169562 (742452), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Объективно в процессах, наблюдаемых вокруг Ирана, просматривается реализация элементов курса, направленного на силовое подчинение данного государства. Более того, в определенном смысле интервенционистские кампании в Афганистане и Ираке можно рассматривать в качестве целенаправленной предтечи, определяющей по сути более обширные имперские амбиции ряда международных акторов в отношении Ирана. Фактически в настоящий момент Иран уже оказался в международной изоляции, как минимум политической, которая в состоянии повлечь в последствии использование силовых мер. Россия и Китай, которые ранее довольно активно выступали с критикой международного, точнее американского, давления на Иран, на настоящий момент объективно заняли более умеренные позиции, что было обусловлено, главным образом, выпадами Тегерана в адрес Израиля и отсутствием видимого прогресса в разрешении ядерного вопроса.
Однако, большой вопрос в том, пойдет ли Запад, понимая под данным понятием прежде всего США и Великобританию, на серьезные силовые действия против Ирана, несмотря на активное создание предпосылок. Как минимум на данный момент он к этому не готов. Учитывая складывающиеся обстоятельства, развертывание полномасштабной военной кампании против Ирана фактически неосуществимо. Западу крайне невыгодно возникновение еще одного очага масштабной нестабильности с непосредственным задействованием его военных и материальных ресурсов, и способного повлечь за собой усугубление «вьетнамского синдрома».
Ведь подобный шаг может вызвать не только прямые последствия, как-то окончательная дестабилизация обстановки в Афганистане и Ираке, вовлечение оккупационных сил в долговременные позиционные военные действия, стратегическое истощение и последующее выдавливание, к примеру США, из региона, но косвенные результаты, варьирующиеся от потенциального крушения мирового энергетического рынка вплоть до внутреннего недовольства и гражданских беспорядков в государствах, осуществляющих интервенцию. Причем необходимо учитывать, что масштабность потенциальных угроз не поддается, моделированию и будет зависеть от выбора доступных опций как самим Ираном, так и «международным сообществом». Хотя, принимая во внимание зачастую иррациональные подходы администрации США к процессу осуществления внешнеполитической стратегии, полностью отрицать подобного варианта не стоит. Как следствие реальной единственной опцией для США и их союзников может стать реализация тактики умеренного сдерживания Ирана, в том числе в качестве своеобразного «переходного», ослабляющего, варианта, который может растянуться на относительно долгий период времени. В этой связи вероятно введение экономических санкций, причем показательно в этой связи, что Вашингтон готов ввести экономические санкции в обход возможного отрицательного решения Совета Безопасности ООН, а также осуществление ограниченных по масштабу и краткосрочных «точечных» вооруженных действий. В то же время, подобные действия вряд ли приведут к декларируемым результатам и, без сомнения, вызовут дальнейшую радикализацию иранского политического курса со всеми вытекающими последствиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ядерная энергетика – не только один из главных действующих факторов мирового энергетического рынка, но и один из важнейших действенных инструментов сохранения здоровья людей и окружающей природной среды. Понимание важности и актуальности поиска новых реакторных технологий побудило мировое сообщество к организации двух близких по духу международных проектов: ИНПРО по инициативе России и под эгидой МАГАТЭ и GIF-4 (Generation IV International Forum) по инициативе и при поддержке США. Это очень важное явление в истории планеты, когда государства объединяются не в военные союзы, не для экономической выгоды, а для решения глобальной проблемы – поиска перспективных энергоисточников будущего. Можно только надеяться, что сам факт такого сотрудничества сформирует новые отношения между государствами, учитывая его планетарные цели.
Историческая миссия ядерной энергетики, с которой она родилась 50 лет назад, остаётся непреходяще судьбоносной благодаря:
энергоресурсному потенциалу, заключенному в ядерном топливе с его практически бесконечным технологическим оборотом;
энергоэкономическому потенциалу, обеспечивающему высокую конкурентоспособность энергогенерирующего производства независимо от места расположения;
энергоэкологическому потенциалу, реально освобождающему биосферу от продуктов "огневой" энергетики и способному надежно и безопасно справиться с остаточной радиоактивностью ЯТЦ.
Россия является родиной мирного атома, мировым центром атомной науки и ядерных технологий. В эти дни, отмечая 50-летие со дня пуска первой в мире АЭС, положившей начало атомной эре, страна воздаёт дань глубокого уважения творцам рукотворного источника энергии.
История развития технологий XX века дает уникальный материал для анализа. Задача специалистов атомщиков – практически реализовать неограниченные возможности ЯЭ и ядерно-энергетических технологий, и, в частности, осилить такие задачи, как победа над бедностью и создание условий постоянной готовности планеты к предупреждению астероидной и военной опасности. Это наше будущее и объединяющая идея, которая может создать созидательный настрой, так необходимый сегодня для населения планеты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гагаринский А.Ю., Игнатьев В.В., Пономарев-Степной Н.Н., Субботин С.А., Цибульский В.Ф. Роль ядерной энергетики в структуре мирового энергетического производства XX1 в. – Атомная энергия,2005г., т. 99, вып.5, с.323-335.
2. Проблемы ядерных испытаний.
Владимир Дворкин. Ядерная политика членов «Ядерного клуба» // Бюллетень по атомной энергии, 2004. – №10 – с.71-80
3. Муратов О.Э. Подземные АЭС: эффективность и безопасность // Вопросы атомной науки и техники, сер."Физика радиационных повреждений и радиационное материаловедение", 2002, №6, с.19-28.
4. Муратов О.Э. Подземные АЭС на базе судостроительных технологий – перспективный путь повышения эффективности и безопасности ядерной энергетики // АНРИ, 2003, №4 (35), с.15-27.
5. Адамов Е.О., Габараев Б.А, Орлов В.В. Роль ядерной энергетики в крупномасштабной энергетике России XXI века // Атомная энергия, 2004, т.97, вып.2, с.83-91.
6. Иоффе Б.Л., Шведов О.В. Тяжеловодные реакторы и ядерные установки в СССР и России: прошлое, настоящее и будущее // Атомная энергия, 1999, т. 86, вып. 4, с.310-321.
7. Шведов О.В., Волков Е.Б., Игумнов М.М. и др. Электроядерные системы – ядерные энергетические установки нового поколения // Атомная энергия, 2004, т.97, вып. 2, с.145-152.
8. Зродников А.В., Тошинский Г.И., Григорьев О.Г.и др. Модульный быстрый реактор малой мощности со свинцово висмутовым теплоносителем для многоцелевого применения СВБР 75/100 // Атомная энергия, 2004, т. 97, вып. 2, с. 91-96.
9. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977, с.7-16, 46, 226.
10. Мещеряков В., Кошелев Ф. Перспективы развития ядерной энергетики в Томской области // Бюлл. по атомной энергии, 2004, № 9, с.15-19.
11. Логачев В., Логачева Л., Матущенко А., Соколова Е. Был атом и солдатом, и рабочим // Бюлл. по атомной энергии, 2005, № 1, с 32-39; № 2 с.58-63.
12. Адамский В., Клишин В., Смирнов Ю. Советская программа подземных ядерных взрывов в мирных целях: надежды и результаты // Бюлл. по атомной энергии, 2005, № 1, с.40-45.
13. Яроцкая Л. Малая энергетика: актуальность и необходимость // Бюлл. по атомной энергии, 2005, №2, с.12-18.















