131187 (721037), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В Пифагорейской школе, связывавшей воедино число-звук-цвет, фиолетовый цвет соотносится с числом «11».
Опираясь на исследования М. Люшера, можно проанализировать предпочтение или отвержение фиолетового цвета в одежде. С начала восьмидесятых годов фиолетовый цвет считается модным. Особенно он распространился в феминистическом движении на Западе. Конечно же, важную роль при этом играют нюансы фиолетового цвета. Светлый розово-фиолетовый (pink) цвет может соответствовать приверженности к музыке Pink-Floyd или soul. Если в одежде человека есть элементы глубоких фиолетовых тонов, то это может говорить о желании очаровывать, покорять своим волшебством и, в то же время, быть самому очарованным и покоренным волшебством. Глубокий фиолетовый цвет связан со стремлением к магии и магическим действиям, которые также в последние годы становятся все более массовыми и популярными.
Склонность к изысканности, к эксцентричности всегда была связана с особым предпочтением фиолетового цвета.
Еще несколько поколений назад темный фиолетовый цвет считался цветом старости, цветом бабушек, а также вдов. Когда этот цвет выбирает сегодня молодое поколение, это может говорить также и о некоторой ностальгии к прошлому. Изоляции и отчуждению во многих областях общественной и личной жизни противостоят сегодня у многих наших современников особенно сильные желания взаимного проникновения и слияния в области межличностных отношений. Аналогичная ситуация наблюдается в религиозной области, где одновременно существуют, с одной стороны, тенденции поиска и стремления к слиянию с духовными группами и их лидерами, а с другой стороны, поиск собственного мистического опыта.
Если, с одной стороны, в этом можно видеть скорее регрессивные тенденции бегства и поиска убежища в неразделенности противоречий, которую символизирует фиолетовый цвет, то, с другой стороны, прогрессивная противоположная тенденция связана со стремлением снять существующую расколотость на противоположности, например, символизируемые красным и синим полюсом переживаний. Цель этой тенденции - интеграция противоположностей в единую целостную личность. В этом контексте можно рассматривать, например, стремление феминистического движения одинаково развивать мужские и женские составляющие личности женщины, а не ограничиваться более на зауженных представлениях о женской половой роли. У мужчин иногда наблюдается похожая тенденция, направленная на достижение новой целостности личности. Такую целостность и символизирует фиолетовый цвет.
В этой связи можно упомянуть и частый выбор фиолетовой одежды гомосексуальными парами внутри женского движения. При этом женское начало как бы достигает полноты и самоутверждения в фиолетовом цвете, приобретает уверенность и самостоятельность, переставая быть ориентированным на отношение к мужчине.
Для биполярности или бисексуальности также характерен фиолетовый цвет соединяющий в себе два полюса: красный и синий.
Превращение фиолетового цвета в модный цвет и сохранение его популярности уже в течение многих лет связано, возможно, с утверждением нового антропологического идеала, андрогина или человека-гермафродита. Гермафродит отнюдь не аморфен и недифференцирован, он также уже оставил позади в своем развитии стадию определения в своей сущности полярности мужской и женской составляющих. Гермафродит находится как бы по другую сторону этой полярности, стоя «выше» разделения на мужское и женское, одновременно включая в себя в единой целостности и ту, и другую составляющую. Согласно легенде, гермафродит появился из слияния двух полных величия и славы начал, мужского и женского, Гермеса и Афродиты.
В отличие от гермафродита андрогин - это недифференцированная сущность, в которой еще не выделилась поляризация мужского и женского. И ту, и другую форму сочетания составляющих фиолетового цвета и символизирует собственно фиолетовый цвет. В одном случае он выражает недифференцированное, полное внутреннего напряжения смешение двух начал, в другом, - сознательное объединение в целостную, взаимоуравновешивающую сущность.
Архетипы
На уровне архетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяния католических священников, как посредников между небом и землей.
Посредником между небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традиция иконографии изображает принявшего человеческий облик и человеческие страдания Христа в фиолетовых одеждах.
Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос выполнил в человеческом воплощении свою миссию, кульминацией чего стало распятие на кресте. Отдавая витальное красное начало, которое характеризует его как человека, он переходит в трансцендентальную синюю сущность, которая характеризует его как Сына Божия. Этот путь можно символически представить фиолетовым цветом, в котором красная составляющая отступает, уступая место синей составляющей. J. Chevalier так выражает единство противоположных друг другу сил фиолетового цвета, символически характеризующее Христа: “Христос словно в браке с самим собой”.
