13852-1 (714408), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора, исчерпываются положениями ст. 390 ГПК РФ. Суд вправе: оставить судебное постановление без изменения, надзорную жалобу или представление без удовлетворения; отменить судебное постановление полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; отменить судебное постановление и оставить жалобу без рассмотрения либо прекратить производство по делу; оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; отменить либо изменить судебное постановление и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Часть 2 ст. 390 также содержит правило об обязательности указаний вышестоящего суда о толковании закона для судов, вновь рассматривающих дело. Однако вышестоящий суд не имеет права указывать, как следует по существу разрешить возвращенное дело, такое указание было бы нарушением принципа независимости судей.
Наконец, возникает вопрос о том, как может повлиять реформа российского надзорного производства на порядок и сроки возможных обращений в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Физические лица, неправительственные организации и группы частных лиц из РФ, в соответствии со ст. 34 Конвенции получили право на такое обращение [4] с 5 мая 1998 г. - даты вступления для России в силу Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [5]. Конвенция и Протокол № 11,положения которого в настоящее время интегрально включены в текст Конвенции, формулируют условия подачи жалобы в Европейский суд. Одно из таких условий – полное использование всех внутригосударственных правовых средств судебной защиты (ст. 35 Конвенции).
В период действия ГПК РСФСР Европейский суд исходил из тезиса о том, что надзорное производство в России не является нормальным и доступным этапом гражданского процесса, следовательно, «для исчерпания всех внутренних средств правовой защиты достаточно пройти две инстанции» [6] т.е. получить решение кассационного суда.
Но теперь возбуждение надзорного производства не зависит от дискреционных полномочий должностных лиц и заинтересованные субъекты вправе непосредственно обжаловать вступившие в законную силу судебные постановления в три надзорные инстанции. Отсюда возникает и требует специального анализа вопрос о том, когда должны считаться пройденными в смысле требований Европейского суда по правам человека все пути внутригосударственной защиты и с какого момента надо исчислять шестимесячный срок, в течение которого этот Суд принимает дела к рассмотрению согласно ст. 35 Конвенции.
Список литературы
[1] СЗ РФ. 2002. № 46.Ст.4532.
[2] Пост. Пленума ВС РФ « О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» 20.01.2003, № 2 // Российская газета 25.01.2003. № 15/3129.
[3] Некоторые разъяснения ч. 2 ст.376 ГПК РФ даны в указ. Пост. Пленума ВС РФ.
[4] «..Конвенция защищает права лишь отдельных лиц, а не групп как таковых. Положения Конвенции не допускают actio popularis. При этом вполне возможно подавать жалобы от групп физических лиц, но каждое лицо должно мотивированно утверждать, что оно является жертвой нарушения положений той или иной статьи Конвенции» - Ю. Берестнев. «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и прецедентная практика Европейского суда по правам человека и защита национальных меньшинств».//Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение. 2001. № 2. С.92.
[5] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.50 г.) (с изм. и доп. от 21.09.70 г., 20.12.71г., 01.01.90г., 06.11.90г., 11.05.94г.) // СЗ. 18.05.98.№ 20.Ст. 2143.
[6] Россия и европейское право: Материалы международной научно-практической конференции (11-12.05.2000г., г. М.). Выступл. Туманова В.А.- - М.: Изд-во НОРМА. 2001.С. 46











