158528 (737064), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Несмотря на большой исторический период развития математического моделирования экономики проблема построения экономико-математических моделей далека от окончательного решения: существуют различные модели одного и того же объема, отсутствует единая методологическая база, не всегда надежна проверка на адекватность. Все больше исследователей задумываются о необходимости инвентаризации накопленных экономико-математических моделей, созданию должным образом систематизированного справочника по моделям реальной экономики. К издержкам экономико-математического моделирования следует отнести и возможность под любой экономический план формально создать макроэкономическую модель. Поэтому во взаимоотношении экономического и математического начала в реальной экономической ситуации надо всегда помнить, что математика лишь инструментарий в руках экономиста исследователя, и анализ подобных явлений должен носить содержательный, а не формальный характер.
Дальнейший прогресс экономических исследований тесно связан с более широким использованием математических методов и моделей. Если раньше доминировал чисто математический анализ, то теперь уже выявлены количественные закономерности и построены математические модели многих экономических явлений и процессов. В результате наблюдается более глубокое проникновение в изучаемые процессы, в саму природу явлений. Смелые замыслы познания в макро- и микромире позволяют получить удивительные результаты. Например, некоторые закономерности были найдены чисто математическим путем, а непосредственное наблюдение не позволяло даже установить их присутствие. Поэтому путь математического моделирования экономических процессов и последовательного установления причинно-следственных связей для обеспечения возможности наблюдения, контроля и управления ими есть наиболее эффективное средство для решения различных проблем.
ЭКОНОМИКА И ИНФОРМАТИКА
Сегодня человечество переживает информационную революцию, столь значительную, что она изменяет все аспекты жизни общества. Основным инструментом этой революции стало объединение глобальных компьютерных сетей и информационно-технологических ресурсов во всемирную сеть Интернет. Первой сферой человеческой деятельности, которую изменил Интернет, стала экономика. Внедрение интернет-технологий вызвало сильный и стабильный рост производительности труда, долгое время обеспечивающий одновременное увеличение заработной платы и снижение инфляции. Последнее обстоятельство не укладывается в традиционные представления о функционировании современной рыночной экономики, что дает повод ожидать возникновения нового, пока еще не вполне понятного экономического уклада. Кроме того, принципиально меняется структура рынка труда – появилось много вакантных высокооплачиваемых рабочих мест, связанных с информационными технологиями. В свою очередь рабочие места с механическим характером труда либо исчезают вовсе, либо переносятся в слаборазвитые страны.
В результате на рубеже столетий возникла новая экономика, которую на Западе уже определили как "цифровую" или "сетевую" экономику, несущую радикальные изменения по отношению к действующим рыночным и иерархическим моделям экономического поведения индивидов и организаций.
Интернет подрывает ключевые свойства, делающие рыночные механизмы эффективным средством организации производства и распределения продукции [6]:
-
Исключительность, понимаемую как способность продавцов заставить потребителей стать покупателями - в сетевой экономике собственник товара не в состоянии простыми и дешевыми средствами исключить конкурентов из своего сегмента, то есть электронные возможности тиражирования и доставки продукции практически уничтожают "исключительность", которая стоит в списке основ рыночной системы на первом месте.
-
Соперничество, как наличие производителей, выполняющих одну и ту же операцию с разными затратами, теряет свою обязательность в сетевой экономике, поскольку стоимость тиражирования "цифровой" продукции становиться близкой к нулю и вследствие этого пропадают конкурентные различия между продавцами по их затратам на обслуживание дополнительных заказов.
-
Прозрачность, означающую, что индивиды ясно понимают, что им нужно и достоверно знают то, что они хотят купить - в сетевой экономике акт покупки, во все больших случаях, означает возникновение долгосрочных отношений между продавцом и покупателем. Эта черта хорошо заметна по рынку программных продуктов: периодическое обновление версий программного обеспечения превращает акт покупки как раз в процесс долгосрочного "сотрудничества".
Бизнесу в Интернет присущи низкие управленческие расходы и быстрое распространение продукции, что уменьшает время, которое обычно требуется пройти до начала быстрого роста в индустриальной экономике.
Все чаще можно слышать в последнее время о возникновении так называемой «новой экономики», функционирование которой не поддается общей логике классических учебников экономической теории. Многие интеллектуальные системы, созданные крупными исследователями и экономистами прошлого времени, утрачивают свою аналитическую значимость, перестают быть действенным инструментом в разработке мероприятий экономической политики. Возникшая информационная экономика создала новый вид ресурса - информацию, представляющую собой, при всей дискуссионности такого утверждения, изобильный тип фактора производства.
Сетевая экономика – это среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли, обмена идеями или ноу-хау, или просто для «удовольствия». Один из основных законов сетей известен как закон увеличивающихся отдач. Новые участники увеличивают объем сети, а он, увеличиваясь, вовлекает новых участников. В древности это формулировалось проще: деньги идут к деньгам. Число связей в сети возрастает, как квадрат числа узлов. Добавив несколько новых узлов, мы существенно увеличиваем количество связей.
