avtoreferat (744714), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Во введении обосновываются актуальность, теоретическая и практическая значимость темы, определяются цель, задачи, предмет и методология исследования, отмечены ее научная новизна и способы апробации.
В первой главе “Торговое посредничество во внешнеэкономической деятельности России как объект регионального менеджмента” дается исторический и логический анализ изменений организационно-экономических отношений при переходе от командно-административной к рыночной системе, приведших к восстановлению института торговых посредников как полноценного элемента коммерческой инфраструктуры национальной экономики.
Возобновление посреднической деятельности внешнеторговых фирм, организаций и отдельных лиц после длительного периода запрета самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий и организаций стало возможным в результате совершенного на рубеже 80 — 90-х годов ХХ века перехода от номенклатурных принципов распределения произведенной продукции к принципам свободной торговли, связанного с вхождением России в рыночную экономику. До этого периода посредническая деятельность осуществлялась централизованно министерствами и ведомствами и носила исключительно формальный характер. И только со времени разрешения самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий и объединений, введенного в августе 1986 года, в стране стали появляться специализированные внешнеторговые организации разных видов и направлений деятельности. При этом учитывается опыт, накопленный Россией до 1917 года, когда торговое посредничество во внешней торговле осуществлялось в тех же многообразных формах, что и в других странах с развитым товарным производством, а также опыт, имевший место в период проведения новой экономической политики (НЭПа).
В диссертации подробно прослеживаются различные периоды восстановления торгового посредничества во внешнеэкономической сфере, выявляется сущность посреднических операций в коммерческой инфраструктуре национальной экономики, а также те деформации, которые наложил на институт посредничества курс монетаристских реформ. В качестве основного способа исправления сложившихся деформаций в работе предлагается усиление государственного регулирования рынка посреднических услуг.
Для экономической науки посредничество — это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до потребителя. Отсюда посредническая деятельность заполняет четко выраженный разрыв в цепи "производство—потребитель", который в условиях рыночных отношений опосредуется договорами купли-продажи товара. Институт торгового посредничества наряду с маркетинговой и рекламной деятельностью имеет глубокие и широко развитые формы, определенные традиции в мировом сообществе, а также достаточно развитую нормативно-правовую базу. К собственно посреднической деятельности автор относит деятельность по содействию заключения контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами рынка товаров и услуг.
В результате сопоставления различных точек зрения автор приходит к выводу о том, что под торгово-посредническими операциями во внешнеэкономической сфере понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемые по поручению производителя-экспортера или потребителя-импортера не зависимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения. Важно отметить, что фирмы, осуществляющие торгово-посреднические операции, являются независимыми, что дает им право осуществлять любые операции с товаром на свое усмотрение. В этом плане они очень близки к оптовым торговцам или оптовикам во внутренней торговле.
В работе прослеживается и оценивается наблюдаемая в мировой торговле тенденция возрастания роли и удельного веса торгово-посреднической деятельности. Сопоставляется понимание посредничества, сложившееся в российской экономической и юридической литературе, с целью выявления наиболее адекватного современному состоянию экономики понятия внешнеторгового посредничества. С точки зрения формирования института торгового посредничества в постсоветской России выделяются три периода, каждый из которых вносил новое качество в развитие внешнеэкономического посредничества и становление его как объекта регионального менеджмента.
Первый период, по нашему мнению, связан с ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю в 1986 — 1989 годах еще в рамках командно-административной экономики СССР. Он связан с расширением прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами. Впервые была поставлена под сомнение эффективность использования внешнеторговых объединений Минвнешторга СССР как единственно возможных государственных посредников для обслуживания предприятий-экспортеров.
Второй период связан с созданием суверенного государства в Российской Федерации (1990 — 1993 гг.) и началом политики либерализации внешнеэкономической деятельности на его территории. Именно в эти годы многие вновь создаваемые предприятия принимают посредническую деятельность как одну из основных целевых задач в уставной деятельности. Это позволило резко расширить круг торговых посредников во внешнеэкономической деятельности. Для мелких и средних предприятий, стремящихся выйти на внешний рынок, стало возможным пользоваться услугами не только специализированных внешнеэкономических объединений и внешнеэкономических холдингов, созданных на базе реорганизованных правительственных структур МВТ СССР, но и услугами областных, республиканских и других региональных внешнеторговых объединений.
Третий период, начавшийся в 1994 году, характеризуется робкими попытками государства повлиять на масштабы контрабандного экспорта путем введения валютного контроля, совершенствования таможенного контроля и принятия закона о внешней торговле. Это поставило внешнеторговых посредников в более жесткие рамки, а в дальнейшем способствовало разработке правовых заслонов на пути утечки отечественных капиталов за рубеж. Именно в эти годы впервые появляются предложения экономистов об усилении государственного регулирования внешнеторговой деятельности и деятельности внешнеторговых посредников в частности.
В исследовании на конкретных примерах показано, что восстановление института торгового посредничества как в экономической практике, так и в экономической теории идет неравномерно, имеет свои особенности, порождаемые предшествующей эпохой господства административно-командной экономики и “имитацией рыночных преобразований”.
С привлечением конкретно-статистического материала выделяются несколько типичных групп торговых посредников, оперирующих на внешних рынках. При этом особо рассматривается такая форма, как “торговый дом”. Восстановление института торгового посредничества в современной России нашло свое правовое отражение в новом Гражданском кодексе. В диссертации анализируются условия осуществления в деятельности торгово-посреднических фирм договоров поручения, агентства, комиссии. Это позволяет сделать важный вывод о том, что, несмотря на косвенное признание правомочности конкретных посреднических операций, прямой и четкой формулировки понятия торгового посредничества в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний момент нет. Правовая неотрегулированность понятия торгового посредничества существенно ослабляет как контроль за посредничеством как видом предпринимательства, так и государственный контроль за экспортно-импортными операциями вообще.
