117967 (713123), страница 2
Текст из файла (страница 2)
— осуществление Советом Федерации своей доли назначений в состав совместного органа Палат Федерального Собрания, осуществляющего функцию парламентского финансового контроля — Счетную Палату; согласно Конституции РФ, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной Палаты и половину состава ее аудиторов (п. 1 «и» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).
В-седьмых, Совет Федерации, как и полагается Палате Парламента, осуществляет наряду с Государственной Думой законодательные полномочия. Выше уже указывалось, что «специализация» Совета Федерации в законодательном процессе заключается в том, что он «одобряет» законы, принятые Государственной Думой; либо отклоняет их (применяет право «вето») (п. 4 ст. 105 Конституции РФ).
Одобрение закона Советом Федерации осуществляется одним из двух способов:
-
либо в «активной форме» — то есть путем голосования в Совете Федерации, при котором члены Совета Федерации высказываются в поддержку Федерального Закона;
-
либо в «пассивной форме» — то есть если в установленный Конституцией РФ срок Совет Федерации не рассмотрит Федеральный Закон, принятый Государственной Думой, считается, что он как бы «молчаливо» одобрил закон (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).
В Конституции РФ 1993 г. устанавливается время, когда действует правило об активном способе одобрения Федерального Закона Советом Федерации: в течение 14 дней со дня передачи федерального закона из Государственной Думы в Совет Федерации (пп. 3 — 4 ст. 105 Конституции РФ). Если в течение этого срока закон не был рассмотрен Советом Федерации, Конституция РФ квалифицирует эту ситуацию как пассивную форму одобрения закона Советом Федерации. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 23 марта 1995 г. «О толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ» дал толкование конституционной норме о четырнадцатидневном сроке законодательной процедуры в Совете Федерации, которое имеет важное значение, т. к. Совет Федерации работает в режиме не постоянных, а периодических заседаний, — чтобы не было манипулирования по поводу «молчаливого одобрения» закона Советом Федерации. Конституционный Суд РФ разъяснил, что четырнадцатидневный срок надо понимать как время, в течение которого Совет Федерации обязан не завершить, а обязан приступить к рассмотрению федерального закона, с тем, чтобы завершить рассмотрение законопроекта на ближайшем заседании Совета Федерации. Как гласит Постановление Конституционного Суда: «Рассмотрение законов в Совете Федерации должно начаться не позднее 14 дней после передачи в Совет Федерации». Если же «Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, то... рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении».
При голосовании закона в Совете Федерации требуется определенный кворум. Требования кворума закреплены Конституцией РФ; «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой Палаты» (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.). Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. «О толковании статей 103 (ч. 3); 105 (ч. 2, 5); 107 (ч. 3); 108 (ч. 2); 117 (ч. 3); 135 (ч. 2) Конституции РФ» дал разъяснение соответствующей конституционной норме. Конституционный Суд разъяснил, что понятие «общее число членов палаты» надо понимать как конституционно установленное число членов Совета Федерации — 178 человек, а не как число фактически избранных депутатов.
Вместе с тем, в Конституции РФ закреплены категории законов, которые могут быть приняты Советом Федерации только «активным» способом, т. е. категории законов, которые подлежат обязательному рассмотрению не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.:
«Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира».
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы РФ, имеющие ранг «конституционных» (п. 2 ст. 108 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). Эта новая категория законов, которые впервые названы в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Они имеют более высокую юридическую силу в сравнении с обычным законом. При голосовании за конституционные законы в Совете Федерации требуется более высокий процент голосов. Федеральный конституционный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него подано не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 108 Конституции РФ 1993 г.).
Отклонение закона Советом Федерации.
Согласно Конституции РФ Совет Федерации вправе не только одобрить, но и отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. В этом случае «палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).
Наделение Совета Федерации правом вето (отклонения закона) означает, что Совет Федерации сконструирован как «верхняя палата», как своеобразный контрольный орган по отношению к Государственной Думе; как «фильтр», через который должны пройти законы, принятые Государственной Думой. Однако указанная функция Совета Федерации не перечеркивает значение законодательной деятельности Государственной Думы. Дело в том, что право вето Совета Федерации не является абсолютным, оно может быть преодолено Государственной Думой путем повторного голосования и более высокого процента голосов при повторном голосовании. Как указывается в Конституции РФ: «В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы» (п. 5 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).
Процедуры реализации полномочий Совета Федерации «расписаны» в особом документе, который принимается самим Советом Федерации — Регламенте Совета Федерации. Первый регламент Совета Федерации Федерального Собрания принят постановлением Совета Федерации 28 июля 1994 г. В последующем принят Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Ныне действует Регламент Совета Федерации, утвержденный его постановлением от 30 января 2002г.
Наконец, в-восьмых, к компетенции Совета Федерации относятся в определенном объеме и полномочия, касающиеся поправок Конституции и пересмотра Конституции РФ. Здесь Совет Федерации имеет одинаковые полномочия с Государственной Думой.
— Каждая из Палат Федерального Собрания, либо 1/5 каждой Палаты могут вносить предложения о пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ 1993 г.);
— В отношении пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции РФ суть полномочий Палат Федерального Собрания в следующем: Федеральное Собрание не вправе пересмотреть положения глав 1, 2, 9; но Федеральное Собрание вправе 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы созвать Конституционное Собрание — орган, компетентный осуществлять реформу глав 1, 2, 9 Конституции РФ 1993 г. (ст. 135 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.);
— В отношении поправок к главам 3-8 Конституции РФ Палаты Федерального Собрания наделены полномочиями принимать такие поправки; при этом в Совете Федерации за это должны проголосовать не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; в Государственной Думе — не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако поправки к Конституции РФ вступают в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (ст. 136 Конституции РФ 1993 г.).
