186485 (746453), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Особенности цветообозначения животных.
Конь. Внутри вида лошадей имеется значительная цветовая дифференциация, но у Гумилёва цветовая характеристика лошадей с этим не связана. Конь в поэзии Гумилёва белый или чёрный, что связано с символикой этих цветов: Но теперь, словно белые кони от битвы…(Беатриче); Самой белой лошади негуса…(Абиссинские песни); Белоснежные кони ринут В ослепительную высоту…(Смерть); Мой конь, удача из удач, И белоснежный, величавый…(Дон Жуан в Египте); Мрачный всадник примчался на чёрном коне…(Сказка о трёх королях); Что за бледный и красивый рыцарь Проскакал на вороном коне…(Влюблённая в дьявола). Цветовая характеристика коня при помощи цветообозначения золотой ─ особенность поэзии Гумилёва: Как конь золотистый у башен, Играя, вставал на дыбы…(Ты помнишь дворец великанов…).
Кошки ─ чаще всего белые: И, как беленькие кошки, Как играющие дети…(Сада-Якко); И лапкой белой и точёной…(Маркиз де Карабас). Пантера. Разновидность пантер с чёрной шерстью живёт в Индии. Пантера относится к числу экзотических животных, описываемых в произведениях Гумилёва: У ног её две чёрные пантеры С отливом металлическим на шкуре…(Сады души).
Змей, крокодил ─ экзотические животные, имеют зафиксированную в нашем сознании зелёную окраску. У Гумилёва она реализуется при помощи цветообозначения изумрудный: Там, где дремлет, с Нила привезённый, Тёмно-изумрудный крокодил…(Каракалла); Крокодил сверкал у судна чешуёю изумрудной…(Мореплаватель Павзаний); И погасли изумруды змея И павлина веерное диво…(Рассвет).
Единорог ─ мифическое животное белой окраски: И белые, как снег, единороги…(Потомки Каина).
Цветообозначение рыб.
Рыбы ─ обычно серебряные (золотые). Употребление цветообозначения для характеристики дельфина ─ особенность поэзии Гумилёва: Влекут его чёлн голубые дельфины…(Сон Адама); В бассейне серебряных рыб…(Ты помнишь…); К золотым сбегали рыбкам…(Маэстро).
Цветообозначение птиц.
Интересно и символично описание птиц: И вьётся траурная птица Над венценосной головой… Металлической птицы блещет золотом хвост… Как воды утром, розовеют птицы…(Сады души). Описание голубя, лебедя, чайки традиционно, в природе, как и в поэзии, эти птицы часто имеют белую окраску: На ковре она трепещет, Словно белая голубка…(Самоубийство); Моей любви, голубки белой…(Анакреонтическая песенка); И был лебедем нежным и белым…(Мечты); Чайки белей и невинней зарницы… Описание орла интересно и индивидуально: Но орёл, чьи перья ─ красный пламень…(Орёл Синдбада); И лоснились коричневые перья…(Орёл). Присутствие лексемы павлин ─ особенность поэзии Гумилёва: Но павлин и строг и непонятен, Золотистый хвост его украшен Тысячею многоцветных пятен…(Рассвет).
Цветообозначение насекомых.
Бабочки. Дневные бабочки разноцветны, ночные ─ белые, серебряные: Бабочки оранжевой окраски…(Пещера сна); В них ночные бабочки, как тени, С крыльями жемчужной белизны…(Каракалла). Описание жука и пчел носит метафорический характер: И жуками золотыми Нам сияло ваше имя…(Сада-Якко); Там, где огни на лагуне ─ Тысячи огненных пчёл…(Венеция).
-
Социолингвистическое измерение цвета
2.1 Антропологические цветообозначения
Цветовая картина мира глубоко антропоцентрична. Предметы окружающей действительности наделяются цветом именно в сознании человека. Нередко цветообозначения переходят в разряд эстетической категории.
Цветообозначение внешности, портрета человека.