Фиолетовый цвет - это также цвет мучеников, которые, как и Христос, причастны к таинству преображения. Это архетипическое значение фиолетового цвета проявляется в больших христианских праздниках, символизирующих обновление. В католической церкви в предрождественские дни, во время страстной недели и поста передняя часть алтаря украшается предметами фиолетового цвета.
Как цвет творческого напряжения и преображения фиолетовый цвет встречается во многих проявлениях архетипов преображения мира. Например, книжные иллюстрации раннего средневековья изображали орла, крик которого открывает Апокалипсис, в фиолетовом цвете. Вся апокалипсическая сцена с криком орла и трубным звоном изображалась на фиолетовом фоне, который позволял интерпретировать ее как преображение мира. Рождение Христа, с которым христианская традиция связывает начало новой эры, в традиции книжной живописи раннего средневековья изображалось на фоне индиго, самого темного оттенка фиолетового цвета.
Архетипический образ двуполости, олицетворяемый в греческой мифологии гермафродитом, связан с символикой фиолетового цвета. Алхимия связывает фиолетовый цвет с процессом духовной трансформации.
В индийской культуре фиолетовый цвет часто символизирует переселение душ. В западноевропейском фольклоре фиолетовый цвет, наряду с синим, символизирует верность. При этом соединение мужского и женского символически представлено здесь как соединение синего и красного в фиолетовом цвете.
Очень интересная амбивалентная символика присуща фиолетовому полудрагоценному камню аметисту. В греческом языке “аметисиос” означает “непьющий”. Возможно, поэтому в античном мире этот камень использовался как средство против яда и опьянения. В христианской культуре аметист, благодаря своему цвету, напоминающему скромную фиалку, носили как символ смирения и покорности, связывая их со страданиями Христа. В строительстве небесного Иерусалима одним из основных камней считался аметист.
Шкала нюансов фиолетового цвета и их символики распространяется от витального красного цвета, самого теплого полюса этой шкалы, до трансцендентного синего цвета, самого холодного полюса. Между этими полюсами можно выделить следующие цвета: пурпурный, красно-фиолетовый, лиловый (средне-фиолетовый), сине-фиолетовый и индиго.
Пурпурный или «остывший» красный цвет воплощает достоинство и авторитет. В этот цвет окрашены одежды властелина богов Юпитера, а также византийского императора. Традиция изображения императора распространилась в византийском искусстве на цвет царственного пурпурного плаща Иисуса Христа на многочисленных византийских мозаиках, что придает его образу скорее царственное, чем страдающее значение. В этом же контексте можно рассматривать и пурпурное одеяние католических кардиналов.
Красно-фиолетовый цвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себе сильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явно преобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие. Он может как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действовать как что-то болезненное и тщедушное.
В лиловом или средне-фиолетовом цвете красная и синяя составляющие уравновешивают друг друга. Лиловый цвет воплощает равновесие, соединение противоположностей между небом и землей, чувственным и духовным, любовью и мудростью, что находит свое символическое воплощение в образе андрогина и гермафродита. Как соединение мужского и женского начала лиловый цвет символизирует также верность. Это цвет меры, соразмерности, воздержанности и скромности.
Сине-фиолетовый цвет с преобладанием синей составляющей опять же несет в себе сильное напряжение, действует как что-то тяжелое и неспокойное, что выражается в символике жертвы, раскаяния, смирения и покаяния. В сине-фиолетовых одеждах предстает страдающий Христос в Гефсиманском саду и при распятии на кресте. Иногда в сине-фиолетовых одеждах изображается Мария Магдалена.
Черная тяжесть окончательно перевешивает в цвете индиго, самом темном оттенке фиолетового цвета. Индиго - это цвет Апокалипсиса, цвет гневных тибетских богов Бардо. Именно этот оттенок фиолетового цвета вызывал у испытуемых Ф. Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912) непреодолимые мысли о смерти и конце мира.
Литература
-
Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349
-
Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220
-
Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос” 1996
-
Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, 3, 4
-
Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991
-
Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30
-
Лапланш, Ж.; Понталис, Ж.-Б.: Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. - М., Высш. шк. 1996
-
Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, 4, с. 44-54
-
Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, 5, с. 39-47
-
Обухов, Я.Л.: Синий цвет, Журнал практического психолога, 1997, 1, с. 30-41
-
Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, 2, с. 65-79
-
Обухов, Я.Л.: Оранжевый цвет, Журнал практического психолога, 1997, 5
-
Обухов, Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997
-
Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950
-
Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974
-
Cooper, I.C.: An illustrated Enzyclopaidie of Traditional Symbols, London 1978
-
Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, München 1956
-
Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951
-
Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975
-
Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961
-
Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962
-
Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980
-
Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980
-
Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970
-
Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983
-
Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912















