133052 (721758), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Недееспособность (психическое состояние лица, при котором констатируют утрату способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие нарушений психики, выражающихся в том, что оно (лицо) не может понимать значение своих действий или руководить ими ввиду психического расстройства или слабоумия) устанавливается при совпадении медицинского и юридического критериев. Юридический критерий также дополняет и корректирует медицинский. Иначе говоря, наличие психического расстройства (психического заболевания или слабоумия) само по себе не дает основание говорить о недееспособности. Недееспособными признаются те психически больные, которые вследствие психического расстройства не способны рассудительно вести свои дела, не могут правильно понимать окружающее и жизненную ситуацию и отдавать отчет своим действиям или руководить ими. Психически больные, даже если они страдают тяжелым и неизлечимым психическим заболеванием, но понимают значимость совершенных ими поступков и способны регулировать свое поведение и действия, остаются дееспособными. Эта возможность рассудительно вести свои дела определяется у них наличием таких качеств ума, которые обеспечивают правильное поведение подобных больных в их практической деятельности.
Недееспособность может касаться как отдельно совершенного юридического акта (подписания завещания, заключения договора и сделки), так и способности лица достаточно критично вести свои дела в течение более или менее продолжительного периода времени в будущем.
При экспертизе в гражданском судопроизводстве иногда также важно установить, с какого времени психически больной человек стал недееспособным. Так как в некоторых случаях недееспособность наступает после подписания юридического акта, то такой документ не утрачивает юридической силы. Если же установлено, что сделка (подписание договора, заключение брака) была оформлена в состоянии, когда заключавшее сделку лицо не могло понимать значение своих действий, то такой юридический акт может быть признан недействительным.
Признание субъекта недееспособным осуществляется только судом (в порядке, предусмотренном ГПК РСФСР). Однако согласно ст. 258 ГПК РСФСР ходатайствовать перед судом о признании психически больного недееспособным могут члены его семьи, общественные и профсоюзные организации, прокурор, органы опеки и попечительства, психиатрические лечебные учреждения.
Необходимо помнить, что назначение на судебно‑психиатрическую экспертизу для определения психического состояния субъекта производится судом при наличии достаточной аргументации и данных о его психической болезни или слабоумии. В исключительных случаях, при явном уклонении такого лица от прохождения экспертизы, суд (при участии эксперта-психиатра) может вынести в соответствии со ст. 260 ГПК РСФСР определение о принудительном направлении больного на судебно-психиатрическую экспертизу.
Следует иметь в виду, что при выздоровлении или значительном улучшении психического состояния в виде устойчивой ремиссии лица, признанного недееспособным, суд на основании заключения судебно‑психиатрической экспертизы пересматривает свое решение и признает такого гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 29 ГК РФ дееспособным.
Лица с ограничением дееспособности, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими веществами, не подлежат прохождению судебно‑психиатрической экспертизы, а обследуются психиатрами‑наркологами.
Гражданское законодательство (в отличие от уголовного) не предусматривает возможность применения медицинских мер к истцам и ответчикам. Но эксперт‑психиатр обязан указать в своем заключении (при необходимости) о констатации у испытуемого психического заболевания, представляющего по своему клиническому состоянию «выраженную общественную опасность», а также то, что такой больной нуждается в неотложном лечении в психиатрическом стационаре.
Гражданское законодательство выделяет несколько видов недееспособности (в определении которых активную роль играют эксперты-психиатры):
- общую (полную), регламентируемую ст. 29 ГК РФ (с установлением опеки);
- частичную, установленную для несовершеннолетних, которые в возрасте от 15 до 18 лет совершают сделки (за некоторым исключением) с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей (ст. 26 ГК РФ);
- временную, признающую недействительность сделки, совершенной гражданином, неспособным понимать значение своих действий (ст. 177 ГК РФ);
- специальную (брачную, трудовую);
- процессуальную, предусматривающую возможность истцов и ответчиков участвовать в судебном заседании и давать правдивые показания.
При недобровольном освидетельствовании и госпитализации психически больных, представляющих социальную опасность для общества, возможны конфликтные ситуации.