Цветообозначение неотделимо от описания внешности человека и протекающих в его сознании психических процессов. В лирике Гумилёва довольно часто цветовую характеристику получают организм человека, части тела, лица, одежда и т.д.
Цветообозначение лица, частей тела.
Глаза. Наиболее важной частью лица являются глаза. В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой. Цвет глаз может метонимически переходить на взгляд и окрашивать его. Обычно прямые цветообозначения глаз сосуществуют с метафорическими, закрепившимися в сознании людей.
Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета (голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом сознании с небом, цветами, водой и вызывает положительные эмоции: Лазурных глаз не потупляя, Она идёт, сомкнув уста…(Дева Солнца); Подъемлет к небу взор лазурный…(Пророки); В голубых глазах европейца…(Озеро Чад); Но такой голубоокой Мне не видеть вновь…(Оборванец). Серый, стальной цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это цвет невинности, чистоты, холодности: Глаза, как отблеск чистой серой стали…(Сады души). Глаза, характеризующиеся при помощи красного и его оттенков, довольно редко употребляются в литературе. В этом случае возможно значение усталости, утомлённости глаз, воспаления: Бессонны твои покрасневшие вежды…(Видения). У Гумилёва существует характеристика взгляда при помощи цветообозначения кровавый. Данная колорема свойственна поэзии Гумилёва и приобретает символику злого рока: Надо мною взор кровавый Золотого жениха…(Невеста льва). Цветообозначение коричневый для характеристики глаз человека обычно не употребляется (карие глаза). У Гумилёва коричневыми являются глаза кенгуру: Чтоб его коричневые глазки Мигом озарило торжество…(Кенгуру). Прилагательное золотой может употребляться в метафорическом значении для характеристики глаз. Гумилёв употребляет его как часть сложносоставного прилагательного: Золотоглазой ночью Мы вместе читали Данта…(Какая странная нега…).
Нередко с помощью цветообозначений Гумилёв описывает волосы. Для описания волос чаще всего применяется термин кудри, связанный с фольклором. Наибольшее число цветообозначений волос связано с колоремой седой. Обычно эта лексема символизирует мудрость ,старшинство, преклонный возраст: Слегка седеющий поэт…(Памяти Анненского); И на сединах их кудрей Алмазные венцы…(Мечи и поцелуи) И волны шептали сибиллы седой заклинанья…(Осиан); От залива ветер влажный Спутал волосы седые…(Генуя). Золотой цвет кудрей связан с положительными коннотациями. В русском фольклоре частотно это цветообозначение. Оно символизирует молодость, доброту: И нежит кудри золотые Венок из солнечных лучей… (Дева Солнца); Солнце катится, кудри мои золотя…(После победы). Рыжий цвет волос очень ярок: Рыжие кудри, крепость рук…(товарищ). Чёрный цвет волос достаточно частотен в русской литературе и может иметь как прямое, так и метафорическое значение: И как, мёд двухтысячелетний, Душными чёрными волосами (Канцоны). Бронзовые кудри могут встречаться в фольклоре, но в художественной литературе употребляются довольно редко: Твой лоб в кудрях отлива бронзы…(Царица). Цветообозначение серебряный метафорично употреблено поэтом в следующем случае: Сереброкудрой зимою…(Какая странная нега…).
Цветообозначения, служащие для характеристики бороды, усов чаще всего имеют прямое значение: Пока чернобородый муэдзин…(паломник); Старик величавый с седой бородою…(Блудный сын); Бровей седеющих изгибы…(Туркестанские генералы).
Рот, губы. Для характеристики губ используется красный и его оттенки. Найденные поэтом цветовые эпитеты нередко имеют не только цветовое, но и метафорическое значение. В русском фольклоре губы алые, коралловые носят положительные коннотации: В нём кораллы нежных губок…(Самоубийство). Красный цвет связан с романтикой, чувственностью, любовью, это цвет крови. Этот яркий, горячий цвет у Гумилёва обычно характеризует земную, чувственную сторону любви, бытия: Ещё от алых женских губ Пылали ярко щёки…(В библиотеке); К устам душистым и румяным…(Осенняя песня); Губы красны, взор спокоен…(Осенняя песня); Его уста ─ пурпуровая рана…(Портрет мужчины).
