1010-1 (740617), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Во второй стадии формируется синдром физической зависимости от наркотика. В течение этой стадии наркомании организм больного адаптируется к наркотику, и вследствие этого прекращение приема препарата вызывает разнообразные функциональные расстройства, характеризующие синдром абстиненции. Абстинентный синдром - это сложный комплекс психовегетативных расстройств. Для него типичны как изменения психического состояния больного - появление длительных состояний дискомфорта, беспокойства, неудовлетворенности, так и те или иные вегетативные сдвиги. У больного возникают повышенная секреция слизистых оболочек, насморк, чихание, слезотечение, он ощущает перемежающееся чувство жара и озноба. Появляются мышечные боли, периодические судороги мышц ног. Резко снижается аппетит. Могут возникнуть рвота, понос, боли в желудке и кишечнике. Больной становится беспокойным, у него преобладает злобно-тоскливое настроение. Острый период абстиненции длится до 4-5 недель и постепенно (в случае воздержания от приема наркотика) больной приходит в нормальное состояние. Однако остаточные явления абстиненции могут сохраняться в течение нескольких месяцев. Развитие абстиненции, а главное понимание того, что ее симптомы могут быть сняты потреблением новых доз наркотика, служит основой для продолжения потребления больным наркотика во все возрастающих количествах. На данной стадии наркомании толерантность к наркотику увеличивается, и ежедневная доза препарата, например морфина, может доходить до 40-50 мл 1% раствора. При этом прием наркотика даже в таких количествах уже не вызывает острой эйфории, которую больной испытывает на первой стадии заболевания, но служит лишь для избавления от страданий. В течение конца первой и всей второй стадии заболевания нарастают явления интоксикации организма.
На третьей стадии заболевания развивается соматическая патология, происходят значительные изменения психики больного. Нарастающие расстройства пищеварения, отсутствие аппетита, регулярно повторяющаяся рвота, хронические поносы приводят к резкому похуданию. Больные на этой стадии заболевания апатичны, слабы, у них снижено артериальное давление, замедлен пульс, расстроена координация движений, походка становится шаткой, спотыкающейяся. Характерен внешний вид больных: из-за истощения, сухости кожи, далеко зашедшего кариеса, ломкости волос, ногтей, больные среднего и даже молодого возраста выглядят глубокими стариками.
Толерантность к наркотику в этот период снижена, поэтому прием его становится менее регулярным, а для предупреждения абстиненции требуются несколько меньшие дозы, чем на второй стадии заболевания. На протяжении всей третьей стадии заболевания введение наркотика не вызывает эйфорического состояния и потребность в препарате обусловлена только стремлением избегать абстиненцию. На заключительных этапах наркомании нарастают расстройства пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, может развиться токсическая миокардиопатия, усиливается истощение. Смертельные исходы часто связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, нефропатией, присоединившейся инфекцией на фоне резко сниженного иммунитета.
Так выглядит стадийность в развитии наркоманий. В основе образования синдрома как психической, так и физической зависимости от того или иного психоактивного вещества лежат определенные патогенетические механизмы, развитие которых в основном связано с изменяющейся деятельностью центральной нервной системы.
Рассмотрим физиолого-биохимические механизмы влияния наркотиков на наиболее важные звенья метаболизма и формирования психоневрологических и соматических последствий хронического их потребления. Знание этих звеньев патогенеза позволяет разработать эффективные методы профилактики и терапии этой, одной из наиболее зловещих "болезней цивилизации".
Опийная, морфинная наркомания. В группу опия и его производных (опиатов) входят морфин, промедон, омнопон, понтопон, кодеин, героин и другие. Кодеин представляет собой метилморфин, а героин – диацетилморфин. Данный тип наркомании является одним из наиболее распространенных, связан с местами произрастания опийного мака. Для острой опийной интоксикации характерны узкие зрачки, сухость кожи, гипотония, благодушное настроение, снижение критериев оценки поведения и поступков. При передозировке характерно состояние сонливости и оглушенности. Первые признаки абстиненции появляются через 10-12 ч после употребления наркотика, достигая максимума на 3-5 сутки и постепенно прекращаются к 8-12 дню. Проявления абстиненции зависят от дозы и длительности употребления препарата. При длительном приеме опиатов в больших дозах абстиненция включает боли во всем теле, тошноту, рвоту, длительную бессонницу.