Например, на создание первой современной факс-машины ушли миллионы долларов, но в единственном экземпляре она не стоила ничего. Вторая факс-машина немедленно придала первой определенную ценность. Появилась возможность передавать кому-то что-то по факсу. Так и теперь: при приобретении нового факса стоимость всего множества факсов увеличивается незначительно, но пользоваться можно всей огромной сетью. Эффект, который называют «эффектом факса», состоит в том, что чем больше узлов в сети, тем более ценной она становится. Этот принцип приходит из будущего, и он противоречит двум главным и очень древним аксиомам настоящего. Первая: ценность определяются редкостью алмазы, золото, нефть и дипломы университетов ценны, поскольку они редки. Вторая: когда товаров много, они обесцениваются ковры полностью потеряли ценность, когда их производство было поставлено на конвейер. Логика сети переворачивает традиционные представления с ног на голову. В сетевой экономике ценность вырастает из изобилия и возрастает от повсеместного распространения («эффект факса»). У привычного индустриального роста есть существенные отличия от закона увеличивающихся отдач сетевой экономики. Во-первых, в индустриальной экономике увеличение продукта идет линейно, а в сети - экспоненциально. Во-вторых, развитие идет за счет усилий одной организации по снижению стоимости продукции. Выигрывает от процесса только эта компания. Увеличивающаяся отдача в сети создается всеми участниками, они же делят и прибыль. Конечно, не все получат одинаковую выгоду, но главная часть ее останется в сети для общей пользы. Сетевая экономика вознаграждает тех, кто продвигает децентрализацию и наказывает остальных. Сегодня машину целиком делают на заводе. В сетевой экономике устанавливается лишь сеть стандартов, поставщиков и потребителей, а она сама уже изобретает машину, вовлекая как можно больше участников в этот процесс и создавая те самые замкнутые круги, выдающие прибыль для всех участников [7].
Возникновение сетевых особенностей в рыночной экономике связано с развитием информационных технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях. Одна из точек зрения по этому вопросу заключается в том, что сетевая экономика - это «качественно новая форма экономического порядка, которая начинает вытеснять иерархические и рыночные формы из обслуживания экономических отношений в обществе» [8].
Появляются информационные продукты, под которым обычно понимаются услуги, пользующиеся спросом для устранения фактического или потенциального информационного дефицита. Информацию дорого производить, но дешево воспроизводить. Экономисты считают, что производство информационного продукта связано с высокими постоянными затратами, но с низкими предельными издержками. Издержки производства первого экземпляра информационного продукта могут оказаться весьма значительными, а последующих копий (издержки воспроизводства) ничтожны. Если новости однажды вышли в эфир, то предельные издержки выпуска дальнейших блоков этих сообщений близки к нулю. Эти выводы в конечном счете свидетельствуют о существенных сдвигах в структуре издержек предприятий в сторону преобладания постоянных затрат. Исследования подтверждают, что в большинстве отраслей их доля заметно возросла, причем максимума она достигает в производстве чипов, где порой превышает 90%. Развитие в сторону доминирования постоянных затрат и уменьшения предельных издержек производства продукта означает для предприятий серьезный вызов, поскольку расходам на опытно-конструкторские разработки, которые должны нести компании ради непрерывного повышения производительности современных технологий, противостоят все меньшие рыночные доходы [9].
Особое значение имеет вопрос, действует ли в индустриальной экономике принципиально другой механизм управления, чем в информационной экономике. Главное различие между этими экономическими формами базируется на том, что старая индустриальная экономика руководствуется эффектом масштаба производства, а новая информационная экономика – сетевым эффектом. Ключевой, концептуальный признак последней – положительная обратная связь.
Основополагающее соотношение между экономическими показателями в классической экономике выражается S-образной кривой, характеризующей связь между показателями затрат и выпуска при предполагаемом постоянстве прочих важных переменных. Эта связь конкретизируется в рамках общепринятой экономической теории, например в теориях производства, издержек, бюджета, заработной платы, прибыли и пр. В результате теоретических поисков был открыт, в частности, закон убывающей предельной доходности. Согласно этому закону доход в зависимости от затрат сначала растет в большей пропорции (область нарастающих предельных доходов), а затем после определенной точки сменяется увеличением в меньшей пропорции (область снижающихся предельных доходов). Исходя из закона убывающей предельной доходности, состояние равновесия хозяйственного развития обычно возникает в точке, где рост затрат на еще приносящую прибыль единицу (предельные издержки) в точности соответствует дополнительной выгоде от этой единицы (предельный доход), благодаря чему максимизируется общая выгода (прибыль). Таким образом, срабатывает отрицательная обратная связь, которая по представлениям классической теории ведет к состоянию равновесия, отражающему оптимальный в данных условиях результат наиболее рационального использования и распределения ресурсов. В идеальном случае этим достигается равновесие между ценами и рыночными долями реализуемой продукции и, как следствие, стабилизация экономики в целом. Это наблюдается в энерго- и материалоемких отраслях, таких, как сельское хозяйство, горнодобывающая отрасль или обрабатывающая промышленность [10].
В ориентированной на сети информационной экономике в отличие от индустриальной доминирует не закон убывающей предельной доходности, а прямые сетевые эффекты и тем самым положительная обратная связь. Это воплощается в возрастающей предельной доходности, которая возникает в том случае, когда динамика поступления доходов идет вверх по экспоненте. Полезность от аккумуляции критической массы определяется, среди прочего, также ожиданиями, которые участники системы связывают с ее развитием. Чем быстрее расширяется система, тем выше готовность потенциальных потребителей подключиться к ней и тем самым повысить ее полезность. В условиях доминирования постоянных затрат и производства с низкими предельными издержками, что характерно прежде всего для информационного продукта, телекоммуникационных услуг или программного обеспечения, производитель должен стремиться к сбыту максимально возможных объемов продукции, чтобы компенсировать высокие первоначальные расходы соответствующими поступлениями. Здесь также возникает эффект усиления, и уже одно только снижение постоянных затрат ведет к непрерывному повышению прибыли. Действие кривой обучения и накопленного опыта также можно рассматривать в качестве источника положительной обратной связи. Это означает, что потенциал экономии, который предприятие может реализовать для повышения доли добавленной стоимости, возрастает с увеличением объемов продукции, в результате чего снижаются реальные издержки в расчете на ее единицу.
















