169270 (742316), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Потенциальная опасность проявления эрозии во многом определяется распределением земель по уклонам поверхности. Исследователями установлено, что смыв почв возрастает при увеличении крутизны склонов (при прочих равных условиях). Крутизна склонов признана многим
исследователями одним из ведущих факторов, влияющих на степень проявления смыва почв.
Степень потенциальной опасности развития линейной эрозии зависит от глубины местных базисов эрозии. В начальной стадии развития линейной эрозии решающее значение, по мнению А.А. Вирского [10], имеют масса и скорость воды, определяемые уклонами и размерами водосборов.
Для оценки рельефа как фактора, создающего потенциальную опасность проявления водной эрозии в Тюменской области, были использованы карты морфометрических показателей рельефа, в основе которых лежат числовые показатели, полученные картометрическим путем. Они составлены с учетом исследований 70-х годов, позволивших уточнить орографические элементы методом сплошных (площадных) измерений, а также с применением ключевого способа и математической статистики. Все три карты (углов наклона поверхности, глубины расчленения рельефа, густоты расчленения рельефа) составлены географическим факультетом Московского государственного университета под руководством Е.М. Никольской [5].
Морфометрическим анализом установлена прямая зависимость между показателями глубины местных базисов эрозии, густоты расчленения и крутизны склонов. Следовательно, с увеличением глубины местных базисов эрозии, густоты расчленения и крутизны склонов повышается степень потенциальной опасности проявления водной эрозии.
Самая высокая степень потенциальной опасности водной эрозии — вдоль р. Ишим и Тобол юго-восточнее Ялуторовска и р. Исеть. Встречаются такие массивы и северо-восточнее Тобольска вдоль р. Иртыш.
Однако фактическая эродированность земель и интенсивность проявления эрозионных процессов зависят от таких факторов, как климатические условия, геологическое строение, почвы, сельскохозяйственное использование земель. Только всесторонний учет всех факторов и особенностей их сочетаний может обеспечить обоснованный подход к борьбе с ветровой и водной эрозией почв.
Следует отметить, что в местностях с высокой степенью потенциальной опасности проявления водной эрозии интенсивность эрозионных процессов значительно выше, чем в местах со спокойным рельефом. Так, вдоль р. Ишим интенсивность эрозионных процессов достигает 30 м /га в год. Такая же степень интенсивности эрозионных процессов наблюдается по правобережью р. Иртыш. Несколько меньше интенсивность смыва вдоль р. Тобол, Исеть и Тура. При этом смыв почв перерастает в струйную эрозию, что приводит к оврагообразованию.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ
Если климат, рельеф и почвы могут в той или иной степени служить причиной проявления эрозионных процессов, то растительный покров во всех случаях уменьшает возможность развития эрозии или полностью ее предотвращает. По мнению М.Н. Заславского [11], в этом принципиальное отличие роли растительного покрова в развитии эрозии по сравнению с теми условиями, которые создаются климатом, рельефом и почвами.
Растительный покров отличается от других факторов эрозии большой динамичностью степени своего воздействия на уменьшение эрозионных процессов. При мощном растительном покрове, как под хорошей зеленой броней, резко снижается опасность проявления эрозии даже на крутых склонах при сильных ливнях и, наоборот, при уничтожении растительного покрова создается большая опасность проявления эрозии даже на пологих склонах и при не очень интенсивных осадках. Таким образом, от растительного покрова во многом зависит изменение степени потенциальной опасности развития эрозии при прочих равных условиях климата, рельефа и почв.
Для характеристики почвозащитных свойств растительного покрова области может быть использована методика, предложенная главным специалистом Росземпроекта В.А. Дутиковой и кандидатом биологических наук С.А. Губайдуллиным (ГИЗР) при разработке Генеральной схемы противоэрозионных мероприятий по Алтайскому краю [12]. Под почвозащитной способностью растительного покрова понимается его способность защитить почву от смыва, размыва и дефляции.
Основными признаками для определения почвозащитной способности растительности являются:
-
на сенокосах и пастбищах — проективное покрытие травостоя,
наличие эрозионно-устойчивых растений, задернение, наличие видимых
признаков эрозии; -
в лесах — сомкнутость крон, состояние естественного возобновления, наличие и состояние лесной подстилки, участие в травяном покрове эрозионно-устойчивых растений, состояние эрозионных процессов.