Таким образом, основным условием недееспособности является психическая несостоятельность истца, ответчика, свидетеля – субъектов гражданского судопроизводства, которые не могли отдавать отчет своим действиям или руководить ими. Помощь суду при решении данной проблемы оказывает судебно-психиатрическая экспертиза3.
3 Судебно-психиатрическая экспертиза
Судебно‑психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия, ее цель – оценить и дать экспертное заключение психическому состоянию подэкспертных (субъектов уголовного или гражданского процесса) во время совершения тех или иных действий, при проведении экспертного обследования и обострении психического заболевания.
Такая цель способствует практическому решению следующих задач судебно-психиатрической экспертизы:
- определению невменяемости за совершенные деяния в уголовном процессе;
- установлению недееспособности за совершенные конкретные действия или во время обострения психического заболевания в гражданском судопроизводстве;
- уточнению процессуальной дееспособности в уголовном (судебно-следственном) и гражданском процессе;
- назначению по показаниям принудительных мер медицинского характера;
- обоснованию прогностических возможностей течения психического заболевания;
- рассмотрению психических противопоказаний для отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Судебно-психиатрическая экспертиза относится к судебным экспертизам, назначаемым и проводимым только при производстве уголовных и гражданских дел. Ее процессуальными основами является правовое соответствие ст. 14 Закона РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР и Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. Дополняет это положение также ст. 52 Основ законодательства об охране здоровья граждан. В ней говорится о том, что судебно-психиатрические экспертные комиссии находятся в государственной системе здравоохранения и поэтому судебно-психиатрическая экспертиза производится экспертами-психиатрами или врачами-психиатрами, работающими в учреждениях Министерства здравоохранения. Однако Основы законодательства предусматривают также возможность включения в состав экспертных комиссий дополнительно врачей, имеющих специальность «судебная психиатрия» с их согласия (по ходатайству гражданина или его адвоката, или его законного представителя перед органом, назначившим такую экспертизу).
Обязательным основанием у вышеуказанных должностных лиц для назначения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе являются: сомнения в нормальном состоянии психического здоровья подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля; странности в их поведении и высказываниях; ссылки на имеющееся хроническое душевное заболевание или слабоумие; последствия черепно-мозговой травмы или заболеваний головного мозга; обследование и лечение в психиатрических стационарах; пребывание на учете (амбулаторное лечение) в психоневрологических учреждениях (диспансерах); прохождение в прошлом судебно-психиатрической или трудовой (военной, профессиональной) экспертизы; отсутствие видимых мотивов и целей совершенного деяния; особая жестокость в насилии и надругательство над потерпевшим; непонятное глумление над трупом; постоянные конфликты (в семье, коллективе, обществе); грубая оппозиция ко всему и ко всем.
Поводом для назначения судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе являются сомнения у суда в психической полноценности истцов, ответчиков и свидетелей, обусловленные неблагоприятным психиатрическим анамнезом и наличием психических расстройств. И особенно тогда, когда суду необходимо установить их способность понимать значение своих действий и возможность руководить ими в момент совершения какого-либо гражданского акта или быть очевидцем этого гражданского акта.
Судьи при проведении гражданского процесса нередко обращают внимание на неприемлимые в обычном понимании особенности речи выступающих на суде (истцов, ответчиков, свидетелей): словоблудие, излишняя обстоятельность, сосредоточенность на второстепенных деталях, разорванность мысли, перескакивание с одного объекта высказывания на другой. Довольно часто за этим стоит психически больной человек, которому необходимо провести не только судебно-психиатрическую экспертизу, но и своевременное медикаментозное лечение. В последние годы актуальность судебно-психиатрических экспертиз в гражданском процессе возросла в связи с введением в действие Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, который говорит о возможности обращения в суд, например, при направлении без обоснованных причин на недобровольную госпитализацию в психиатрический стационар, отсутствии необходимости направления на недобровольное психиатрическое освидетельствование, несогласии с постановкой на диспансерный учет в психоневрологический и наркологический диспансеры, жалобах на действия медицинских работников, трудовых спорах.
Амбулаторная экспертиза – однократное психиатрическое обследование испытуемого (без наблюдения в психиатрическом стационаре) для решения экспертных вопросов; проводится судебно-психиатрическими амбулаторными комиссиями, которые состоят не менее чем из трех врачей-психиатров: председателя, члена комиссии и докладчика. Персональный состав амбулаторной экспертной комиссии утверждается местными органами здравоохранения по представлению республиканского, краевого, областного или городского психиатра.