Процесс восстановления института торговых посредников во внешнеэкономической сфере представлен как экономически детерминированный, темпы которого во многом зависят от реального продвижения по пути рыночных реформ, структурной перестройки экономики, укрепления финансов и национальной валюты, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в России. Отмечен ряд условий, необходимых для полноценного восстановления института торгового посредничества в ходе экономических реформ. В частности:
— процесс восстановления торгового посредничества должен входить в общую стратегию формирования в стране системы рыночных институтов и механизмов и в первую очередь тех ее элементов коммерческой инфраструктуры, которые пока еще слабы или отсутствуют;
— процесс восстановления торгового посредничества должен органично сопрягаться с усилиями России по открытию своей экономики, по трансформации механизма государственного регулирования внешней торговли в целях органичного и выгодного включения нашей страны в мировое хозяйство;
— в общественном сознании (и, в частности, в такой его форме, как правосознание) торговое посредничество должно восстановиться как нормальный вид предпринимательства, который имеет такое же право на существование, как и производство товаров. Развитие легальных форм торгово-посреднической деятельности должно сопровождаться выводом его из сферы “теневой” экономики;
— должны создаваться предпосылки для современной, соответствующей мировому торговому праву нормативно-правовой базы для осуществления торгового посредничества во внешнеэкономической сфере. Этот процесс мог бы идти значительно успешнее, если бы не интересы определенных социальных групп, препятствующих выводу торгово-посреднической деятельности в сферу легальной экономики;
— становление института торгового посредничества в постсоветской России было тесно связано с процессом приватизации, формированием института частной собственности. Доля государственных посредников во внешнеэкономической сфере неуклонно снижалась, доля частных торгово-посреднических фирм (прежде всего в виде торговых домов —ТД) значительно возрастала. Кризисы финансовой системы страны наглядно показали необходимость сохранения известной доли государственных посредников, особенно на продовольственном рынке;
— политика государства, в частности курс нынешних властей России на разумную либерализацию экономики, на помощь регионам в создании надежного и простого механизма регулирования деятельности внешнеторговых посредников.
В этой связи в первой главе подробно проанализированны процесс либерализации внешнеэкономической деятельности и его противоречивое влияние на развитие торгового посредничества. Делается вывод о том, что выдвижение рынка и “рыночной экономики” в качестве цели и сверхзадачи реформаторских преобразований в России привело к тому, что цели и средства реформ поменялись местами, то есть цели принесены в жертву средствам.
Навязывание рецептов романтического монетаризма, отрицание регулирующей роли государства, либерализация, обосновывающая “уход” государства из экономики в теории, на практике обернулись разгулом стихии, произвола, подрывом общего потенциала развития страны, построением механизма паразитической экономики, основанного на перекачке национального богатства страны за рубеж. Следование этим рецептам на практике во многом предопределило хаотичный и неконтролируемый рост внешнеторговых посредников, использование их криминальными структурами в корыстных целях.
Изучение зарубежного опыта развития мировой торговли в ХХ веке позволило в ходе исследования уточнить понимание либерализации внешнеэкономических связей, которое было отмечено как волнами протекционизма, так и волнами либерализации торговых режимов. Выбор политики либерализации внешнеэкономических отношений, начатой в конце 1991 года, вовсе не был однозначно предопределен для России как внешними, так и внутренними экономическими причинами.
В связи с этим предлагается модель поведения России на внешних рынках, которая условно названа “разумным протекционизмом”. Эта модель политики государства означает для отечественных производителей не ограждение их от конкуренции вообще, а льготное кредитование государством новых разработок, выполненных на уровне мировых стандартов, гарантирование стабильных условий для частных инвесторов, ориентированных на экспорт или замещение импорта. Без разумного протекционизма на период реформ рынок ряда российских товаров (текстиль, некоторые виды продовольствия, бытовая техника и т. д.) почти полностью оказался вытесненным, что повлекло за собой существенное снижение занятости в ряде регионов и сокращение доходов государства.
Разумный протекционизм, по мнению автора, должен органично сочетаться с новейшими геоэкономическими подходами, характерными для мировой экономики. Геоэкономический подход дает возможность по-новому взглянуть на различные аспекты внешнеэкономической деятельности, в частности уточнить роль проводившейся в начале 90-х годов политики либерализации на укоренение института торгового посредничества. Показано, что ликвидация внешнеторговой монополии была проведена поспешно, без опоры на какую-либо теоретическую модель реформирования. Не были учтены геоэкономические новации — транснационализация мировой экономики, переход от торговой модели внешнеэкономических связей к производственно-инвестиционной, эволюция товарных форм и появление "товар-программ", формирование новых субъектов мирохозяйственного общения, действующих не на международных, а на межанклавных "стыках" разделения труда. Как результат — усиление перекосов в структуре экспортно-импортных поставок, сложившихся во внешней торговле СССР еще в 70 — 80-е годы.
Без перехода к новой воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, без освоения на практике ее всеми внешнеторговыми посредниками, без выработки на основе новейших геоэкономических подходов сбалансированной и приспособленной к условиям российского экономического кризиса внешнеэкономической доктрины невозможно проведение в интересах государства политики на внешних рынках.
Эффективное блокирование внешних угроз при переходе к открытости экономики путем либерализации внешнеэкономической деятельности становится жизненно важным императивом будущей национальной экономической политики. А это, по мнению автора, невозможно без усиления роли государства, без возврата к частично утерянному государственному регулированию внешнеэкономической сферы, в частности внешней торговли, а следовательно, и государственному регулированию торгово-посреднической деятельности в ВЭД.