Морфин был одним из первых наркотиков, используемых в медицине в качестве обезболивающего средства. Поэтому механизм его действия на обмен веществ в клетках мозга и соматических структур изучен в большей степени, чем для других наркотиков. Мы разберем его наиболее подробно в качестве базового, эталонного механизма действия всей группы наркотических средств.
Первый механизм воздействия наркотиков заключается в том, что они являются структурно-конформационными (приспособившимися) аналогами некоторых эндогенных нейрохимических медиаторов (биологически активных веществ, участвующих в передаче возбуждения с одной нервной клетки на другую или с нервного окончания - мышцам, железам...), в первую очередь, опиоидных пептидов, реагирующих со своими специфическими рецепторами на постсинаптических мембранах (областях соприкосновения нервных клеток друг с другом), принимающих участие в формировании мотиваций и в системе памяти, в том числе в "центре удовольствия" мозга, энкефалинов и эндофринов, обладающих, множеством физиологических функций. В их числе - регуляция некоторых рефлексов и функций головного мозга; они обладают эйфоризирующим действием.
У наркоманов наркотические вещества конкурируют и вытесняют из комплексов с рецепторами нейронов мозга эндогенные эндорфины и энкефалины, так как их концентрации в тысячи раз превышают уровни эндогенных опиоидов. Происходит формирование "ложных нервных импульсов" в этих структурах мозга. В результате мозг и организм в целом утрачивает способность адекватно реагировать на окружающую обстановку. Предметы теряют очертания, размеры, искажается их окраска и смысловая оценка, что вызывает самые неожиданные реакции на обычные раздражители: звуки, смысл слов, появление людей и предметов. Все это приводит к непредсказуемости поведения наркоманов, часто - к трагическим последствиям.
По близкому механизму формируется действие других наркотиков, которые по своей пространственной структуре похожи на эндорфины или энкефалины. Принципиальное отличие между эндогенными опиоидами и наркотиками заключается в том, что первые синтезируются и секретируются в нано- и пикоколичествах (10-9 - 10-15 моль/л), в определенных синапсах, в определенный момент времени и быстро инактивируются соответствующими ферментами. А наркотики действуют массированно и длительно, т.к. не успевают быстро инактивироваться.
Защитная адаптивная реакция организма заключается, с одной стороны, в снижении скорости процессов синтеза эндогенных опиоидов, а с другой, в снижении концентрации и сродства к опиоидам соответствующих рецепторов (белков по своей природе). Последнее обусловлено тем, что при продолжительном применении наркотиков изменяется липидный и олигосахаридный состав постсинаптических мембран, а следовательно, конформация рецепторов. Снижается их сродство к соответствующим нейрохимическим медиаторам. Они перестают "улавливать" эндогенные опиоиды в их сверхмалых концентрациях, нарушается нормальное физиологическое функционирование этих синапсов в отсутствие наркотиков.
То есть наркомании - это следствие адаптации организма к резко повышенным концентрациям аналогов нейрохимических медиаторов, т.к. организму важно восстановить равновесие в нейрорегуляторных системах и он "не думает о будущем".
Люди, привыкшие к морфину или героину, даже при кратковременных перерывах в их приеме испытывают сильные боли во всем теле, поскольку нейрорецепторы их мозга потеряли чувствительность к эндогенным нейропептидам, обладающим обезболивающим действием. Поэтому малейшее движение, даже просто сокращение мышц у наркоманов в состоянии абститненции вызывает ощущение резкой боли, теряется правильная реакция на такие естественные факторы как температура, голод, жажда…
В этом и заключается механизм формирования наркотической зависимости - без введения новых, все увеличивающихся доз наркотика, физиологическое равновесие в системе опиоид-рецептор уже не может быть достигнуто. В отсутствие же наркотика, проведение нервных импульсов в опиоидных синапсах уже не может происходить на достаточно интенсивном уровне, в том числе и в "центре удовольствия" мозга. Возникают нейро-физиологические симптомы абстиненции, которые могут сниматься только новыми дозами наркотика, либо алкоголя, поскольку последний, участвуя в образовании морфиноподобных веществ, способен на некоторое время повысить уровень опиоидов в мозгу. Таким путем возникает явление перекрестной наркомании, когда наркотическая абстиненция может сниматься алкоголем, а алкогольная - наркотиком. Формируется смешанная зависимость. Поэтому у наркоманов быстрее формируется алкоголизм, а у алкоголиков - наркомания.