При картировании почвозащитных свойств растительного покрова кандидатом биологических наук Г.Н. Огуреевой [13] выделено 4 категории почвозащитной способности растительного покрова:
-
1 -я категория — растительность хорошо защищает почву от эрозии, эрозионных процессов не наблюдается;
-
2-я категория — растительность относительно хорошо защищает
почву от эрозии, отмечается слабая выраженность эрозионных процессов; -
3-я категория — растительность удовлетворительно защищает
почву от эрозии, отмечается значительная выраженность эрозионных
процессов; -
4-я категория — растительность плохо или совсем не защищает
почву от эрозии, почвы эродируют или эродированы.
Анализ технорабочих проектов по улучшению кормовых угодий, разработанных Тюменским филиалом Запсибгипрозема, карт Атласа Тюменской области [5], составленных учеными Московского государственного университета, и изложенной выше методики по картированию почвозащитных свойств растительного покрова позволил выделить территории с плохой и удовлетворительной почвозащитной способностью растительного покрова. Эти угодья нуждаются в проведении коренного и поверхностного улучшения. Они расположены в поймах р. Ишим, Вагай, Тобол, Исеть, Пышма, Тура, Тавда.
Кроме того, значительные площади кормовых угодий с плохой почвозащитной способностью растительного покрова встречаются на при-водораздельных плакорных участках и в бессточных понижениях. Однако для разработки лугомелиоративных противоэрозионных мероприятий в составе генеральной схемы защиты почв от эрозии необходимо дополнительное полевое обследование и обобщение технорабочих проектов коренного улучшения кормовых угодий.
На основании изучения и анализа совокупности природных факторов эрозии по степени ее потенциальной опасности можно выделить следующие зоны:
1. Зона потенциальной опасности совместного проявления ветровой и водной эрозии почв (Сладковский, Казанский, Бердюжский, Армизон-ский, Абатский, Ишимский, Голышмановский, Омутинский, Заводо-уковский, Упоровский, Исетский и Ялуторовский районы). Степень потенциальной опасности ветровой эрозии падает по мере продвижения с юга на север. Зона характеризуется:
— увеличением среднегодового количества осадков с юга на север от 350 до 420 мм и слоя стока весеннего снеготаяния соответственно от 80 до 90 мм;
-
ослаблением ветрового режима в этом же направлении;
-
изменением гидротермического коэффициента в сторону увеличения с юга на север;
-
в основном плохой и удовлетворительной (с небольшим процентом относительно хорошей) почвозащитной способностью растительного покрова кормовых угодий.
2. Зона опасности проявления водной эрозии (В1куловский, Соро-кинский, Аромашевскин, Юргннский, Ярковский, Пнжнетавдинский, Вагайский, Тобольский и Уватский районы). Зона характеризуется:
-
значительным среднегодовым количеством осадков (400-
500 мм); -
увеличением гидротермического коэффициента от 1,0 до 1,3;
-
расчлененностью территории, особенно правобережной части
р. Иртыш.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Природные условия таят в себе потенциальную опасность проявления процессов эрозии, однако непосредственной причиной развития эрозии является неправильное использование земель, несоблюдение требований защиты почв от эрозии.
Районы наиболее интенсивного сельскохозяйственного производства являются в то же время районами наиболее сильного проявления эрозионных процессов. По образному высказыванию Х.Х. Беннета [14], «... водная эрозия началась тогда, когда первый ливень выпал на первую борозду первобытного человека». Степень распаханности территории, давность и характер использования пахотных угодий существенно влияют на развитие эрозионных процессов. Наиболее сильно развита эрозия не только в старых земледельческих районах, но и в районах сравнительно молодого земледелия при весьма интенсивном использовании земель без учета особенностей рельефа, климата и почв. Примером катастрофического развития эрозии служат США, где было разрушено и сильно повреждено около 113 млн. га пашни и пастбищ [14].
Непосредственное влияние на развитие эрозионных процессов оказывают степень распаханности территории, структура посевных площадей
, система земледелия и уровень сельскохозяйственного производства, отсутствие противоэрозионной организации территории.
Наибольшей распаханностью в составе сельхозугодий (55-64%) характеризуются районы, расположенные в лесостепной зоне (Казанский, ГолышмановскшЧ, Заводоуковский, Исетский, Упоровский районы), меньшей распаханностью (менее 50%) — административные районы, расположенные в южной лесостепи, где встречаются засоленные земли и солонцовые комплексы, а также районы, расположенные в таежной и подтаежной зонах, с наличием больших массивов заболоченных земель и почв с тяжелым гранулометрическим составом (Армизонский, Сладков-ский, Абатский, Ишимский, Тобольский, Уватский, Ярковский районы).