Зубы. Белые зубы являются принадлежностью здоровых красивых молодых людей (часто женского пола). Блеск может означать хищность: Ты увидишь пред собой блудниц С острыми жемчужными зубами…(За гробом).
Кожа. Цветообозначение кожи чаще всего имеет прямое значение, называя природный цвет кожи человека (цвет кожи может говорить о расе): Девы-жрицы с эбеновой кожей…(Озеро Чад); Между кружев розоватость кожи…(Болонья); И её атласистая кожа Опьяняла снежной белизной…(Заклинание).
Щёки. Розовые щёки ─ признак здоровья; красные ─ взволнованности, бледные ─ болезни, страха: Краснощёких африканских парней…(Какая странная нега…); И щёки ─ розоватый жемчуг юга…(Сады души); И живая тень румянца Заменяется тенью белой…(Самоубийство).
Шея. В фольклоре шея обычно белая. Смуглая шея указывает на природный цвет кожи её владельца: На смуглой шее нить коралла…
Руки. Гумилёв довольно часто описывает руки. Если смуглый цвет ─ природный цвет кожи человека, то оттенки белого, серебряного приобретают значение нежности, красоты: В смуглых ладонях лук и сети…(Товарищ); На смуглых руках и ногах трепетали запястья…(Варвары); И рукою загорелой Посылают поцелуй…(Сказка о королях); Забывающий игрушки между белых усталых рук…(Жизнь); Наклонилась…достать мечтает Серебристой тонкой рукой…(На берегу моря); И зачем эти тонкие руки Жемчугами прорезали тьму…(Корабль).
Пальцы: Свой белый пальчик приложа…(Самосовершенство).
Ногти. Розовый цвет ногтя ─ признак здоровья: Посыпая толчёным рубином Розоватые длинные ногти…(Помпей у пиратов).
Цветообозначения составляющих частей организма (органов, крови).
Сердце ─ главный орган человека, это символ самой жизни, чувств, любви. В сознании человека сердце всегда красное. Цветообозначение золотой, носит яркий символический характер, положительные коннотации: Но скорбное сердце моё заревое…(Сон Адама); И бешенством ваши нальются сердца и печалью И будут красней виноградных пурпуровых лоз…(Варвары); Золотое сердце России…(Наступление).
Кровь. Образ крови играет большую роль в ранней лирике Гумилёва (как и цветообозначение кровавый). Кровь является прототипом красного цвета, хотя в художественной литературе функционируют и другие цветовые характеристики крови (чёрный, голубой). Кровь ─ символ жизни, любви, но существует и противоположное значение смерти, войны, битвы: Я плавал в злате и крови…(Дева Солнца); И Смерть, и Кровь даны нам Богом…(Дева Солнца); Их глухая тоска там колышет снега Красной кровью ─ ведь их ─ зажжены горизонты…(Современность). Кровь ─ яркое имплицитное цветообозначение, которое, для придания большей выразительности, поэт может дополнить усилительным цветообозначением.
Цветообозначение человека.