Следует добавить, что по закону обратной связи длительное присутствие в организме в относительно больших концентрациях наркотиков - заменителей эндогенных опиоидов угнетают их синтез, а инактивирующие их ферментные системы - активируются. В результате возникают два новых патофизиологических процесса - усиление синдромов абстиненции и толерантность к наркотическому веществу. Наркоман вынужден увеличивать дозу наркотического вещества, пока наконец функциональные изменения в центральной нервной системе не перейдут в органические. Так формируется вначале психическая, а затем и физическая зависимость от наркотика. Аналогичным образом развиваются процессы адаптации к наркотикам нейронов эмоционально-позитивных центров.
Второй механизм воздействия наркотиков на клеточные структуры определяется липофильностью наркотиков, способностью в определенной степени погружаться в липидный слой биомембран. Все наркотики, и морфин в том числе, являются жирорастворимыми молекулами и, попадая в мембрану клеток и клеточных органелл, изменяют их свойства, состояние жидкокристаллической структуры, вязкость, а следовательно прочность мембран, их избирательную проницаемость и многие другие природные свойства. С этим механизмом действия наркотиков связано не только усиление и ускорение формирования зависимости, но и нарушения гормональной и иммунной регуляции метаболизма, многочисленные неврологические и соматические расстройства, разрушение клеточных мембран прежде всего наиболее уязвимых типов клеток - мозга (вплоть до "плавления мозга", в случае бензомании), печени и других паренхимных органов. Этот механизм действия наркотиков является доминирующим для токсических веществ, включая органические растворители, бензин и именно он определяет формирование токсикоманий.
Третий механизм воздействия наркотиков заключается в их влиянии на ключевые стадии внутриклеточного метаболизма. В первую очередь следует отметить изменение под действием наркотиков окислительных и биоэнергетических процессов. Причем характер эффекта зависит от типа наркотического препарата и длительности его приема. К этому типу воздействия относятся нарушения липидного и углеводного обмена, связанных с аэробным окислением жиров и глюкозы, не затрагивающие анаэробные процессы окисления глюкозы. Установлено, что морфином в значительной степени подавляется дыхание в срезах головного мозга.
Несмотря на разнообразие форм наркоманий, этапность патологических процессов, определяющая их формирование, имеет много общего. Каждая наркомания начинается с позитивно-эмоциональных реакций, за счет которых возникает первоначальное пристрастие. Затем формируется психическая зависимость, сопровождаемая такими явлениями, как абстиненция и толерантность к наркотику. Завершают патологические изменения в организме физическая зависимость от наркотика и органические изменения органов и тканей. Следовательно, несмотря на различие в химическом строении, все вещества, вызывающие формирование зависимости организма, должны иметь близкие точки приложения в соответствующих нейромедиаторных системах.
Следует добавить, что в результате длительного воздействия наркотиков, психостимуляторов и психотропных веществ на структуры центральной нервной системы изменяется состояние нервных сетей во многих ее отделах. На фоне повреждения и исчезновения синаптических образований образуются новые межнейрональные связи, не характерные для неповрежденного головного мозга. Возникновение новых синаптических образований, а следовательно, и создание новых нейрональных цепей и связей, извращение медиаторного механизма приводят к формированию патологических функциональных систем. Особое значение это явление имеет для структур центральной нервной системы - высших вегетативных центров, регулирующих и координирующих деятельность внутренних органов и систем организма. По-видимому, именно в этом заключается причина множественных вегетосоматических изменений, характерных для клиники различных наркоманий. Особое значение в формировании ряда патологических состояний, возникающих под влиянием наркотиков и психотропных веществ, имеет эндокринная система организма, изменяющая в этом случае свои нормальные функции. Экспериментальные и клинические данные показывают, что даже относительно кратковременное потребление наркотиков (морфина, героина, метадона и некоторых других) вызывает значительное снижение половой функции. В экспериментах установлено, что точкой воздействия опиатов в системе гипоталамус-гипофиз-половые железы являются биохимические системы, регулирующих деятельность половых желез.