Распашка земель с легким гранулометрическим составом почв и склоновых участков без соответствующих мероприятий по защите почв от ветровой и водной эрозии во всех зонах явилась одной из главных причин усиления интенсивности эрозионных процессов.
ЭРОЗИОННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Организационной и экономической основой разработки системы противоэрозионных мероприятий является эрозионное районирование Тюменской области. При эрозионном районировании были учтены:
— климатические условия (водный и ветровой режим);
— морфометрические показатели рельефа (глубина местных базисов эрозии, крутизна склонов, расчлененность территории);
-— почвы (генезис, гранулометрический состав);
-
потенциальная опасность проявления процессов эрозии и фактическая эродированность земель;
-
сельскохозяйственное использование земель (распаханность,
структура посевных площадей и др.).
Повышение продуктивности эродированных земель сопряжено с мелиоративными приемами, которые должны проводиться во взаимной увязке с противоэрозионными. Это обусловило необходимость учитывать при эрозионном районировании такие пространственные особенности климатических условий и почв, как солонцеватость и засоленность, кислотность, тепловой режим, мерзлотность и др.
Таким образом, эрозионное районирование области, сопровождаемое подробной характеристикой учитываемых факторов, позволяет разработать в каждом эрозионном районе во взаимной пространственной увязке организационно-хозяйственные, агротехнические, лугомелиоративные,
лесомелиоративные и гидротехнические противоэрозионные мероприятия, обеспечивающие наивысший почвозащитный и экономический эффект, определить соотношение различных приемов агротехники, видов насаждений и гидротехнических сооружений, показать эффективность отдельных мероприятий и всего комплекса.
Следовательно, эрозионное районирование области — это система деления земельного фонда, сопровождаемая характеристиками факторов, на территории, обладающей внутренним единством и своеобразными чертами природно-климатических условий, мелиоративной направленностью защитных мероприятий, обеспечивающих экологическое равновесие и благоприятные условия для интенсификации сельскохозяйственного производства. Система включает зону, подзону, район.
Наивысшей таксономической единицей является зона — территория с одинаковыми почвенно-климатическими условиями и морфометрическими показателями рельефа, подверженная определенному виду эрозии почв (дефляции, смыву, размыву, совместному их проявлению) или потенциально опасная в отношении ее проявления.
Подзона — это часть зоны, характеризующаяся одинаковыми почвенно-климатическими условиями, морфометрическими показателями рельефа, подверженностью определенному виду эрозии или потенциальной опасностью ее проявления и требующая одинаковой системы мероприятий по защите почв от эрозии.
Основной таксономической единицей районирования является эрозионный район — часть подзоны, характеризующаяся однородностью почвенно-климатических условий, морфометрических показателей рельефа, растительного покрова, потенциальной опасности проявления процессов эрозии и фактической эродированности почв, хозяйственного использования земель, систем мероприятий по защите почв от эрозии, соотношения основных агротехнических приемов, видов защитных насаждений и гидротехнических сооружений, почвозащитной и экономической эффективности противоэрозионных мероприятий.
На основании анализа и учета перечисленных факторов по характеру проявления эрозионных процессов в Тюменской области выделены две зоны:
-
зона совместного проявления ветровой и водной эрозии почв;
-
зона водной эрозии почв.
Кроме того, в зоне совместного проявления ветровой и водной эрозии, с учетом типов почв и степени эродированности, выделены подзона преимущественной дефляции и подзона преимущественной эрозии, в зоне эрозии — подзона смыва и размыва и подзона смыва.
- В подзоне преимущественной дефляции выделено три эрозионных района: 1. Юго-Восточный — слабой дефляции и слабого смыва; 2. Верх-Ишимский — средней дефляции и среднего смыва; 3. Бердюжский — слабого смыва и средней дефляции.
В подзоне преимущественной эрозии выделено четыре эрозионных района: 4. Средне-Ишимский — слабой дефляции, среднего смыва и слабого размыва; 5. Емецко-Вагайский — слабой дефляции и слабого смыва; 6. Исетско-Тобольский — слабой дефляции, сильного смыва и слабого размыва; 7. Нижне-Туринский — слабой дефляции, сильного смыва и слабого размыва.
В подзоне смыва выделено два эрозионных района: 8. Нижне-Тавдинский — среднего смыва; 9. Средне-Вагайский — сильного смыва.