На испытуемого, обследуемого амбулаторной судебно-психиатрической комиссией, составляется заключение (акт), обосновывающее диагноз и судебно-психиатрические выводы.
Если амбулаторная экспертиза не может ответить на поставленные на ее разрешение вопросы, она дает заключение о необходимости помещения испытуемого на стационарное обследование.
Стационарная экспертиза – медицинское обследование в психиатрическом стационаре (как правило, не более 30 дней) обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших и других лиц для решения экспертно-диагностических вопросов с применением клинических, параклинических, психологических, лабораторных и других методов исследования. Проводится только в психиатрических стационарах, где организуются стационарные судебно-психиатрические экспертные комиссии, состоящие не менее чем из трех врачей-психиатров: председателя, члена комиссии, докладчика, проводящего наблюдение за испытуемым. Персональный состав комиссии утверждается местными органами здравоохранения.
Для проведения экспертизы испытуемые помещаются в судебно-психиатрические отделения, а при отсутствии таковых – в специально отведенные палаты общих отделений психиатрических (психоневрологических) учреждений. При проведении экспертизы применяются необходимые методы медицинского исследования, а в соответствующих случаях и лечение.
В случае невозможности вынести окончательное заключение о психическом состоянии и вменяемости в течение месяца, стационарная экспертная комиссия принимает решение о необходимости продления срока испытания, копия которого направляется органу, назначившему экспертизу.
В тех случаях, когда для решения вопроса о психическом состоянии испытуемого необходимо компетентное суждение врачей других специальностей, органами, назначившими экспертизу, могут быть созданы комплексные экспертные комиссии.
4 Принудительные меры медицинского характера, применяемые к психически больным
Принудительные меры медицинского характера – это форма государственного принуждения, назначаемого судом, в отношении психически больного, представляющего социальную опасность вследствие психического заболевания и совершения им общественно опасного деяния.
Законодатель установил, что лица, совершившие правонарушения в состоянии невменяемости, обусловленном хроническими или временными психическими расстройствами, не являются преступниками, и они не подлежат наказанию и воспитательному воздействию в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. К ним, как и к психически больным, и к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотиками и их суррогатами, совершившим преступления и признанным вменяемыми, по определению суда могут быть назначены различные меры медицинского характера. Эти меры в отношении психически больных являются исключительно медицинским мероприятием, направленным на лечение психических заболеваний, и осуществляются в целях предупреждения повторения ими социально опасных действий (поступков) для общества, совершаемых по болезненным мотивам.
В ст. 13 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» говорится:
1. Принудительные меры медицинского характера применяются только по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР (это положение было дополнено в 1996 году ст.ст. 22 и 97 УК РФ о возможности ряду лиц при определении наказания назначать и принудительные меры медицинского характера).
2. Вышеуказанные меры осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения, и лица, помещенные в них, пользуются всеми правами, распространенными на лиц, госпитализированных в обычные психиатрические стационары (например, обращение к администрации по вопросам лечения и обследования, подача жалоб без цензуры, встреча с адвокатами и священнослужителями, исполнение религиозных обрядов и ношение религиозной атрибутики, выписка газет, получение вознаграждения за труд и др.).
Организационно порядок рассмотрения принудительного лечения судом осуществляется после разбирательства уголовного дела, но также в судебном заседании в присутствии лица, в отношении которого оно решается (если позволяет его психическое состояние), с участием прокурора и адвоката, а при необходимости свидетелей, потерпевших и эксперта-психиатра. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертной комиссии после обсуждения принимает решение о применении к такому лицу принудительных мер медицинского характера. Эта форма медицинских мер в соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ может быть назначена следующей категории лиц:
а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, в состоянии невменяемости (то есть тем, кто совершил убийство, изнасилование, хулиганство, кражу, разбой, государственную измену, причинившим другому вред здоровью, участвующим в актах терроризма, бандитизма, вандализма, шпионажа и многих других);
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания (то есть во время проведения следствия и суда или при отбывании наказания и нахождении в исправительном учреждении);