Нередко поэт использует цветообозначения при описании человека. Гумилёв употребляет несколько основных наименований человека, специфика которых обусловлена особенностями его поэзии. Это такие лексемы, как Жених, Невеста, Дитя, Всадник, дева, воин и т.п. Для характеристики человека поэт использует цвета, несущие основную символическую нагрузку в его творчестве ─ белый, красный, золотой чёрный: Она идёт, краса дриад, Стыдливо-белая Невеста…(Осенняя песня); Призрак Счастья, Белая Невеста…(Ягуар); Ты совсем, ты совсем снеговая, Как ты странно и страшно бледна…(Отравленный); И в храме Белое Дитя…(Осенняя песня); И Белый Всадник кинул клик…(осенняя песня); Белые бродят итальянцы…(Абиссинские песни); Белый воин был так строен…(Осенняя песня); Надо мною взор кровавый Золотого Жениха…(Невеста льва); Ты казалась золотисто-пьяной…(Смерть); Про чёрную деву, про страсть молодого вождя…(Жираф); Красные, как медь, нагие люди…(Блудный сын); От белизны их обнаженных тел…(Падуанский собор); И загорелый кормчий ловок…(На море); Смуглым и жестоким пикадорам…(Блудный сын). Лишь в последних трёх случаях цветообозначения носят чисто номинативный характер ─ природный цвет кожи человека; остальные цветовые характеристики человека глубоко символичны.
2.2 Мир артефактов и их цветообозначение
Артефакты ─ продукты целенаправленной человеческой деятельности. Цветообозначения артефактов имеют различный характер. В.Г.Кульпина предлагает следующую их классификацию:
-
артефакты «метонимического цвета» ─ артефакты, сохранившие природный или синтетический цвет того материала, сырья, из которого они сделаны (изделия из металла);
-
артефакты «онтологического цвета» ─ предметы, сделанные из подвергшегося крашению материала или приобретшие цвет в результате нанесения краски;
-
артефакты «образно-метафорического цвета» ─ результат писательской рефлексии, имеют место в художественной литературе; если автор стремится придать достоверность описываемому, характеризует предметы стандартными цветообозначениями. [Кульпи-
на 2001, 187].
Цветообозначение одежды.
Неотъемлемой частью портрета у Гумилёва является одежда. Особенность его поэзии состоит в том, что чаще всего это не обычная, повседневная одежда современная автору, а историческая, экзотическая одежда, обусловленная особым художественным миром, созданным в произведениях Гумилёва. В основном это яркая одежда, окрашенная в оттенки красного, ─ символ чувственности, иногда власти. Поэт употребляет следующие лексемы: одежда ─ Горели алые одежды… В одежде розовой жреца…(Царица); Нежной, бледной, в пепельной одежде…(Смерть); Возвращаются дети в красном…(Пиза); плащ ─ И на плечах багряный плащ…(Товарищ); Злой насмешник в красном плаще…(Маргарита); Распутник в раззолоченном плаще…(Это было не раз); мантия ─ В пурпурной мантии декана…(Дон Жуан в Египте); Нетленный пурпур королевских мантий…(Пятистопные ямбы); Сверкают в золоте лучей их мантий багрецы…(Мечи и поцелуи); манжеты ─ Гранатов алых для манжет…(Рондалла); С розоватых брабантских манжет…(Капитаны); хитон ─ Юный маг в пурпуровом хитоне…(Заклинание); Старый хитон мой изодран и чёрен…(Императору); тога ─ Старый доктор сгорблен в красной тоге…(Болонья); фрак ─ В красном фраке с галунами…(Маэстро); убор ─ И в пурпуровом уборе император вышел в море…(Мореплаватель Павзаний); камзол ─ Его камзол пылает красный…(Осенняя песня); платье ─ А тихая девушка в платье из красных шелков…(Я Верил, я думал…); риза ─ И душу смутную одень своею ризою жемчужной…(Вечер); рубашка ─ Палач, в рубашку синюю одетый…(Фра Беато Анджелико); порфира ─ Однажды сидел я в порфире златой…(Песня о певце и короле); хламида ─ Под пёстрой хламидой он прятал косу…(Возвращение); халат ─ На нём халат изодранный, а новый, Лиловый, шитый золотом, в мешке…(Паломник); пояс ─ Я надела алый пояс…(Невеста льва); вуаль ─ Обвернув лицо зелёной вуалью…(Абиссинские песни); фата ─ Бледная дева под траурно-чёрной фатой…(В библиотеке); венец. ¤ Горел мой алмазный венец…(Песня о певце и короле).















