130547 (720774), страница 3
Текст из файла (страница 3)
многочисленные случаи искажения информации в гипнотическом состоянии, выдача фантазий и домыслов за реальность, бессознательная попытка угодить психоаналитику и т.д.;
проявляющийся в состоянии гипнотического транса эротизм, переносимый на психоаналитика и тем самым затрудняющий дальнейшую работу;
существовавшее (и существующее) в медицинских кругах мнение о не научности гипноза и профессиональной не этичности получения информации под гипнозом (кстати, по законам США информация, полученная под гипнозом, не является доказательством в суде);
стремление показать, что психоанализ это самостоятельное, более глубокое и масштабное научное явление, чем гипнотерапия, и что не только может, но и должен ради научной точности обходиться без гипноза. Надо сказать, что некоторые современные психоаналитики успешно применяют гипноз и считают его во многих случаях весьма эффективным средством работы с бессознательным пациента. Разумеется, в этом случае необходима верификация объективности полученной под гипнозом информации.
Итак, Фрейд, пройдя через гипноз, возникший в свою очередь из месмеризма, отказался от его применения при психоанализе. Однако к моменту отказа Фрейда от гипноза и во многом благодаря работе с гипнозом уже сформировались основные черты учения, оказавшего огромное влияние не только на медицину и психологию, но и на всю культуру современного общества.
Современная точка зрения на гипноз. Гипноз, по своей сущности, резко отличается от состояния ночного сна. Гипноз - это специфическая разновидность бодрствования, т.е. это не сон и не промежуточное состояние между сном и бодрствование. Прежде всего, об этом свидетельствует характер ЭЭГ: при гипнозе электрическая активность представлена сверхмедленными колебаниями или декасекундным ритмом. Вначале наблюдается альфа-ритм, который сменяется медленными волнами, генерируемыми с частотой от 3-5 до 10-16 колебаний в минуту (т.е. не в секунду). Итак, гипноз - особое состояние человека, вызываемое искусственно с помощью внушения и отличающееся избирательностью реагирования, повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и к понижению восприимчивости к другим влияниям.
Гипноз характеризуется различной глубиной изменений в состоянии ВНД. В связи с этим предложено выделять различные стадии гипноза. Согласно В.М. Бехтереву, существует малый гипноз или поверхностный, средний гипноз и глубокий гипноз. П.И. Буль придерживался такой же классификации, введя дополнительно обозначения гипноза 1-й, 2-й и 3-й степени соответственно. Форель выделял стадию сонливости, стадию гипнотаксии и стадию сомнамбулизма. Согласно И.П. Павлову, в гипнотическом состоянии есть три фазы:
уравнительная, в которую все раздражители, независимо от их интенсивности, действуют одинаково;
парадоксальная, при которой слабый раздражитель оказывает эффект, в то время как сильный раздражитель не действует;
ультрапарадоксальная; в эту фазу возникает ответ на действие стимулов, на которые организм в состоянии бодрствования не реагирует.
В одной из современных классификаций гипноза выделяется четыре стадии:
1. стадия гипноидности - она сопровождается легкой дремотой, мышечным и психическим расслаблением (релаксацией), миганием и закрыванием глаз, но при этом сохраняется способность к произвольным движения. Иначе говоря, гипнотизируемый может сознательно управлять своими движениями.
2. стадия легкого транса: для нее характерна спонтанная и внушаемая каталепсия (восковая гибкость) конечностей, т.е. конечности могут длительное время находиться в необычном положении. На этой стадии происходит утрата возможности совершения произвольных движений.
3. стадия среднего транса: при ней возникают амнезия и изменения личности; в этой стадии возможны простые гипнотические внушения.
4. стадия глубокого транса: именно в эту стадию возможен сомнабулизм (снохождение) и развивается максимальная способность к внушения, так как в эту стадию сохраняется способность слышать врачей, а в то время как остальные виды информации - зрительная, тактильная - не доходит до сознания. Иначе говоря, именно эта стадия является собственно гипнозом, т.к при ней нарушается работа ассоциативных зон коры, за счет которых в обычном бодрствующем состоянии сознания осуществляет оценку реальности происходящего, в том числе, как говорил В.М. Бехтерев, оно совершает "критику" речи.
Все сказанное позволяет нам заключить, что гипноз - это такое состояние познания, при котором существенно нарушается деятельность ассоциативных зон коры больших полушарий, в результате чего человеку можно вводить любые мысли через критики, а на их основе вырабатывать комплекс условных рефлексов.