Процедура деятельности Совета Федерации и Государственной Думы по осуществлению конституционных поправок и пересмотру Конституции определена в гл. 9 Конституции РФ 12 декабря 1993 г. и в Федеральном Законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
2). Полномочия Государственной Думы не повторяют компетенцию Совета Федерации, а отражают особую специализацию этой Палаты Федерального Собрания. Полномочия Государственной Думы достаточно разнородны, но, как уже выше говорилось, в большей их части они ориентированы на взаимодействие Палаты с органами, занимающимися экономической и социальной политикой.
Согласно п. 1 ст. 103 Конституции РФ 1993 г., к ведению Государственной Думы РФ относятся следующие вопросы.
Во-первых, Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Однако это право Государственной Думы имеет ограничения: если Государственная Дума трижды отклонила кандидатуры на пост Председателя Правительства, предложенные Президентом, то Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Гарантией статуса Государственной Думы в этом случае является то, что выборы в нее должны быть назначены, как гласит Конституция РФ: из расчета, «чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска» (п. 1 «а» ст. 103; п. 4 ст. 111; п. 2 ст. 109 Конституции РФ 1993 г.).
Кроме того, в своей политической борьбе с Президентом за иную кандидатуру на пост Председателя Правительства Государственная Дума может использовать и свои конституционные полномочия, связанные с решением вопроса о доверии Правительству РФ, — хотя, конечно, это очень затяжная форма достижения Государственной Думой своих политических целей.
Во-вторых, Государственная Дума решает вопрос о доверии (недоверии) Правительству РФ. Есть две разновидности этого полномочия:
— Государственная Дума может «выразить недоверие» Правительству РФ (п. 1 «б» ст. 103; п. 3 ст. 117 Конституции РФ 1993 г.);
— Государственная Дума может рассматривать вопрос о доверии Правительству РФ (п. 1 «б» ст. 103; п. 4 ст. 117 Конституции РФ 1993 г.
Общим для обеих этих процедур является то, что это формы парламентского контроля за деятельностью Правительства, формы парламентской оценки его деятельности.
Кроме того, объединяет эти процедуры и то, что рассмотрение вопроса о доверии Правительству РФ (второе из полномочий Государственной Думы) может завершиться не только подтверждением доверия Правительству, но и отказом в доверии (т. е. выражением недоверия, — но на основе несколько иной процессуальной формы).
Соответствующие полномочия реализуются Государственной Думой на основе голосования, на котором решение в обоих случаях «принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы» (п. 3 ст. 117 Конституции РФ 1993 г.).
В обоих случаях указанные контрольно-оценочные полномочия Государственной Думы имеют ограниченный характер. Государственная Дума не компетентна принимать окончательные решения о судьбе Правительства, которому оно не доверяет. В ситуации, когда Государственная Дума выражает недоверие Правительству (либо отказывает ему в доверии) — окончательную судьбу Правительства, как и самой Государственной Думы данного созыва, решает Президент РФ. Президент при этом вправе принять одно из двух решений: либо отправить в отставку Правительство; либо распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Касаясь содержания полномочий Государственной Думы на «выражение недоверия Правительству» и «отказ в доверии Правительству РФ», отметим разницу между ними, которая, как мы уже выше отметили, касается процессуальной формы осуществления этих полномочий:
— «выражение недоверия» Правительству инициируется в Государственной Думе самой Государственной Думой, ее депутатами (п. 3 ст. 117 Конституции РФ); между тем как процедура рассмотрения вопроса «о доверии Правительству» (которая может завершиться и «отказом в доверии»), инициируется самим Правительством: согласно Конституции РФ 1993 г. «Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ» (п. 4 ст. 117 Конституции РФ 1993 г.);
— «выражение недоверия» должно быть рассмотрено (и проголосовано) в Государственной Думе дважды с разрывом в 3 месяца. То есть, в соответствии в конституционной процедурой (п. 3 ст. 117 Конституция РФ 1993 г.), Государственная Дума выражает первое недоверие, а через три месяца его подтверждает — только тогда Президент должен осуществлять свою конституционную компетенцию: либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Государственную Думу; «отказ в доверии» же («подтверждение доверия») голосуется в Государственной Думе только однажды, причем, если Государственная Дума принимает решение об «отказе в доверии», то сразу после этого, в течение семи дней Президент обязан либо отправить в отставку Правительство, либо объявить о роспуске Государственной Думы (п. 4 ст. 111 Конституции РФ 1993 г.).
В-третьих, продолжая перечень вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, укажем, что наряду с дачей согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и решением вопроса о доверии Правительству РФ важнейшим из полномочий Государственной Думы является назначение на должность Председателя Центрального Банка (п. 1 «в» ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).
В-четвертых, Государственная Дума осуществляет свою долю назначений в состав Счетной Палаты — орган парламентского финансового контроля РФ, формируемый Палатами Федерального Собрания на паритетной основе. Обратим внимание, что Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности первое лицо — Председателя Счетной Палаты, а также половину состава ее аудиторов.
В-пятых, к компетенции Государственной Думы относится «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека это должностное лицо парламента, предназначение которого заключается в том, чтобы обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.















