяснения отношений между ними. Для этого есть все условия и основания. Важно, что Турция не станет федерацией - это будет именно сочетание большого количества разных государств с массой взаимных претензий на ограниченной территории. Такое положение должно сохраняться до тех пор, пока над Малой Азией не установится жесткий контроль со стороны одной из соседних СКС. “Балканизация” Малой Азии почти гарантированное ее будущее.
Для понимания будущей "малоазиатской федерализации" важно учитывать, что она является самостоятельным социо-культурным образованием. Это явление сопоставимое не с отдельными государствами европейской буферной зоны, а с европейской буферной зоной в целом. Процессы федерализации протекают существенно различно в германских государствах, как внутренней буферной зоне западной СКС и Турции, как внешней буферной зоне. В случае, с Малой Азией, процесс федерализации заключается в формировании не столько федерации, сколько изолированных регионов. В единое целое они могут быть связаны только под внешним давлением. Это дело очень сложное и практически реализуемое только при стратегических интересах определенной СКС в такого рода контроле.
"Федерализация по малоазиатски" не нонсенс. Только в таком положении Малая Азия будет выполнять функции разделения различных СКС в полной мере. Сколь бы сейчас ни казалось странном положение, при котором на территории современной Малой Азии будет большое количество государств, со сложно запоминаемыми названиями и отвратительными отношениями между собой, но оно более естественно, чем наличие здесь одного государства, которое не в состоянии контролировать свою территорию и воюет со значительной частью своего населения (курдами и слишком фанатичными мусульманами). Такое было возможно только при мощной внешней поддержке одной из СКС. Она уходит в прошлое.
История продолжается
Венгрия
Период № 11. (с конца 1980-х годов и на перспективу) - В Восточной Европе границы переделены и преобразования сделаны. Австрия и Венгрия стали “пенсионерами”. Оба государства стабилизировались в своих границах и начинают повторять историю Швейцарии, ее территориальной неизменности. Венгрия снова “независимое” государство. Оно избавилось от российского социо-культурного контроля. Это синоним независимости для Венгрии. При этом Венгрия тяжкий западный должник. Российская СКС более не влияет на нее непосредственно. Но остались серьезные следы прошлой переработки. По прежнему, работают ранее сформированные экономические связи. Коммунистическое, социалистическое движение в стране очень сильное, хотя и оно перестало носить пророссийский характер. В целом, это вариант западного социал-демократического движения.
Венгрия - стала центром производства и поставки громадного количества западных товаров в восточном направлении. Этому способствует благоприятная прозападная политика венгерского руководства. Этому способствует и желание российской СКС приобретать товары сделанные именно в Венгрии. Это будет, скорее, длительной перспективой. Думается, перспективы Венгрии носят достаточно мирный характер. Восточная европейская буферная зона в этом районе сформирована. Венгрия занимает в ней свое специализированное место и категорически не должна вмешиваться в балканские конфликты. Это ставит под угрозу слишком многое.
Реальностью современной Венгрии является то, что западная СКС вновь заняла в ней ведущие позиции. В том числе, начинается неявное возвращение немцев. Это связано не только с тем, что компании ФРГ получили мощное представительство в стране. Это связано и с приобретением земель и недвижимости немецкими гражданами. Возвращение немцев в Венгрию - естественный процесс. Существенно, что он не может иметь прежнего масштаба. Для российской СКС он не опасен. Это рутинная работа западной СКС по закреплению связей с Венгрией, как своим естественно зависимым вассалом. Противостоять этому процессу практически невозможно и бессмысленно.
Активность геополитических процессов переместилась на Балканы и во внутреннюю буферную зону российской СКС, в последнем случае, она стала делом внутренним для российской СКС. Преобразования социо-культурного характера идут в пределах территорий естественно зависимых вассалов российской СКС. Они проходят на Украине и прочих пространствах российской СКС. Здесь должны быть серьезные геополитические перемены. Но потенциальная роль Венгрии в них ничтожна. Включение Венгрии в геополитические процессы внутренней буферной зоны российской СКС в высшей степени затруднительно.
Венгрия постепенно становится все более вовлеченной в военно-политические связи с западной СКС. Она входит в НАТО. Это не является чем-то необычным и агрессивным в отношении российской СКС. Идет восстановление исторических позиций западной СКС в данном регионе после кратковременного, но интенсивного доминирования в нем российской СКС. Включение Венгрии в НАТО (1999 год) не более как патронаж ее территории со стороны западной СКС.