Следует несколько подробнее остановиться на явлении кататонии и сомнамбулизма. У животных возможно достижение при гипнозе только стадии гипнотического сна и кататонии. Считается, что кататоническое состояние, при котором достигается необычайно резко выраженный тонус мышц, является генетически запрограммированной реакцией, вызываемой воздействием на организм различных раздражителей, могущих привести к гибели организма, т.е. кататония рассматривается как реакция на страх смерти. Ощущая невозможность избежания бегством от опасного для жизни раздражителя, например, при погоне хищника, животное переводит себя в состояние оцепенения, т.е. в состояние полной обездвиженности, сто имитируя состояние трупа, зачастую предотвращая нападение преследователя. В состояние кататонии может быть переведен и человек под воздействием монотонных движений гипнотизера (пассы), его словесных приказов (раппорты). В состоянии кататонии мышцы человека настолько повышают свой тонус, что тело его может быть положено на две подставки - под голову и под пятки - и в таком положении удерживаться довольно длительное время, неся на себе дополнительную нагрузку в виде различного рода значительных тяжестей, налагаемых на грудь и живот гипнотизируемого. В состоянии кататонии может перевести себя и сам человек, используя приемы специальной тренировки по системе йоги. Такой человек по достижении кататонии, согласно йоги, вступает в наиболее тесную связь с высшими космическими силами, черпая от них необходимую для жизни энергию. Вот, например, как описывает Блаватская в своей книге "Из пещер и джунглей Индостана" факиров, достигших состояния кататонии." В пагоде… мы заметили трех совершенного голых и весьма древних факиров. Черные сморщенные, худые как скелеты, с седыми, как лунь шиньонами на головах, они сидели или, скорее, стояли в самых, как нам показалось, невероятных позах. Один из них, опираясь буквально одной правой ладонью в землю, стоял перпендикулярно, вытянувшись, головой вниз и ногами вверх: тело его было также неподвижно, как если бы вмести живого человека он был сухим деревянным сучком. Голова не касалась земли, но приподнималась немного вверх в самом ненормальном положении, глаза закатывая вверх, таращила их прямо на солнце… нас уверяли, что этот аскет проводит в подобной позе все дни своей от полудня до солнечного заката… мы провели с факиром ровно час и двадцать минут, и во все это время факир не пошевелил ни одним мускулом".
Таким образом, состояние кататонии является, возможно, общим состоянием для человека и животных. В данное состояние могут входить представители различных видов животных, стоящих на разных ступенях эволюции - насекомые, ракообразные, рыбы, рептилии, амфибии, млекопитающие и приматы - то есть животные как обладающие корой полушарий головного мозга, так и целиком лишенные ее. В прямых опытах было показано, что крыс, предварительно лишенных коры головного мозга операционным путем, можно перевести в состояние кататонии значительно быстрее и легче, чем контрольных животных. С другой стороны, было показано, что при раздражении некоторых центров ретикулярной формации, обеспечивающей регуляцию тонуса мышц высших животных и человека, достигается более быстрое формирование кататонии. Отсюда однозначный вывод, что кора головного мозга не играет главенствующей роли при формировании кататонии - своеобразной стадии гипнотического состояния.
Исходя из имеющихся экспериментальных данных, состояние кататонии объясняется следующим. При осуществлении рефлекторной деятельности от ЦНС на эффекторы, т.е. на мышцы, идет побудительная нервная импульсация, приводящая в конечном итоге к повышению тонуса мышц и осуществлению ими той или иной формы сокращения. Эта связь (ЦНС - эффекторы) является классическим примером прямой положительной связи между двумя функциональными структурами организма. Но во время работы эффектора по путям обратной афферентации идет нервная импульсация на ЦНС, снижающая тонус центров ЦНС, ограничивающая или прекращающая при достижении цели рефлекторного акта поток нервной импульсации от ЦНС на эффекторы. Данная связь (эффекторы - ЦНС) может быть описана в качестве классического примера обратной отрицательной связи между функциональными структурами в организме. При отсутствии или при блокировании путей обратной отрицательной связи на эффекторы будет направляться ничем не ограничиваемая, ничем не удерживаемая нервная импульсация, что ведет, в конечном итоге, к нарастанию тонуса мышц до состояния кататонии как одной из стадий гипнотического состояния человека и животных.
Стадия сомнамбулии может быть достигнута только на человеке. Отсюда и механизм возникновения данной стадии должен быть отличен от механизма вызова стадии кататонии. В этот период, находящийся под гипнозом человек отчетливо различает и оценивает словесные установки (раппорты) гипнотизера. Посредством раппортов можно навязать испытуемому любое действие, которое, однако, не должно восприниматься им как действие аморальное. Сроки выполнения навязанного раппортом действия могут быть отодвинуты во времени на месяцы и даже на годы, но многочисленные наблюдения над людьми в состоянии сомнамбулии показывают, что данные действия обязательно будут осуществлены. В состоянии сомнамбулии из недр памяти испытуемого может быть извлечена очень обширная и детальная информация о событиях далекого прошлого. Типичный пример: получение информации от 60-летнего каменщика о всех трещинах кирпичей, которые он укладывал в стены, строящихся им домов. В состоянии сомнамбулии человек по раппорту точно осуществляет реакции, характерные для давно прошедшего детства. Очень интересно наблюдать за взрослыми людьми, когда на раппорт гипнотизера о необходимости написать что-то, характерное для 5 - 7 летнего ребенка испытуемые заявляют, что они либо не умеют писать вообще, так как они ещё не ходили в школу, либо же чертят на бумаге сугубо детские каракули. Имеются данные, что посредством раппорта можно у человека вызвать рефлекторные реакции, относящиеся к периоду грудного возраста, например, дискоординацию движений глазных яблок.
