110451 (709381), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Другая версия говорит о возникновении карт в Китае в VII–VIII веках. Изготавливались они с помощью гравировки изображения на хлопчатой бумаге.
Карты делились на две неравные части: вверху – цитата из какой-либо пьесы, внизу – сценка, иллюстрирующая цитату. Следовало верно соединить текст и иллюстрации. В XII веке в Китае появились и игральные карты, где фоски отсутствовали: в колоде из 36 карт существовало 4 масти. Девять карт каждой масти имели свой титул (по восходящей) согласно титулам государственных чиновников в Китае. Эти карты уже использовались и для игры, и для гадания.
Японские карты VII–IX веков были предназначены для обучения, а также для утонченных литературных забав образованных людей. Изысканными необычным был материал, из которого изготавливались карты: перламутровые створки раковин, на которых были изображены строчки стихотворений. Нужно было правильно собрать стихотворение так как первые карты попалив Италию «из страны Сарацин», т.е. от арабов после первых крестовых походов, то считалось также, что карты изобретены арабами.
Наиболее полно и последовательно (на русском языке) история карт изложена в Энциклопедическом словаре Врокгауза и Ефрона: ввсего вероятнее, что карты изобретены в Китае. В словаре Чинг-цзе-Тунга, сделавшемся известным в Европе в 1678 году, говорится, что карты изобретены в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году были в Китае уже в повсеместном употреблении.
В Европе игральные карты появляются не раньше эпохи крестовых походов. Одно из первых документальных известии о картах относится к 1379 году. Итальянский живописец Николо Кавеллуццо вносит под этим годом в хронику своего родного города следующее известие: введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб» (карты также упоминаются в датированной 1377 годом хронике немецкого монаха Йоганнеса, жившего в Швейцарии. Хроника, хранящаяся в Британском музеев Лондоне, называет карты 4мудрой и нравоучительной игрой»). Едва ли, однако, карты были изобретены арабами: закон Магомета запрещает правоверным изображать человеческие фигуры. Древнейшая карточная игра – тарок – была изобретена в Италии. Общепринятого типа для карт здесь долгое время не было.
Сохранились итальянские карты, гравированные на меди в Падуе, Венеции или Флоренции в 1845 году; их приписывают резцу известных граверов – Мантеньи или Финигуэрры. Карты эти отличаются очень тонкими красивым рисунком, прекрасною гравировкою, отчетливого, хотя несколько бледною печатью. Величиною они 9 дм в длину и 3,5 в ширину (китайские карты не превышают 3,5 дм в длину и 3,5 дм в ширину). В Испании выделка карт никогда не достигала такого художественного исполнения, как в Италии. Там была изобретена своя национальная игра – hombre, появившаяся в измененном виде во Франции и России, где при Екатерине II от игры в ломбер произошло и название столов для карточной игры. Испанцы пристрастились к игре в карты не менее, чем итальянцы; спутники Колумба, устроив первое европейское поселение на острове Сан-Доминго, прежде всего занялись фабрикацией карт из пальмовых листьев...
Немцы выделывали итальянские тароковые карты, но в половине XV века появились в Германии и национальные масти.
Господствовали масти, принятые в современных немецких картах: сердца (Herzen, Rot), зелень (Grun), желуди (Eicheln, Eckern) и бубенчики (Schellen). Одна из самых старинных игр, изобретенных в Германии, — ландскнехт. В Германии (как и в других странах) игральные карты применялись к педагогическим и тому подобным целям; явились карты географические, исторические, хронологические и прочие. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове Томас Мернер в своем сочинении н Chartiludium logicae» учил логике по картам, разделив ее положения по мастям. Были и политические (первоначально появились во Франции), и сатирические карты. После войны за освобождение явились в Германии портретами ее деятелей» .
Существует легенда о том, что карты современного вида введены в употребление французским живописцем XIV века, королевским шутом Сакменом Грэн‑гоннером, будто бы придумавшим их для забавы слабоумного короля Карла VI и усовершенствовавшим их при Карле VII. Но и эта версия неудовлетворительна, так как существует документальное упоминание о появлении карт в Италии еще раньше.
Однако в ХV веке во французских картах устанавливается тот тип, который ныне находится в повсеместном употреблении: четыре масти — черви (coeur), бубны (car-reau), трефы (trefle) и пики (pique). Трудно решить первоначальные формы этих мастей: сердца, бубенчики, желуди и листья плюща — в Германии или Франции; несомненно, что формы эти являются во многих готических орнаментах. По одному из предположений четыре масти французских карт изображают собой четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы — эмблема меча, пики – копья, бубны – знамена или гербы, червы – щиты.
Так как против карточных игр постоянно издавались строгие законы, ремесло выделки карт во Франции было только терпимо, фабриканты их причислялись к цеху бумагоделателей и рисовальщиков. Только в 1581 году образовалась корпорация карточных фабрикантов, существовавшая до 1789 года. В XVII столетии законы против игроков были особенно строги.
Все домохозяева, в квартирах которых играли в брелан, или игорную «академию», объявлялись лишенными гражданских прав и изгонялись из города; карточные долги и всякие обязательства по ним законом не признавались; отцы имели право взыскивать по суду деньги с тех, кому дети их проигрывали какую-нибудь сумму. Последующими законами устанавливалась еще пеняв 3000 ливров и тюремное заключение. Все это было безуспешно, так как пример страсти к игре подавали вельможи и сами монархи. Своего апогея страсть к игре достигла во Франции при Людовике XIV. Вместе с игрою развилось и шулерство, даже при дворе. Уже при Генрихе II оборотная сторона карт делалась крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулера не могли делать на ней знаков.