Сделаны логичные шаги в формировании пространства внешней буферной зоны. Венгрия сыграла в этом процессе, длящемся более 1000 лет, очень важную роль. В районе замечательно проявились многие фундаментальные социо-культурные закономерности.
История продолжается
Румыния - Болгария - Молдавия
Период № 11. (с конца 1980-х годов и на перспективу) - Регион резко и неожиданно избавился от жесткого контроля российской СКС (СССР). Начались метания на нервной почве и выбор новых ориентиров. Наступил "первый день творения". Естественно, внимание было обращено к западной СКС. Она богатая и процветающая. Чтобы стать богатыми и процветающими, нужно все делать как в западной СКС. Началось имитационное усвоение западных политических, социальных и экономических стандартов.
В процессе эволюции, данный социо-культурный район был вполне успешно сформирован. Об этом можно судить по тому, что после исчезновения призрака коммунизма, в нем не было длительных региональных конфликтов подобных балканским. Румыния проявила свою энергичность. Бывший ее лидер и некоторые его родственники были без суда и следствия расстреляны. Все концы прошлого правления ушли в небытие. В Болгарии прошлый правитель спокойно дожил до глубокой старости и умер свой смертью.
Важно, что оба государства стали иметь гораздо более обоснованную территорию, чем ранее. Взаимные претензии были и остались. Но для их реализации нужно тратить много больше усилий, чем ранее. Это возможно только при мощной поддержке одного из государств данного региона со стороны российской или западной СКС. По факту, только большая война СКС может вновь изменить географию границ в этом районе. Но в этом нет никакого социо-культурного смысла. Район приобретает социо-культурную определенность. Она ему во многом диктуется со стороны российской и западной СКС.
Молдавия стала независимым государством. Моментально активизировалось делимитационное государственное образование Приднестровская республика. Оба государства - часть пространства внутренней буферной зоны российской СКС. Между Молдовой, как независимым государством и Румынией сформирована существенная социо-культурная разница. В Молдове можно говорить хоть на китайском языке, но она остается естественно зависимым вассалом российской СКС. Молдова отделенной от Румынии внешней социо-культурной границей, формируемой в Российской империи и СССР на протяжении длительного времени.
Исследование особенностей эволюции данного региона, приводит к выводу об относительности национального единства, родства и явном доминировании социо-культурных факторов в эволюции государств. Молдаване и румыны во многом едины с точки зрения этнической и языковой. Есть некоторые различия, но они не носят принципиального характера. В СССР эти отличия явно преувеличивались. Но молдаване и румыны различаются принципиально с социо-культурной точки зрения. Можно сказать, что молдаване - социо-культурно переработанные в российской СКС румыны. Их систематическая социо-культурная переработка велась с конца 18 века и в конце 20 века дала свои вполне законченные результаты. Был сформирован естественно зависимый вассал. История Молдавии - интересный пример технологии данного процесса. Район запоздал в своей эволюции, но в определенный момент интенсифицировался. Одним из приятных следствий этого является то, что он хорошо описан. Район - большая находка для теории социо-культурных систем.
То, что долгое время готовилось, стало реальностью. Российской СКС, была сформирована хорошо социо-культурно структурированная под свои интересы, организация пространства региона:
-
русский анклав (Приднестровская республика) расположившийся между двумя естественно зависимыми вассалами (Молдавией и Украиной);
-
естественно зависимый вассал (Молдова);
-
слабые и независимые государства близлежащего от российской СКС региона (Румыния и Болгария). Об их реальном контроле и преобразовании с российской стороны речи никогда не было. Они во многом остались ситуационными и социо-культурно неопределенными территориями. Но есть внешние определимые рамки их существования. Это снимает геополитическую конфликтность.
У врагов российской СКС нет малейших шансов на быстрое социо-культурное преобразование Молдовы или нивелирование Приднестровской анклавной республики на основании стандартов отличных от российских. В эти территории очень многое вложено, на протяжении примерно 200 лет.
Говорить о перспективах района и составляющих его государств достаточно просто. Будущее вполне очевидно. Район и слагающие его государства не изменили своей социо-культурной сути за долгий период истории и скорее не изменят ее никогда. Единственное и последовательное изменение связано с работой российской СКС по преобразованию непосредственно прилегающего к ней Молдовы. Преобразование Молдовы велась с начала XVIII века, и дало закономерные результаты.