Ввиду того, что формирование поведенческих реакций гипнотизируемого возникает под влиянием словесных приказов гипнотизера, становится совершенно очевидным, что в формировании стадии сомнамбулизма решающую роль играют нейроны височной и лобной долей левого полушария головного мозга, входящие в состав центров Вернике и Брока как центров, обеспечивающих понимание смыла словесных сигналов и моторику членораздельной речи вообще. Но, естественно, возникает вопрос - почему слово гипнотизера приобретает характер безусловности исполнения? Почему гипнотизируемый, находясь после сеанса гипноза во вполне сознательном состоянии, совершает, тем не менее, в урочный, определенный раппортом час, навязанное ему действие или поступок? Отвечая на эти вопросы, нужно остановится на различиях воздействия словом и материальным фактором внешней среды на организм человека.
По И.П. Павлову, обладающее смыслом слово является специфическим раздражителем 2-ой сигнальной системы действительности, достигающей наибольшей степени выраженности только у человека. Слово, являясь абстракцией от реального раздражителя внешней среды, обладает способностью к построению абстракций все возрастающего порядка и, в то же время, способностью формированию общностей. И каждый член словесной общности способен к самостоятельному вызову рефлекторной реакции условного порядка, которая была выработана на применение любого иного словесного члена общности, например, выработав условный рефлекс на слово воробей, мы получим ответ и на применение любого наименования птицы (голубь, страус или цапля, голубь, например, выработав условный рефлекс на слово воробей, мы получим ответ и на применение любого наименования птицы () та), и на определение птицы вообще. Отсюда, вследствие создания общности, словесный раздражитель воздействует на кору головного мозга значительно сильнее, чем отдельный материальный фактор внешнего мира, создавая в коре очень большой по площади охвата доминантный очаг возбуждения, подчиняющий себе все очаги, все нервные центры, деятельность которых направлена на осуществление менее значимых поведенческих реакций. Достичь подобного, необычайно резко выраженного уровня доминантности нервного центра от словесного раппорта помогает уже отмеченное ранее торможение путей обратной афферентации во время стадии кататонии. После этих объяснений представляется довольно точно следующее определение: гипноз - это видоизмененное психическое состояние, обусловленное снижением нервной импульсации на кору головного мозга от афферентов тела (кататония) и формированием необычайно сильного доминантного состояния нервных центров коры головного мозга от словесных раппортов гипнотизера. Известно, что способность войти в состояние гипноза зависит от индивидуальных особенностей гипнотизируемого. В стадию гипноидности входят около 100% людей, в стадию легкого и среднего транса - 60%, а в стадию глубокого транса, или собственно в гипноз - лишь 20% людей. Полагают, что восприимчивость к гипнозу зависит от того, на сколько индивидуум способен "включать в себя" внешний стимул, сделать его частью своего "я". Определенное значение в восприимчивости к гипнозу имеют взаимоотношения гипнотизера и гипнотизируемого ("сумасшедшие вдвоем"). Каждый "играет" ту роль, которую он выбрал для себя, и получает то, что хотел. При этом существенную роль играют личность, известность, социальный престиж и соответствующая внешность гипнотизера. Восприимчивость к гипнозу резко возрастает в больших группах, при этом усиливает гипнотическое воздействие "эффект толпы", поэтому не допустимо использование гипнотического воздействия в лечебных целях на большие коллективы людей, каждый из которых может иметь различные психические и соматические заболевания. Оценка степени восприимчивости к гипнотическому воздействию затрудняется вследствие отсутствия объективных критериев глубины транса. В специальной литературе описаны различные методы определения степени восприимчивости к гипнотическому воздействию, т.е. к внушению. Например, испытуемый стоит спиной к исследователю, который приближает свои ладони к голове испытуемого и при этом внушает: "Как только я начну убирать ладони, Вы медленно будете падать назад". При хорошей внушаемости тело исследуемого, действительно, наклоняется назад. Второй пример: исследователь демонстрирует три совершенно чистые пробирки под номерами 1, 2, 3 и при этом задает вопрос: "В какой пробирке был бензин, нашатырный спирт, вода?". Испытуемый с высокой степенью внушаемости будет утверждать, что спирт находится в пробирке под номером, к примеру, 2, а бензин - под номером 3. При отсутствии способности к внушению испытуемый ответит, что ни в одной из пробирок не было спирта и бензина. Третий пример: исследователь выливает из бутылки на ватку обычную воду, задавая при этом вопрос: "На ватку вылита неприятная жидкость. Кто из вас почувствовал неприятный запах?". Четвертый пример: исследуемому дают держать длинную нить, на конце которой свободно весит коробочка. Исследователь указывает, что в коробочке содержится железный предмет (реально - его там нет). Для проверки, есть ли, действительно, этот предмет коробочке, исследователь пользуется магнитом. При высокой внушаемости груз, подвешенный за нить, следует за магнитом и раскачивается. В целом, внушаемый тот, у кого большая часть проб дает положительный результат.