В целом, структура пространства района получила строгое и законченное выражение. Выделяется несколько территорий, готовых пуститься в дальнейшие геополитические изменения и породить некоторое количество новых государств. Но количество социо-культурных типов (именно типов) не будет меняться. Может увеличиваться только количество геополитических единиц в регионе. Этот процесс во многом зависит от долговременной ситуации на Украине. Дело не в том, что геополитические изменения Украины могут быть или не быть. Это не тема для обсуждения. Они будут. Дальнейшие геополитические изменения логично вытекают из эволюции социо-культурного освоения этого региона. Вопрос только в том, сколь быстро они начнутся и в какой форме будут протекать.
Опишем социо-культурные типы территорий и возможные сценарии их дальнейшего развития:
-
Приднестровская республика – русский анклав, разделяющий Украину и Молдову, двух естественно зависимых вассалов российской СКС. Анклав во многом экономически контролирует Молдову. Важна его геополитическая роль и на перспективу. Она связана с будущими переменами на Украине. Это сформированный анклав. Он не будет меняться и скорее не изменит своей конфигурации. Приднестровский анклав не есть недоразумение. Это пример геополитического образования нового типа, во внутренней буферной зоне российской СКС.
-
Вероятно, на перспективу появится новая делимитационная территория, связанная с южными районами Молдавии. Может быть сформирована, скажем, "Гагаузская делимитационная республика". Это региональное образование наподобие Приднестровской республики. Она должно располагаться, в основном, на территории Молдавии. Но политические государственные границы будущей республики не будут соответствовать социо-культурным границам. Некоторое количество гагаузов будет проживать на территории Белгородского анклава. Линейная государственная граница этого образования не может быть четкой в принципе.
-
В зависимости от состояния Украины, могут быть активизированы раньше или позже районы, связанные с Одессой и примыкающим к городу и порту районом. Это станет новым региональным образованием, которое во многом замкнет район Молдавии и Белгородский анклав и будет играть особую роль в федерализации Украины.
-
Естественным следствием вероятных перемен станет изоляция Белгородского анклава и его потенциальное формирование в качестве отдельного региона с претензией на определенную самостоятельность (автономию). Это может породить тяжкие региональные конфликты. Они должны быть связаны с проведением границы между "Гагаузской делимитационной республикой" и Белгородским анклавом. Это очень непростая задача, которая будет решаться на протяжении длительного времени. Скорее, она не имеет позитивного решения вообще. В этом районе любая линейная граница политического характера будет пересекать социо-культурные нелинейные (площадные) границы.
-
Государство Молдова, имеющее естественные границы между реками Прут и Днестр. Сама она их изменить не может. Далее деклараций о потенциальном присоединении к Румынии геополитические интересы не идут. Экономика Молдовы в реальности контролируется Приднестровской республикой и Россией. Молдова - сформированный естественно зависимый вассал российской СКС. Перемен здесь быть не должно. Нежелательные для российской СКС перемены, скорее будет реализовать в высшей степени сложно.
-
Государства Румыния и Болгария имеют внутренние противоречия и потенциально готовы пуститься в новые переделы границ. Вместо Российской империи и СССР, северным соседом Румынии оказалась Украина. Это реальная новация. Скорее следующая активизация геополитических процессов в Румынии произойдет при изменениях на Украине. Они естественным образом затронет Румынию с ее претензиями на острова Черного моря, некоторые иные территории современной Украины и Молдавию. В случае, военных действий большую роль сыграет Приднестровская республика как русский плацдарм. Но это особая тема.
История продолжается
ОБЩИЕ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ
БАЛКАНСКОГО И СОПРЕДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ
В заключение отметим самые общие закономерности освоения Балкан и сопредельных с ними районов. Начнем описание с сопредельных районов. Сделаем это специально, чтобы подвести читателя к некоторым выводам, которых мы в четком виде не делаем. Во всем должна быть интрига. Тем более в Балканах.
Малая Азия
Пространственно-временной ритм социо-культурной эволюции малоазиатской внешней буферной зоны в общем виде, можно описать следующими циклами:
Первый цикл: формирование Малой Азии как внешней буферной зоны















